Благодаря этому все люди узнают, что вы мои ученики – если у вас есть любовь друг к другу.
Из последней заповеди Иисуса

Основано: 30 г. н. э.
Основатель: Иисус Назарет, именуемый Христос (6 г. до н. э.? – 29–30 г. н. э.?).
Место: Палестина (теперь Израиль).
Священные книги: Ветхий и Новый Завет, апокрифы. Ветхий Завет, за исключением расхождений в порядке изложения материала, совпадает с еврейскими писаниями. Новый Завет состоит из истории Иисуса, рассказанной в четырех Евангелиях, истории образования Церкви, изложенной в Деяниях святых апостолов и Посланиях, и Откровения Иоанна Богослова, содержащего пророчества о конце света. Апокрифы состоят из четырнадцати разрозненных трудов, которые образуют мостик между Ветхим и Новым Заветом.

Распространение: христиане расселены по всему миру. Они преобладают в Северной и Южной Америке и Европе. Очень большое число христиан, объединенных в церкви почти двухсот пятидесяти конфессий, проживает в США.

Религиозные течения: христианство делится на Греческую ортодоксальную, Римско?католическую и Протестантскую церкви. Существуют около двухсот пятидесяти протестантских конфессий.

Надежда евреев

Со времен, когда Моисей вывел свой народ из египетского рабства, евреи верили, что в трудный час Бог Иегова ниспошлет им Спасителя, который одержит победу над врагами и принесет счастье вечной Справедливости и Мира.
Этого желанного Спасителя называли Мессией – Помазанником.
Никогда в истории еврейского народа надежда на пришествие Мессии не была столь велика, как во времена правления Августа Цезаря, приблизительно за сто лет до того дня, когда Палестина была полностью завоевана римлянами. Страдания евреев в тот период были очень велики, и люди надеялись, что их беды – знак того, что придет их избавитель.
Маленькую книгу объемом меньше тридцати страниц под названием «Книга пророка Даниила» читали и обсуждали все.
В этой небольшой любопытной книжке Даниил изложил много необычных снов.
В одном сне он видел четырех огромных зверей, которые выходили из моря. Один был похож на льва с орлиными крыльями. Другой – на голодного медведя. Третий выглядел как леопард с четырьмя головами и четырьмя крыльями. Но самым страшным был четвертый зверь с железными зубами, медными когтями и десятью рогами на голове. На тех рогах были глаза и говорящие рты, которые вещали совершенно ужасные вещи.
В другом сне Даниил увидел, как из реки выходит баран с двумя длинными мощными рогами, которые он направлял на запад, север и юг, и ни один зверь не решался противостоять ему. Так было до тех пор, пока на западе не появился могучий козел с одним?единствен?ным рогом между глаз. И он напал на барана и затоптал его.
Даниил увидел эти и многие другие сны, которые не смог понять. Но к нему явился ангел и объяснил значение снов.
Ангел сказал, что пришло время Сына Человеческого из рода Давида, чтобы установить Царствие Небесное на земле и принести счастье и мир на нее.
Как скоро это случится, ангел не сказал.
Но однажды Даниил услышал, как ангел предсказывает время пришествия Мессии, которое наступит после «срока и сроков и половины срока».
Когда именно наступит этот «срок и сроки и половина срока», Даниил не знал.
И тем не менее было сделано множество вычислений.
В небольшой Книге пророка Даниила также говорилось, что перед явлением Мессии «наступит период бед, каких еще никогда не знал еврейский народ».
Эти бедственные времена, как думали евреи, находясь под властью римлян, несомненно, пришли. Многие ожидали Избранного со дня на день. Некоторые даже раздавали свое имущество, покидали жен, детей, дома и работу и начинали поститься и молиться, чтобы подготовиться к Великому Дню.
Пришествие Мессии обсуждалось в синагогах, на рыночных площадях и в домах по всей стране. И ученые, и простые люди, и старые, и молодые везде обсуждали приход Мессии.
«Мессия! Мессия! Его день близок! Да будет благословенно имя Божие!»
Его называли и Помазанником, и Сыном Человеческим, и Сыном Давида. Иные шепотом говорили о нем как о Сыне Божьем.
Как будет выглядеть Мессия, когда придет?
Как смогут люди узнать его?
Будет ли он рожден женщиной или спустится прямо с Небес на Огненной Колеснице, которая увезла пророка Илию?
Такие вопросы задавали люди. Среди них находились сведущие, которые описывали Мессию и говорили:
«Сын Давида появится на вершине горы в сияющей короне на голове под балдахином, ведомый пророком Илией и ангелами».
«Но где именно появится Мессия?» – спрашивали некоторые.
«Он появится на севере», – отвечали одни.
«Он появится на юге», – отвечали другие.
А третьи говорили:
«Сын Давида появится с тучами небесными и спустится с крыши Священного Храма Иерусалимского».
Независимо от разногласий в том, где и как появится Спаситель, все сходились на том, что он скоро придет. И разговоры о его приходе были постоянно у людей на устах.

Один плохой царь и три мудреца

В те дни настоящим правителем Иудеи был римский император Август Цезарь. Но в Иудее был и свой собственный царь. Он не был ни евреем, ни римлянином, ни греком. Он был человеком, в котором были намешаны крови разных народов, включая филистимлян. Если бы он не был царем, так бы и остался в истории незамеченным. Но он был царем и носил имя Ирод Великий.
Рассказывают, что царь Ирод был очень плохим царем. Со времен сотворения Земли на ней было очень много царей. Если бы их имена и титулы были написаны в одну строчку, то она достигла бы Луны или даже протянулась еще дальше. При этом трудно было бы назвать достаточное количество хороших царей, чтобы исписать одну страницу, даже маленькую. Ирод не был исключением.
И хотя его жизнь во дворце не была очень счастливой, царь Ирод хотел оставаться правителем Иудеи всегда. И ничто не приводило его в больший гнев, чем разговоры людей о пришествии Мессии, Сына Давида, который станет царем евреев.
Однажды – а царю Ироду тогда было почти семьдесят лет – во дворец пришел царский шпион и сказал:
«Ваше величество! В Иерусалим прибыли три мудреца и с ними груз сокровищ. Они ходят по городу и спрашивают: «Где ребенок, рожденный стать царем евреев? Мы прибыли поклониться ему!»
«Немедленно привести ко мне этих мудрецов!» – повелел царь.
Когда трех мудрецов – волхвов – доставили к царю, он спросил:
«Какой был знак, что родился ожидаемый Сын Давида, царь евреев?» И маги ответили:
«Мы видели, как на востоке взошла звезда и двигалась перед нами до тех пор, пока мы не пришли сюда. Вот такой нам был дан знак».
Злой царь немного подумал и сказал:
«Пойдите и найдите ребенка, который был рожден, чтобы стать царем евреев. А когда найдете, сообщите мне, где он находится, чтобы я тоже мог поехать и поклониться ему».
Волхвы покинули царя и последовали за пурпурной звездой, восход которой они видели на востоке. Они вышли из Иерусалима и дошли до Вифлеема. Там звезда остановилась над обиталищем, в котором тогда укрывались плотник Иосиф, его жена Мария и их новорожденный сын Иисус.
Волхвы вошли в хлев, стали на колени перед младенцем, лежавшим на коленях у матери, и положили к ее ногам золото, ладан и мирру, которые привезли с собой. А потом покинули Вифлеем.
Но в Иерусалим не вернулись. На то они и мудрецы, чтобы понять, что царь Ирод вовсе не собирался поклониться ребенку, он намеревался причинить ему вред. И волхвы уехали к себе на родину в Персию.
В ту ночь плотнику Иосифу приснилось, что царь Ирод послал в Вифлеем людей убить младенца Иисуса. Он был так напуган этим сном, что на следующий же день вместе с женой и ребенком бежал в Египет.
Тем временем царь Ирод ожидал возвращения трех мудрецов, и чем дольше длилось его ожидание, тем больший гнев его охватывал. Наконец, когда он понял, что волхвы не вернутся, он начал придумывать, как убить ребенка, но, так как не знал, чей это ребенок, приказал убить всех мальчиков в возрасте до двух лет.
Со всеми злыми царями происходит одно правильное событие – рано или поздно они умирают. И Ирод Великий умер вскоре после того, как Иосиф со своей семьей бежал в Египет.
Когда весть о смерти царя достигла Египта, Иосиф с семьей возвратился на родину и поселился в городе Назарете провинции Галилея.

В городе Назарете

Город Назарет в Нижней Галилее был невелик и скрывался вдали от торговых путей в долине в окружении холмов. Все дома в городке были построены из белого камня, привезенного из близлежащих каменоломен. Издали белизна камня построек, прилепившихся к склону горы, от солнца казалась ослепительной, и люди окрестили Назарет «Белым городом».
Назарет находился на расстоянии всего лишь пятидесяти пяти миль от Иерусалима. Но в те времена, когда самым быстрым средством передвижения был ослик, шум большого города не достигал небольшого сельского городка, затерянного в горах Галилеи.
В те времена в Палестине все, кто мог себе это позволить, отправляли своих детей в Иерусалим получать образование у великих раввинов. Плотник Иосиф не мог себе этого позволить. Но во время работы в своей столярной мастерской он научил Иисуса всем святым заповедям. Мария разучила с ним утреннюю и вечернюю молитвы. А в синагоге по субботам и во время многочисленных праздников Иисус слушал отрывки из Библии и многое узнал о Священном Законе и обычаях, которым должны следовать благочестивые евреи.
Согласно некоторым авторам, описывавшим детство Иисуса, в этом мальчике не было ничего необычного, пока он был ребенком. Однако другие написали не один пухлый том апокрифических Евангелий, в которых весьма подробно описаны чудеса, совершенные Иисусом в детские годы. Многие истории, рассказанные в апокрифических книгах, связаны с образованием Иисуса.
Согласно одной из них, юный Иисус обладал пытливым умом и огромной любовью к учению. Его отвели к одному раввину, который должен был научить его алфавиту, и мальчик вскоре удивил своего учителя, перечислив все буквы алфавита, символическое значение их формы и причину, по которой каждая буква занимает предназначенное ей место.
Иисус был мечтательным ребенком, любил задерживаться в синагоге и слушать, как старшие обсуждают Библию и обмениваются рассказами о раввине Гиллеле Старшем, который жил приблизительно пятьюдесятью годами раньше.
Рассказывают, что однажды один язычник пришел к раввину Гиллелю и спросил: «Вы можете научить меня Священному Закону, пока я стою на одной ноге?» На что раввин Гиллель ответил: «Не делай другим того, что тебе ненавистно, – вот и весь Священный Закон!»
Этот и многие другие рассказы Иисус услышал в синагогах Назарета. Слушать такие истории ему было приятнее, чем играть в поле. Но больше всего ему нравились перешептывания о приходе Мессии, который заполнит сердца, находящиеся под гнетом скорби, вечной радостью.
Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, в его жизни произошли большие изменения. В этом возрасте он прошел обряд конфирмации и должен был приступить к изучению Закона. Одной из самых важных обязанностей молодого человека, прошедшего обряд конфирмации, было паломничество в Иерусалим с целью празднования Песаха. В год прохождения конфирмации Иисус покинул Назарет впервые в своей жизни, чтобы отправиться в Иерусалим, столицу Палестины.
Бедные и богатые, старые и молодые со всех концов Палестины шли в Иерусалим на Песах. Те, у кого имелись ослы и верблюды, ехали верхом, остальные шли пешком.
Плотник Иосиф был слишком беден, чтобы иметь даже осла. Так что Иисусу и его родителям пришлось идти пешком от Назарета в Галилее через Самарию до Иерусалима – более пятидесяти пяти миль.
По дороге они встретили паломников из других уголков страны. Чем ближе они подходили к Иерусалиму, тем больше становилось число паломников. К тому моменту, когда город появился в поле зрения, они представляли собой могучую армию мужчин, женщин и детей, идущую служить Иегове в его Храм.
Иисус много слышал об Иерусалиме и часто пытался представить себе великолепие Города Бога. Идя теперь в толпе паломников, он пришел в восхищение, когда на горизонте показались первые очертания известного всем, трижды завоеванного Иерусалима – Города Бога.
Но как только они вошли в город, Иисус понял, что Иерусалим не похож на город, который он видел в своих мечтах. Повсюду вокруг он слышал чужеземные языки, видел иноземцев, одетых в необычную одежду, а также хмурых центурионов и римских солдат.
Его разочарование стало еще сильнее, когда они достигли Храма. Он увидел Дом Бога, о котором так часто думал с благоговением и почтением, окруженный стадами блеющих овец и ревущих быков, предназначенных для продажи как необходимое жертвоприношение прибывающим верующим. И повсюду среди шумных толп скототорговцев и торгующихся паломников менялы кричали о своей готовности обменять деньги, имевшие хождение в различных частях страны, на серебряную валюту Иерусалима.
Но самое горькое разочарование постигло Иисуса, когда он вступил в ту часть Храма, где собирались Великие Раввины, чтобы обсуждать Священный Закон.
В маленькой синагоге Назарета Закон был прост для понимания. Но здесь в Храме Иисус слушал его длинные и трудные для восприятия толкования. Слова были знакомы, и все же их смысл было трудно уловить.
После празднования Песаха Иисус вместе с родителями возвратился к простой и тихой жизни в Назарете. Но его мечты о великолепном Городе Бога рухнули, а воспоминания о Священном Храме, окруженном шумной рыночной площадью, опечалили. Так было не всегда, говорил он себе, и не должно так быть всегда.
Его заинтересовали Книга пророка Даниила и другие книги, которые предсказывали пришествие Мессии. Более чем когда бы то ни было он проводил время в одиночестве, думая и мечтая об ожидаемом Спасителе Человечества.

Встреча Иисуса и Иоанна

С того времени, когда Иисус впервые попал в Иерусалим в двенадцатилетнем возрасте, и до той поры, пока ему не исполнилось почти тридцать лет, о его жизни мало известно. Известно, что Иосиф умер, а Мария перебралась вместе с семьей из Назарета в Кану, место, где родилась.
Там Иисус стал заниматься плотницким ремеслом, которому он выучился, и помогать содержать семью.
Всю неделю Иисус работал молотком и рубанком в своей небольшой мастерской в деревне Кане. А по субботам ходил в синагогу, чтобы помолиться и принять участие в обсуждении Священного Закона.
Он часто вставал с места перед верующими, чтобы объяснить Закон. Такой был обычай в те времена в Палестине. Те, кто хотел, вставали перед всеми верующими и истолковывали ту часть Закона, которая заставила их задуматься. Но толкования Иисуса не походили на толкования других членов общины. Его слова были простыми и взывали к сердцам слушателей. Многие в синагоге восхищались им и называли Rabeinu – Наш Учитель. И многие стали вникать в учение молодого плотника из Каны.
Приблизительно в это же время стали распространяться истории о молодом человеке по имени Иоанн, сыне Захарии и его жены Елизаветы, которые пришли из Иудеи на берега Иордана, чтобы объявить Gospel, Евангелие, что означает «Благая весть».
Благой вестью в Палестине в те времена было пророчество о том, что вскоре должен появиться Мессия.
Большое количество последователей собралось вокруг Иоанна у Бетабары на реке Иордан, и он, по рассказам, окунал своих слушателей в воды реки, чтобы совершить обряд очищения перед проповедью о пришествии Мессии.
На протяжении веков народы Азии верили, что в текущей воде заключена мистическая сила. Известно, в Индии люди омываются в Ганге, веря в то, что вода этой священной реки может смыть с них грехи.
Некоторые евреи во времена Иисуса тоже верили, что погружение в проточную воду очищает от грехов. Иоанн тоже верил в это. Он крестил людей в Иордане, прежде чем проповедовать им. Вот почему его стали называть Иоанн Креститель.
И хотя Иоанн проповедовал на юге Иудеи, его слава достигла Галилеи на севере и добралась до Каны.
Иисус оставил свою мастерскую и пошел на юг, чтобы познакомиться в Крестителем, который, по словам Марии, доводился ему троюродным братом.
На берегах Иордана недалеко от Иерихона Иисусу повстречалась большая толпа людей, окружившая человека в армяке из верблюжьей шерсти, подпоясанном шнуром, который обращался к ним с пламенными словами. И, несмотря на молодость, вряд ли более тридцати лет, он носил длинную бороду, волосы были нечесаные. Судя по внешности и словам Иисус понял, что это, должно быть, и есть Креститель.
Иисус приблизился и услышал слова Иоанна:
«После меня придет человек более могущественный, которому я недостоин развязать ремешки на сандалиях!»
В конце проповеди Иисус подошел к Иоанну и попросил крестить его. Но проницательный глаз пророка сразу же увидел, что Иисус не обычный верующий. Иоанн заколебался.
«Ты должен крестить меня, а ты приходишь ко мне?»
Но Иисус настоял, и Иоанн окрестил его.
Встреча Иисуса с Иоанном ознаменовала начало его пророческой деятельности, которой суждено было продлиться всего лишь три полных событий года, быстро летящие к печальному концу.