На роскошной вилле в Помпеях археологи обнаружили 18 трупов, но убийцей стал не вулкан Везувий, который в 79 г. н. э. уничтожил сразу несколько городов. Последний день Помпеи не стал последним для этих несчастных, но что же послужило причиной их гибели? Похоже, на этот раз историкам придется переквалифицироваться в сыщиков и заняться расследованием.
"Дом Менандра", или Casa del Menandro, в Помпеях был роскошной городской виллой, пока пепел Везувия на несколько столетий не укрыл его, словно саваном. У римлян слово villa первоначально означало только поместье или усадьбу, которые впоследствии разделились на villa rustica - деревенская усадьба и villa urbana - дача, устроенная по городскому образцу. Безусловно, название "урбанизированной" виллы условное, поскольку археологи увидели на ее стенах фреску с изображением популярного греческого комедиографа Менандра.
Пока пепел медленно оседал, а с неба перестали падать раскаленные глыбы горной породы, часть жителей Помпей старались убежать за пределы городских стен, другие же, напротив, рвались под крыши близлежащих домов. В "Доме Менандра" укрылось 15 человек. А уже на следующий день город Помпеи, также как и Геркуланум, Стабия и Оплонтис прекратили свое существование. Везувий выбросил на улицы этих населенных пунктов не менее 3,3 кубических километров пепла и горной породы. Жизнь вне дома стала невозможной. Оказывается, житья не было и среди родных стен.
Почти через 1800 лет при раскопках Помпей археологи обнаружат в доме 18 трупов - десять находились в проходе между хозяйскими комнатами и помещениями для прислуги, трое - в конюшне, двое в спальне, по-видимому, управляющего имением. Перед входом в триклиний (столовую) лежали еще трое мертвецов, рядом с трупами которых валялись мотыга и кирка. Но были ли это обычные грабители, проникшие в дом, чтобы поживиться хранящимся в нем добром, о чем сообщают античные источники?
В 1863 году директор Национального музея в Неаполе и руководитель раскопок в Помпеях и Геркулануме Джузеппе Фиорелли (Giuseppe Fiorelli), во время которых был раскопан "Дом Менандра", распорядился снять с покойников гипсовые слепки. На том дело и закончилось.
Группа исследователей под руководством Амадео Маиури (Amadeo Maiuri) решила творчески подойти к расследованию происшествия в "Доме Менандра", носившего, по их мнению, явно криминальный характер. Ученые обладали для этого не только необходимыми познаниями, но и выяснили кое-какие новые подробности.
Под одной из стеклянных витрин находятся останки первых десяти покойников. При извержении вулкана их тела спеклись вместе с лавой: из застывшей корки торчат остовы позвоночников, ребра и кости ног. Рядом череп ребенка. Троим из погибших не было даже пяти лет. На этом основании Маиури сделал вывод, что все они пытались спастись в здании.
Еще один труп Маиури обнаружил лежащим на кровати. Человек, которому он принадлежит, когда-то проживал в отдельных помещениях, расположенных в конце той части дома, которая предназначалась для прислуги. Возможно, он был управляющим, поскольку оштукатуренные стены его спальни покрыты пейзажной живописью, изображающей окрестности Помпей. На земле у ложа лежал скорченный труп девочки.
"Дом Менандра" в Помпеях находился неподалеку от Большого театра, но город даже в лучшие свои годы не был культурной столицей. Зато в этом краю на плодородной земле у подножия вулкана рос виноград, а в море было полно рыбы. Неплохой доход приносили также лучшие в Римской империи маслобойни.
И вот с 4 на 5 декабря 1930 года Маиури с коллегами сделали здесь сенсационное открытие, обнаружив сокровища, тщательно завернутые в шерстяные и тяжелые льняные полотна и упакованные в ящики. Миски, подносы, тарелки, бокалы, столовый сервиз богатого римского дома - 118 изделий из серебра, общим весом примерно 24 килограммов.
В 1970-е годы англичанин Роджер Линг (Roger Ling) и археолог из Италии Грета Стефани (Grete Stefani) продолжили исследование, однако им таки не удалось идентифицировать трупы из "Дома Менандра".
Занимающийся исследованиями в Помпеях в наши дни Йенс-Арне Дикман (Jens-Arne Dickmann), как сообщает издание National Geographic Deutschland, полагает, что "Дом Менандра" был одним из лучших в городе, хотя и не лишенным небольших недостатков. "Например, его положение, - говорит Дикман. - Он выходит не на главную улицу города, Виа делль'Аббонданца, а на застрявшую во втором ряду менее престижную улицу". Сказанное относится к 79-му году нашей эры. И атрий (atrium) в нем был даже по меркам той эпохи - 70-е годы нашей эры - относительно мал. Хотя традиционно он являлся самой большой комнатой, куда сходилась вся семья обедать, заниматься домашней работой или посидеть на досуге. На укаршение атрия тратились большие средства.
В руках состоятельных помпеянцев находилось экономическое и политическое развитие города. На стенах многих домов еще и сегодня можно увидеть нарисованные красной краской имена - предвыборная реклама эдилов - aedilis (служащий городского магистрата, занимавшийся надзором за строительством, состоянием улиц, храмов и рынков, а также раздачей хлеба, проведением общественных игр и охраной государственной казны) или дуумвиров (duumvir или duovir). Эти люди были кем-то вроде председателей муниципалитета - высшие должностные лица в городских общинах с годичным сроком исполнения обязанностей.
Археолог Роджер Линг, который изучал "Дом Менандра" в семидесятых, считает, что его хозяин играл политическую роль. "Предполагаю, что он был, как минимум, декурионом (decurio), пожизненно избираемым членом муниципалитета". Декурионы были уважаемыми людьми. Из них формировалась муниципальная аристократия, необходимая для городского самоуправления в Римской империи. После сенаторов и всадников они были третьим привилегированным сословием. Из своего личного имущества они финансировали игры и праздники. "Возможно, владелец Casa del Menandro был даже председателем общинного совета".
Все чаще и чаще в Помпеях находят большие отверстия в стенах, сквозь которые в дом мог попасть взрослый человек. Но кем были эти непрошеные гости, которые лезли в дома? Мелкие воришки или государственные чиновники? "Античные авторы Дион Кассий и Светоний называют нам ответственных лиц curatores Campaniae restituendae, комиссию из сенаторов и бывших служащих, которые должны были организовать восстановление городов в Кампании - регионе Везувия", - говорит Дикман.
"Некоторые грабители сбивались в хорошо организованные большие банды, - предполагает Дикман. - Над входом в один дом сохранилось граффити: doummos pertousa. На правильной латыни должно быть написано: domus pertusa - "продырявленный дом". Значит этот дом уже был обворован и другие воры понимали, что сюда не стоит больше залезать. "Особенно интересна с моей точки зрения неграмотная латынь, - говорит Дикман. - Возможно, вором был раб, для которого латынь была чужим языком. Его родной язык, вероятно, греческий. На это указывает лишний слог ou в слове pertusa".
Ученый не разделяет мнения некоторых из своих коллег, которые утверждают, что предсмертные скрюченные в агонии позы, свидетельствуют, что погибшими были также жители дома, которые задохнулись от ядовитых газов. Дикман опровергает это утверждение на том основании, что вряд ли в таком состоянии они могли таскать с собой тяжелый инвентарь. Кроме того, предполагаемые грабители так и не сумели ничем поживиться, поскольку плохо представляли себе планировку дома и вместо комнаты с сокровищами проделали дыру в помещение для прислуги и рабов, где нечем было брать.
Исследователи не теряют надежды, что в будущем историкам и археологам придут на помощь новые методы и разработки в области криминалистики.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Класснуть
Читать еще: