Нагорная проповедь
На протяжении многих лет Иисус читал и слышал о пришествии Мессии. Во всех книгах и рассказанных шепотом историях Спаситель казался лишь мечтой всех скорбящих. Но из уст Иоанна слетели слова, которые четко провозглашали близкое пришествие Спасителя. В сердце Иоанна не было сомнений, в его высказываниях не было вопроса. Скорое появление Мессии было так же бесспорно, как наступление зари по истечении ночи.
Иисус покинул Иоанна и ушел в пустыню Иудеи думать о мессии, появление которого предсказал Иоанн. Сорок дней он оставался в полном одиночестве в пустыне, проводя время в молитвах и медитациях.
Из пустыни Иисус возвратился домой с мыслями о Братстве Людей и мире Справедливости и Покоя. Но он недолго оставался в Галилее, потому что приближался Песах – время ежегодного паломничества в Иерусалим.
Иисус отправился в Священный город на ежегодный праздник. Все еще погруженный в мысли о Царствии Небесном, он прибыл во двор Храма. И там снова увидел быков и связанных овец, нетерпеливых торговцев и дельцов, скупых менял, сидевших на корточках перед своими столиками с грудами монет, и паломников, пришедших прославлять Иегову, которые ходили от одного дельца к другому и торговались.
Иисус посмотрел на Храм, в котором находилась Святая Святых, а затем снова обратил взор на рыночную площадь. В нем поднялась волна негодования из?за такого непочтительного отношения к Дому Бога.
Он поднял кнут, оброненный погонщиком скота, и выгнал скотину со двора, опрокинул столы менял, рассыпав монеты по посыпанному гравием двору. Над шумом, поднятым испуганными торговцами, возвысился голос Иисуса:
«Уберите все это отсюда! Не делайте из Дома Бога рыночную площадь!»
Ничто сделанное Иисусом не могло бы больше привлечь к нему гневное внимание жрецов и религиозных вождей Иерусалима, потому что они терпимо относились к торговцам во внутреннем дворе Храма. Выгнав продавцов и менял, Иисус бросил вызов власти жрецов.
Из?за этих действий у Иисуса появилось много врагов. Но их было не так много по сравнению с друзьями и последователями, которые собирались вокруг человека, осмелившегося противостоять властям Иерусалима и предостерегшего тех, которые оскверняли Священный Храм.
В конце Песаха Иисус возвратился в Галилею и стал проповедовать в Назарете и Кане религию, идущую от сердца.
Люди, знавшие Иисуса с детства, несерьезно относились к его проповедям.
«Не сын ли он Иосифа?плотника?» – говорили люди друг другу.
«Да, он сын Марии, – отвечали им. – Вы ведь знаете его братьев и сестер, не так ли?»
«Отчего же тогда он такой умный?» – насмехались они.
Иисус услышал их и сказал:
«Нет пророка в своем отечестве и своем доме».
Он отправился в Капернаум – небольшую деревеньку на берегу Галилейского моря – и стал жить там с двумя братьями, Петром и Андреем, – скромными рыбаками, которые верили в то, что Иисус и есть ожидаемый Мессия. Очень часто Иисус выходил на берег, где собирались рыбаки, чинить свои сети и проповедовал им там.
Слава Иисуса в Капернауме постепенно росла. И постепенно разнеслась за пределами Капернаума по всем окрестным деревням и городам. Чудесные рассказы о молодом плотнике из Назарета передавались из уст в уста. Эти рассказы дошли до южных границ царства. И люди потянулись в маленькую рыбацкую деревушку, чтобы увидеть и услышать человека, о котором рассказывали так много удивительного.
Однажды на одном из холмов вблизи Капернаума собралось множество народу, чтобы услышать проповедь Иисуса. Он встал перед ними и прочитал проповедь, которая с той поры известна как Нагорная проповедь. В этой проповеди он изложил людям самые важные положения своего учения и пояснил, чем его учение отличается от учений жрецов и раввинов до него.
В этой памятной проповеди Иисус сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Не думайте, что я пришел уничтожить закон или пророков, я пришел не уничтожать, а исполнять.
Помните, что говорили прежде: не убий, а кто бы ни убил, будет предан суду. А я говорю вам: всякий, кто гневается на своего брата без причины, будет осужден.
Вы слышали: «Око за око, зуб за зуб». А я говорю вам: не отвечайте злом на зло, а если кто?то ударит вас по правой щеке, подставьте ему и другую.
Вам известно: «Возлюби своего соседа и возненавидь своего врага». А я говорю вам: любите своих врагов, благословляйте тех, кто вас проклинает, делайте добро тем, кто вас ненавидит, и молитесь за тех, которые жестоко используют вас и преследуют, чтобы вы стали детьми своего Отца Небесного. Ведь он побуждает солнце всходить и для злых, и для добрых людей и посылает дождь и справедливым, и несправедливым.
Ибо если вы будете прощать людям их зло, ваш Небесный Отец тоже простит вас. А если вы не будете прощать людям их зло, то и Отец Небесный не простит вам ваши прегрешения.
Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким и будете судимы, и какой мерою мерите, такой и вам будут мерить.
Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, ищущий находит, а стучащему отворяют.
Поэтому что бы вы хотели, чтобы делали вам, то и делайте людям, ибо это закон и пророчество.
Точно так же хорошее дерево приносит хорошие плоды, а дурное дерево – дурные. Как хорошее дерево не может принести дурных плодов, так и дурное не может дать хороших.
Поэтому всякого, кто слышит эти мои слова и делает так, как я говорю, я уподоблю мудрому человеку, который построил свой дом на скале: и дождь пролился, и половодье случилось, и ветры дули и налетали на этот дом, а он не рухнул, потому что был поставлен на камне».
В Нагорной проповеди и в большинстве последующих своих проповедей и притч Иисус подчеркивал разницу между его учением и учением иудаизма.
Иудаизм учил ЗАКОНУ.
Иисус учил ЛЮБВИ.
Нет заповедей важнее
Из числа своих последователей и учеников Иисус выбрал двенадцать человек, которых называл своими апостолами и посылал возвещать приход Мессии.
Апостолы ходили по Галилее, проповедуя людям приход Спасителя Человечества, как было предсказано пророками. А шепотом они говорили, что Иисус из Назарета и есть Тот, Кто Придет.
Толпы верующих и любопытных людей приходили в Капернаум, разыскивая Иисуса и прося его исцелить их. Потому что повсюду говорили, что Иисус великий целитель.
Куда бы ни пошел Иисус, толпы людей следовали за ним, и часто у него даже не было времени поесть.
В это время был казнен Иоанн Креститель, который выступал с резкой критикой царя Ирода Антипы, сына Ирода Великого. Горестная весть о смерти Иоанна достигла Иисуса в Капернауме.
Первая встреча Иисуса с Иоанном дала толчок к деятельности Иисуса. Весть о смерти Иоанна стала поворотным пунктом в ней.
Своей жизнью, как и смертью, Иоанн Креститель оказал влияние на своего троюродного брата в Галилее.
Иоанн заплатил жизнью за проповеди в Иудее. А своей смертью он показал, что лучшая площадка для сражения – это вражеский лагерь. И Иисус решил пойти в Иудею, даже в Иерусалим, чтобы распространять свое учение там.
Иисус знал об опасности. И все?таки он пошел в Иерусалим и деревню Бетани под Иерусалимом, чтобы распространять свое учение.
Как только о его присутствии в Иерусалиме стало известно жрецам, они стали замышлять заговор против Иисуса.
Самыми заклятыми врагами Иисуса в то время были религиозные вожди Иерусалима – фарисеи, которые хотели, чтобы люди вернулись к старой религии, существовавшей до изгнания евреев в Вавилон.
Они не верили в рай и ад, жизнь после смерти и выступали против любых учений, которые противоречили Закону Моисея или учениям первых пророков.
Высказывания Иисуса против Закона Моисея в Нагорной проповеди и после нее разгневали фарисеев.
В те времена никому в Иерусалиме не запрещалось проповедовать то, что он хотел, если только это не противоречило римскому правлению в Палестине или не было глумлением над Богом.
«Если бы Иисуса можно было признать виновным в измене либо богохульстве, – думали фарисеи, – тогда было бы легко помешать ему распространять учение».
Они пришли к нему и задали много вопросов в надежде, что Иисус выскажется против правителей страны. Но провокация не удалась, и они попытались спровоцировать его на богохульство.
Один фарисей спросил:
«Какова самая главная заповедь?»
На это Иисус ответил:
«Самая первая заповедь такова: слушай, о Израиль, Владыка наш Господь – Единый Бог! А вторая: возлюби ближнего своего, как самого себя. Нет заповедей важнее этих двух!»
Между Иисусом, учителями Закона и фарисеями состоялась долгая дискуссия. Фарисеи доказывали, что Священному Закону должно следовать буквально, а Иисус доказывал, что религия, которая не идет от сердца, ничего не стоит.
Иисус открыто осудил писцов и фарисеев и предостерег народ на их счет. Пропасть между Иисусом и вождями господствующей еврейской религии увеличивалась.
Последняя заповедь Иисуса
Через три года после того, как Иисус появился впервые и выгнал торговцев и менял со двора Храма, он вновь пришел в Иерусалим на праздник Песах.
Три года назад он приходил один. На этот раз он явился в окружении толпы, люди в которой пели, идя по улицам:
«Осанна (из древнееврейского, что означает «Спаси же!». – Пер.)! Благословен тот, кто приходит от имени Господа!»
Жители Иерусалима, которые мало знали об Иисусе из Галилеи, останавливались и спрашивали:
«Кто этот человек, которого вы воспеваете?»
«Иисус, пророк из Назарета! – отвечали приверженцы Иисуса и шли к Храму, повторяя свою песнь: – Осанна! Благословен тот, кто приходит от имени Господа!»
Когда Иисус зашел во двор Храма, вид торговцев скотом и менял снова возмутил его, и он снова выгнал их со двора.
Фарисеев и главных священнослужителей сильно обеспокоила смелость Иисуса. Когда он приходил один, они не боялись его. Но теперь, когда у него было много последователей, священнослужители и фарисеи стали опасаться его власти и влияния и тайно собрались, чтобы решить, как помешать Иисусу проповедовать, а числу его сторонников – расти.
В то утро Иисус покинул Храм и вернулся в деревню Бетани, расположенную на расстоянии около двух миль к востоку от Иерусалима, где остановился со своими друзьями.
Он знал, что в то утро его действия и высказывания в Храме разозлили священнослужителей и фарисеев. Иисус вспомнил о судьбе Иоанна Крестителя. Несколько раз в течение дня он говорил своим ученикам, что чувствует близость своего конца.
Ученики не могли понять дурных предчувствий Иисуса. Втайне они верили, что во время грядущей еврейской Пасхи Иисус откроется всем как Мессия, эта тайная надежда заставляла их ликовать.
Один Иисус ожидал праздника с тяжелым сердцем.
С Масличной горы у Иерусалима он наблюдал, как в город входят огромные толпы паломников. Повсюду шли приготовления к Песаху. Праздничное настроение царило в Иерусалиме и везде, где собирались евреи. Сердца людей наполнялись радостью в предвкушении праздника.
Только на сердце у Иисуса было тяжело от дурных предчувствий.
В ночь перед Песахом Иисус и его двенадцать апостолов собрались в доме одного из его последователей, чтобы поужинать вместе.
После того как Иисус сел во главе стола, накрытого к ужину, он заметил среди своих Учеников соперничество за почетные места рядом с Учителем, немедленно встал со своего места, взял тазик с водой и стал мыть ноги своих учеников. Они были поражены, видя своего Учителя за таким занятием, некоторые стали возражать. Но Иисус сказал:
«Вы спорили между собой за почетное место. Я показал вам пример того, как надо поступать. Помните, слуга не важнее своего господина, и тот, кто послан, не важнее того, кто послал его».
Ученики поняли упрек и молча приступили к ужину.
На столе были мясо и вино. Но мало кто из них мог теперь есть. На пиру не было радости.
Когда они так молча сидели, Иисус вдруг сказал:
«Истинно говорю вам, один из вас предаст меня».
Его слова испугали учеников. Они печально посмотрели друг на друга и прошептали:
«Это я, Учитель, я?»
«Это один из двенадцати, который сейчас ужинает со мной, – сказал Иисус и добавил: – Лучше бы этот предатель не родился на свет».
Все ели молча. А когда эта печальная трапеза закончилась, Иисус поднялся и повернулся к своим ученикам. Он посмотрел на них глазами полными нежности и любви и сказал:
«Дети, я буду с вами еще недолго. Вы будете искать меня, но туда, куда я уйду, вы не сможете пойти.
Так что сейчас я даю вам новую заповедь, чтобы вы любили друг друга. Как я любил вас, так и вы любите друг друга. Благодаря этому все будут знать, что вы мои ученики – если вы будете любить друг друга».
В конце скорбного пути
В ту ночь Иисус вышел из города в Гефсиманский сад, куда часто ходил молиться и медитировать. Все его ученики были с ним, за исключением Иуды, сына Симона, который покинул их в тот вечер раньше.
Была уже поздняя ночь, когда Иисус и его ученики добрались до заброшенного сада, они устали. Один за другим ученики заснули.
После полуночи тишину и тьму сада нарушило появление Иуды, ведущего за собой отряд офицеров и солдат с фонарями, факелами и оружием.
Иисус выступил вперед навстречу офицерам.
«Кого вы ищете?» – спросил он их.
«Мы ищем человека по имени Иисус из Назарета», – ответили они.
«Это я».
Офицеры схватили и связали его. Шум в саду разбудил спящих апостолов. Увидев офицеров и солдат, «все ученики покинули его», а в это время Учителя уводили в дом первосвященника.
После длительной и изматывающей ночи обвинений и оскорблений Иисуса привели в зал суда, где он предстал перед Понтием Пилатом, римским правителем Иерусалима, и был обвинен в богохульстве и подстрекательство к бунту.
Понтий Пилат, которого мало интересовали религиозные ссоры евреев, расспросил Иисуса, чтобы выяснить, не являлся ли он одним из множества людей, которые побуждали народ к мятежу против римского владычества в Палестине. Он счел его невиновным в измене и решил отпустить. Но враги Иисуса выдвинули против него новые обвинения.
«Этот галилеец подстрекает людей идти против Закона!» – сказали они.
«Если он из Галилеи, тогда его должен судить Ирод Антипа, правитель Галилеи, а не я», – сказал Пилат и отправил Иисуса к Ироду, который находился в то время в Иерусалиме.
Ирод издевательски отправил его назад к Пилату. И Пилат объявил приговор Иисусу, которого счел виновным в богохульстве, а за это преступление он должен был понести наказание – смерть.
В те времена существовал обычай: правитель в честь праздника даровал помилование одному из преступников, осужденных на смерть. И теперь перед Понтием Пилатом стояли Иисус из Назарета и преступник по имени Вар?Равван, который подстрекал к бунту против Римской империи.
«Которого из них вы хотите, чтобы я помиловал?» – спросил Понтий Пилат священнослужителей в зале суда.
«Вар?Раввана», – ответили они.
Вар?Равван был отпущен, а Иисус из Назарета отдан солдатам, чтобы быть казненным жестоким способом, принятым у римлян, – распятием на кресте.
Охраняемого солдатами и сопровождаемого любопытной и насмешливой толпой, Иисуса вместе с двумя ворами, которых тоже должны были распять в тот день, повели из зала суда на Голгофу – гору за пределами города.
В те времена у римлян был обычай заставлять осужденных на смерть нести на себе кресты, на которых их должны были распять.
Крест, который нес Иисус – так говорится в одной истории, – был особенно тяжел.
В то время, когда Вар?Равван подстрекал к мятежу против римлян в Иерусалиме, были убиты несколько человек. И один из убитых был единственным сыном иерусалимского плотника.
Отец убитого юноши задумал отомстить за потерю своего единственного ребенка. Но Вар?Равван был уже арестован и осужден на смерть.
Убитый горем отец пошел к римским солдатам, принес им вина и подарки, чтобы они разрешили ему сделать кресты для двух воров и Вар?Раввана. И он получил такое разрешение.
Он сделал крест для Вар?Раввана очень тяжелым, чтобы осужденный мятежник еще больше страдал, неся его на Голгофу.
Но Вар?Равван был помилован, и его крест отдали нести Иисусу из Назарета.
Когда Иисус шел, спотыкаясь под тяжестью огромной ноши, римские солдаты выхватили из толпы человека по имени Симон Киринейский, шедшего с работы домой, чтобы тот помог Иисусу нести крест.
У римлян был обычай оставлять на каждом кресте надпись с именем распятого и названием преступления, за которое тот был казнен. И на крест Иисуса они прибили издевательскую надпись:
«Иисус из Назарета – царь евреев».
Когда к Иисусу подошли иерусалимские женщины и предложили ему напиток, приготовленный из ладана, мирры и уксуса, дабы облегчить его боль, он отказался.
А когда солдаты и толпа осмеивали его, он тихо шептал:
«Прости их, Господи, ибо они не ведают, что творят».
Через несколько часов на кресте его боль стала невыносимой и Иисус вскричал:
«Боже мой, Боже, почему ты покинул меня?»
А затем он произнес едва слышно:
«Это конец…»
Склонил голову и испустил дух.
Еврейское религиозное течение, именуемое христианством
Врага Иисуса, которые стали причиной его смерти, хотели не столько убить его, сколько уничтожить религиозное течение, которое он организовал. Они полагали, что смерть вождя уничтожит его.
И ошиблись.
Ученики Иисуса стали собираться тайно, чтобы продолжать дело своего вождя.
Они стали называть его Иисусом Христом, что означало «Иисус Помазанник Божий», а себя – последователями Христа, ХРИСТИАНАМИ.
Большинство последователей Иисуса были людьми бедными. В Кане и Капернауме, в Бетсаиде и Геннисарете (небольшой округ на северо?западном берегу Галилейского озера. – Пер.), в Самарии и Наине, а позднее в Бетани и Иерусалиме Иисус всегда был среди простых людей, проповедуя бедным и угнетенным.
Учение Иисуса стало расцветать после его смерти. О нем начали рассказывать удивительные вещи.
Говорили, что Иисус на какой?то свадьбе в Кане превращал воду в вино.
Он ходил по морю.
Он накормил пять тысяч голодных пятью хлебами.
Но удивительнее всего были рассказы о его силе целителя. Он возвращал зрение слепым, глухим – слух, немым – речь, безумцам – разум. Паралитиков заставлял ходить, излечивал проказу.
Однажды, как повествует одна история, Иисус пришел к пруду Бетезда, где собирались многие больные, веря в то, что вода пруда обладает целительной силой, если искупаться. Среди больных был один человек, который хромал в течение тридцати восьми лет. Иисус повернулся к этому человеку и сказал:
«Поднимайся, бери свою постель и иди!»
Человек, который не ходил почти сорок лет, встал с постели и пошел.
Иисус не только исцелял больных, но даже возвращал к жизни мертвых.
Удивительные рассказы об Иисусе быстро распространялись среди бедных людей Палестины. Они шептали друг другу, что Иисус через три дня после распятия на кресте поднялся из своей могилы и вознесся на Небеса, где и будет оставаться, пока не истечет «срок и сроки и половина срока». И тогда он придет и откроется людям.
Те, кто ожидал прихода Мессии, надеялись, что второе пришествие Иисуса наступит еще при их жизни.
Надежда на его скорое второе пришествие завоевала многих сторонников нового религиозного течения, члены которого верили, что Иисус и был Мессией и восстал из мертвых, а второе пришествие совсем близко.
Вожди нового религиозного течения организовали своих последователей в общину, которая получила название Общность Имущества. Все, кто хотел стать членом этого религиозного течения, сначала проходили обряд крещения.
Они называли друг друга «брат» и «сестра».
Они вместе ели за столом.
Они заботились о больных и попавших в беду.
Они избегали богатых.
И все, что имел каждый из них, было собственностью всех.
Такова первая еврейская секта, членов которой называли христианами. Они собирались тайно, и их число росло.
Когда раввины поняли, что число последователей Иисуса множится, они встревожились и послали солдат, чтобы те арестовали их и посадили в тюрьму.
Но раввин Гамалиил, внук раввина Гиллеля Старшего, учением которого восхищался Иисус, спас вождей христиан, сказав:
«Не трогайте этих людей, оставьте их в покое. Если их труды и учения идут от людей, им не будет сопутствовать успех. Но если их учение идет от Бога, как они утверждают, вы не можете ниспровергнуть его».
Павел из Тарса
Задолго до Иисуса евреи стали рассеиваться среди других народов. Сначала их угоняли с родины силой. Позднее они покидали ее по доброй воле.
А во времена Иисуса в городе Тарсе, в Киликии, существовала большая еврейская община. Среди ее членов был один богатый купец по имени Сиссай Бенджамит, который имел сына Саула.
Из?за того, что Саул родился свободным гражданином Римской империи, его также знали под римским именем Павел. А так как он был единственным сыном богатого человека, то он получил хорошее образование.
В юности Павел проводил много времени у воды, наблюдая за тем, как по Великому Морю, которое теперь называется Средиземным, приходят корабли.
Павел очень хотел стать моряком. Но его отец желал, чтобы сын стал раввином. Когда Павел достаточно подрос, его отправили в Иерусалим учиться у раввина Гамалиила, внука раввина Гиллеля Старшего.
Так что когда Иисус, живя в Назарете и Кане, подпал под влияние благородного учения раввина Гиллеля, Павел из Тарса, находясь в Иерусалиме и будучи приблизительно одного возраста с Иисусом, подпал под влияние внука этого благородного раввина.
Закончив обучение, Павел возвратился в Таре, на родину, и там стал преподавать Закон и работать вместе со своим отцом.
Весть о распятии Иисуса застала Павла в Тарсе, но не сильно взволновала, поскольку он полагал, что два религиозных вождя – Иоанн Креститель и Иисус из Назарета – сами были виноваты в своей гибели. Павел не испытывал сочувствия ни к кому, кто проповедовал что?либо шедшее вразрез со Священным Законом.
Подобно многим раввинам своего времени, Павел верил, что после казни Иисуса его последователи разбредутся кто куда. И подобно своим коллегам фарисеям и раввинам, ошибался.
В Иерусалиме стало неспокойно. Последователи Иисуса начали тайно собираться и распространять его учение. И Павлу в Таре было послано сообщение:
«Раввин Павел, если Закон Моисея и миссия Израиля для вас священны, приезжайте в Палестину и помогите нам уничтожить последователей назаретянина, называемых христианами, число которых растет день ото дня и влияние которых на Закон начинает ощущаться».
Павел немедленно отправился в Иерусалим принять необходимые меры для уничтожения новой секты. Он был проницательным организатором и собрал силы против разрозненных последователей Иисуса, жестоко преследовал их в Иерусалиме и отправился за ними в Самарию. Когда ему сказали, что число их сторонников растет в Дамаске, Павел поехал и туда, полный решимости покончить с ними.
Но по дороге в Дамаск у Павла изменилась точка зрения. Он продолжил свой путь в Дамаск, но не для того, чтобы преследовать членов нового религиозного течения, а чтобы вступить в их ряды и помогать им распространить Благую Весть.
И с того момента до конца своих дней Павел посвятил себя распространению учения Иисуса.
Двадцать пять лет он путешествовал из города в город, из страны в страну. Куда бы ни приехал Павел, он разыскивал синагоги и в них проповедовал Евангелие.
И хотя Павел не обладал приятной внешностью и был слабым оратором, его искренность завоевывала ему много слушателей.
Однако он не сразу обратил в свою веру большинство. Евреи в зарубежных странах отвергали его, как раньше отвергали Иисуса в Иерусалиме. А греки и римляне, которым еврейская религия была чужда, не принимали его учение всерьез. Они считали себя гораздо выше евреев и обращали мало внимания на религию народа покоренной Иудеи.
Павел не унывал, продолжал путешествовать по Сирии, Киликии, Македонии, Криту, Сицилии и побывал в Риме. И куда бы ни приехал, он нес с собой Благую Весть, говоря:
«Этот Иисус, о котором я говорю вам, это Христос, Мессия!»
Он повсюду организовывал небольшие группы последователей, рассказывая им о группах последователей из других мест, отчего люди начинали чувствовать себя членами огромного братства, которое завоюет всю Землю.
Кроме того, путешествуя и учреждая церкви именем Иисуса, он писал письма своим приверженцам в разных странах, объясняя свою веру, эти письма повсюду укрепляли веру прихожан в организованных им церквях.
Когда Павел приехал в Рим, чтобы основать христианскую церковь, был арестован и обвинен в измене. Несколько лет он провел в тюрьме. Потом обстоятельства его дела были представлены на рассмотрение императора Нерона, и тот его освободил.
Павел продолжил проповедовать в Риме. Его вновь арестовали, судили и казнили.
Павел умер. Но его дело было сделано.
В то время, когда Павел обратился к учению Иисуса, новая еврейская секта была очень малочисленна, но благодаря его неустанному труду христианство укоренилось и, по всем приметам, могло перерасти во Всемирную Религию.
Появление христиан неевреев
Павел начал распространять Благую Весть об Иисусе среди язычников за пределами Палестины.
После его смерти заботой христиан стало обращение в свою веру язычников, особенно греков и римлян, поскольку они к тому времени были уже готовы к тому, чтобы новая религия вытеснила их собственную.
В религии греков не существовало Создателя, Священного Писания и почти не было священнослужителей.
Греки полагали, что их страна находится в центре земли, а в самом центре страны простирается гора Олимп, на вершине которой обитали многочисленные боги, в которых они верили.
Далеко от Греции, на берегах прекрасной реки под названием Океан, согласно верованиям, располагалась группа островов под названием Острова Блаженных, куда люди, которые жили правильно, приглашались богами и наслаждались там вечным счастьем.
Из всего множества греческих богов Юпитер был царем, Юнона – царицей небес, Аполлон – богом солнца, медицины, музыки и поэзии, Венера – богиней красоты, смеха и брака, Нептун – богом морской стихии, а Плутон – преисподней.
Греческие боги были почти как люди. Они влюблялись, ненавидели, страдали от боли, гневались, искали удовольствий и ревновали друг друга.
Помимо них, у греков были полубоги, вроде Геркулеса. Кроме того, они поклонялись даже некоторым обычным людям.
В конце концов, в Греции стало так много богов, полубогов и божеств в человеческом обличье, что люди перестали в них верить.
Почти так же обстояло и у римлян во времена Павла.
Многих греков и римлян, которые хотели найти религию, удовлетворяющую их, привлекали еврейские синагоги, где евреи слушали проповеди о Едином Справедливом Боге. Но евреи настаивали, что принявший иудаизм должен следовать их Закону и обычаям. Грекам и римлянам было очень трудно принять Закон и все обычаи евреев.
Когда появился Павел и сказал, что греки и римляне могут входить в церковь, не подчиняясь еврейскому Закону, пока они считают Иисуса своим Богом, недавно основанная церковь приобрела среди них множество последователей.
Таким образом, учение Иисуса благодаря церкви, основанной Павлом, начало распространяться среди язычников.
Спустя приблизительно сто лет после смерти Иисуса его учение начало распространяться в Малой Азии, Сирии, Македонии, Греции и Риме. Оно пустило корни даже в Египте.
В те времена христиане считали себя новым народом на Земле, поистине Избранным Богом.
Каждое воскресенье, которое они называли Божьим Днем, они собирались, чтобы помолиться и почитать Библию.
Каждую среду и пятницу они постились.
Ежедневно они повторяли молитву «Отче наш».
Они были добры к больным и щедры к бедным. Некоторые из них доходили до того, что продавали себя в рабство, чтобы на полученные деньги помочь тем, кто в беде.
Спустя сто лет после смерти Павла Священные Писания христиан были собраны в книгу. Христиане считали Ветхий Завет – священное писание евреев – своим Священным Писанием. К нему они добавили небольшую книгу под названием Новый Завет.
Каждый человек, который становился христианином, ощущал, что его долг – распространять Благую Весть, и считал себя миссионером. Так число последователей христианства росло день ото дня.
В те времена подданные римского императора поклонялись своему царю, как богу. Но христиане отказались поклоняться ему, за что их жестоко преследовали.
На протяжении почти трехсот лет христиане страдали от гонений со стороны римских императоров. Но преследования только сплотили христиан в их вере и укрепили ее.
В 312 году н. э. римский император Константин принял христианство и сделал его государственной религией. Это положило конец преследованиям христиан.
Но как только кончились гонения, среди самих христиан в разных странах начались раздоры. Возникали многочисленные религиозные течения, каждое из которых проповедовало свою веру в Иисуса или апостолов.
Некоторые из этих сект проповедовали, что Иисус – Бог, другие – что Иисус был во всем человеком, третьи – что епископы церкви не настолько святы, как утверждают.
Но, несмотря на распри и нарождавшуюся ненависть, они по?прежнему продолжали распространять свое учение среди язычников. Каждое религиозное течение пыталось обратить в свою веру как можно больше людей.
Около шестисот лет спустя после смерти Павла казалось, что христианство вскоре приобретет размах всемирной религии.
Однако приблизительно в это время, ближе к началу VII века по христианскому исчислению, в Аравии зародилась новая религия, которая вскоре начала соперничать с христианством по темпам роста и популярности.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Класснуть
Читать еще: