Победа Зороастра

Царь сдержал свое обещание и принял учение Единого Мудрого Владыки. Он провозгласил Зороастра Истинным Пророком этой новой религии и сделал верховным священнослужителем в царском дворце.
Весть о переходе царя в новую веру разлетелась по всей стране, и многие приняли учение Зороастра. Члены его семьи, которые более десяти лет отказывались слушать его, пришли и выразили ему свое уважение.
Зороастр был счастлив. Наконец он одержал победу над идолопоклонниками и магами и нашел последователей, которые хотели принять его учение.
Но его радость длилась недолго.
Придворные маги и жрецы?идолопоклонники составили тайный заговор против Зороастра.
«Если этот человек завоюет доверие царя, – сказали они, – наши дни сочтены».
Они вознамерились убить Зороастра, но знали, что если царь дознается, кто это сделал, то всех их прикажет обезглавить.
«У меня есть план!» – прошептал один маг.
«Какой?»
«Царь ненавидит колдунов и чародеев…»
«Да, да…»
«Давайте обвиним этого Зороастра в том, что он колдун».
«Но как ты это докажешь?»
«Это просто, – сказал маг. – Когда Зороастр выйдет из своей комнаты, мы спрячем в ней все, что нужно, чтобы признать его виновным».
«Мудрые слова!» – согласились все.
На следующий день они пошли к царю и сказали:
«Этот Зороастр называет себя пророком Единого Мудрого Владыки, а сам всего?навсего чародей и злой колдун. Если ты прикажешь обыскать его комнату, увидишь, что мы говорим правду».
Царь немедленно послал людей обыскать комнату Зороастра. Когда они вернулись с кошачьими и собачьими головами, разнообразными костями, когтями, шерстью и разными другими вещами, которые использовали в те времена колдуны, царь приказал схватить Зороастра и посадить в темницу.

Именно тогда заболел любимый конь царя и не смог подняться на ноги.
Все придворные маги собрались в конюшне, чтобы с помощью магии вернуть коню здоровье.
Там же собрались и все царские жрецы, чтобы помолиться о возвращении жеребцу сил.
Все царские лекари пришли в конюшню и стали натирать ноги коня мазями и растирками.
Но и магия, и мази, и молитвы жрецов были бесполезны. Любимый конь царя лежал на полу царской конюшни, ноги его ослабли, как сухие ветки.
Зороастр услышал о случившемся и послал из заточения весть, что он может исцелить коня. Сообщение произвело переполох во дворце, и его немедленно привели в царскую конюшню, где собрались все члены царской семьи, придворные маги, царские лекари и жрецы?идолопоклонники, чтобы посмотреть, что будет делать Зороастр.
«Если я верну твоему коню здоровье, – обратился Зороастр к царю, – ты обещаешь мне, что примешь мое учение и никогда не отречешься от него?»
«Обещаю!» – сказал царь.
Зороастр потер одну из высохших ног коня, и она немедленно выздоровела. Зороастр остановился и снова обратился к царю:
«Если я верну твоему коню здоровье, ты обещаешь мне, что твой сын – принц – примет мое учение?»
«Обещаю!» – сказал царь.
Зороастр потер вторую высохшую ногу коня, и та тоже немедленно стала здоровой.
«Если я верну твоему коню здоровье, – снова спросил Зороастр, – ты обещаешь, что царица тоже примет мое учение?»
«Обещаю!» – сказал царь.
Зороастр потер третью ногу больного коня, и та тоже налилась силой.
Зороастр строго посмотрел вокруг себя на всех людей, которые с восхищением и благоговением наблюдали за ним.
«Ты обещаешь, – сказал он царю, – что накажешь тех, кто строил против меня козни и ложно обвинил в колдовстве?»
«Обещаю!» – сказал царь.
Зороастр потер четвертую ногу больного коня, и тот вскочил на ноги совсем здоровый.
Царь немедленно отправил приказ убить двенадцать тысяч коров, выдубить двенадцать тысяч шкур, соединить их кольцами из чистого золота. И на этих шкурах он приказал писцам записать золотыми буквами учение Зороастра, пророка Единого Мудрого Владыки.
Учение Зороастра получило название зороастризм, а книга его учений – Авеста. Авеста стала священным писанием зороастризма.
Зороастр Спитама стал верховным священнослужителем царя Кави Виштаспы при дворе в городе Балкх в стране Иран.

Священные войны

У Зороастра была дочь по имени Поруциста, известная как самая мудрая женщина в царстве.
Поруциста пришла в царский дворец повидаться с отцом, назначенным верховным священнослужителем при дворе в Балкхе. Ее мудрость вскоре завоевала восхищение всей царской семьи, и главный министр Балкха попросил ее руки.
В Балкхе был только один главный министр, и Поруциста, будучи очень мудрой женщиной, не отказала ему.
Так как главный министр стал его зятем, положение Зороастра при дворе, естественно, упрочилось. Однажды Зороастр сказал царю Виштаспе:
«Ваше величество, если истинно то, что Мудрый Владыка Ахурамазда создал все хорошее в мире, а Дух Зла – все дурное, то их царства – это не только Иран, но и весь мир».
«Похоже, это так», – сказал царь.
«Если это так, тогда учение о Едином Мудром Владыке предназначено для всех людей в мире!»
«И это похоже на правду!» – сказал царь.
«Если так то, что учение о Мудром Владыке предназначено для всего человечества, значит, наш долг – распространять это учение повсюду», – сказал Зороастр.
Царь согласился с ним и приказал миссионерам отправляться во все уголки Ирана и за его пределы во все соседние царства и учить людей по Авесте.
Вскоре учение Авесты распространилось по всему Ирану и перешло в Туран. Даже в Грецию и Индию. Но число последователей учения Зороастра за пределами Ирана было невелико.
Когда Зороастру исполнилось шестьдесят лет, он решил заставить людей из соседнего Турана принять зороастризм.
Иранцы были в долгу перед царством Туран, и Зороастр попросил царя Виштаспу отправить в Туран следующее сообщение:
«Если ты, царь Турана, и твой народ не оставите свой дурной обычай поклоняться идолам и не примете учение Мудрого Владыки, записанное в Авесте и проповедуемое пророком Зороастром Спитамой, то мы откажемся платить вам долг!»
Это сообщение очень рассердило царя Турана. Он созвал своих мудрецов и спросил их, что делать.
«Если именем религии они могут отказаться платить свой долг, – сказал один мудрец, – тогда именем той же религии они могут также захотеть отобрать нашу землю и нашу свободу».
И все они сошлись на том, что нужно послать в Иран такой ответ:
«Я, царь Турана, и мой народ шлем вам предупреждение.
Если вы не откажетесь от учения Зороастра и не вернетесь к вере своих отцов, мы обрушим на вас наши армии и наши копья еще до истечения трех лун!»
И тогда между Ираном и Тураном разразилась война из?за религии Зороастра, пророка Единого Мудрого Владыки.
После многих яростных сражений иранцы одержали большие победы над туранцами. Зороастр, который стал причиной войны, превратился в великого героя своего народа. Его слова были законом, а учение – священным. Люди поклонялись ему.
Так было в Иране.
А в Туране его ненавидели и замышляли месть. На протяжении семнадцати лет строили заговор против Зороастра и иранцев. Когда туранцы почувствовали себя достаточно сильными, чтобы снова начать войну, они напали на Иран. Вскоре они осадили город Балкх и захватили его.
В то время, когда стены города пали под натиском врага, Зороастр находился в храме и молился о победе своего народа в Священной войне, которую он начал. Когда он стоял на коленях перед Священным Огнем, какой?то туранский воин ворвался в храм и убил старого пророка ударом копья в спину.
Так умер Зороастр, пророк Единого Мудрого Владыки.

Огонь, который горит всегда

Царь Виштаспа дал клятву отомстить за смерть пророка. Он собрал все свои силы и возобновлял свои нападения на туранцев, пока не разбил их. И пока они не пообещали принять зороастризм в качестве своей религии, царь Виштаспа не заключал мира со своими соседями.
Когда война закончилась, царь послал миссионеров в другие страны, чтобы они распространяли учение Зороастра.
Со временем учение Зороастра стало медленно меняться.
Раньше Зороастра спрашивали, один ли Мудрый Владыка творил Добро в мире, он отвечал, что у Мудрого Владыки были небесные помощники – ангелы, которые исполняли его распоряжения. Самыми главными из этих ангелов, по его словам, были Доброе Намерение, Хороший Порядок, Мудрость, Праведность, Благополучие, Бессмертие.
По именам этих ангелов легко можно понять, что Зороастр не имел в виду традиционные сущности с крыльями, арфами и нимбами. Под ангелами Зороастр понимал различные черты Мудрого Владыки.
Например, что Авраам Линкольн был справедливым, обладал мудростью и добрыми намерениями, любил свою страну и свой народ. Эти черты были частью его характера – его характеристиками.
Так же и в этом случае, Доброе Намерение, Хороший Порядок, Мудрость, Праведность, Благополучие и Бессмертие – характеристики Мудрого Владыки мира.
Но жрецы и народ Ирана, хотя и приняли учение Зороастра, в душе оставались идолопоклонниками. Когда Зороастр рассказывал им о чертах Мудрого Владыки, они представляли их в виде реальных ангелов, которые летали, как стая белых птиц, дули в золоченые рожки и пели гимны.
И вскоре они дали имена тысячам белых ангелов, которые жили высоко на небесах, и 99 999 черным демонам, которые помогали Духу Зла внизу в преисподней.
Таким образом, они сделали то, чего Зороастр опасался: поклонялись старым идолам, дав им только новые имена.
Зороастр также верил в то, что в свое время миру наступит конец. Но после его смерти зороастрийские жрецы стали говорить его последователям, что Мудрый Владыка сотворил мир в шесть приемов, каждый из которых длился два месяца, и что мир будет существовать по тысяче лет на каждый месяц творения.
Говорили, что Зороастр родился в конце девятой тысячи лет после Сотворения мира. А через три тысячи лет после смерти Зороастра на земле появится его сын, который станет Sayoshant, Мессией, Спасителем Человечества.
Верования и учение Зороастра были изменены его последователями, однако основополагающие постулаты учения пророка Единого Мудрого Владыки остаются основой их религии и по сей день.
Зороастр был первым религиозным вождем в мире, который проповедовал веру в абстрактного бога, которого нельзя ни коснуться, ни услышать, ни понюхать, ни увидеть. Этим богом был Ахурамазда – Единый Мудрый Владыка, который создал все хорошее на земле и которого мы знаем только по его творениям.
Зороастр также учил, что, когда человек делает добро, в Книгу Жизни записывается не только само деяние, но и сам деятель получает награду, а Сделавший Добро прибавляет Добра в мире.
Поэтому, согласно Зороастру, долг человека – делать Добро не только ради награды, но и ради самого Добра, приумножая которое люди помогают Ахурамазде победить Духа Зла Анграманью.
Тот, кто творит Зло, связан с Духом Зла. А сеятель Добра сражается вместе с Мудрым Владыкой.
Зороастр побуждал своих приверженцев сражаться вместе с Мудрым Владыкой путем:
Чистоты мысли, слова и дела,
Чистоплотности,
Милосердия,
Доброты к полезным животным,
Выполнения полезной работы,
Оказания помощи бедным людям в получении образования.
Можно сказать, что те люди, которые следуют этим учениям, являются последователями Единого Мудрого Владыки.

Зороастризм в настоящее время

Почти через триста лет после смерти Зороастра царь Македонии Александр Великий завоевал Персию. Говорят, он уничтожил Авесту, а вместо зороастризма ввел тогдашнюю религию греков.
Но народ Персии не хотел отказываться от своей религии, и родители тайно обучали ей своих детей.
Когда спустя пятьсот лет персы получили независимость от иноземного правления, они восстановили учение Зороастра, собрав в книги части старой спасенной Авесты, которую помнили люди.
Большая часть Авесты была утрачена. Но заново собранная Авеста начала распространяться по Персии вместе со строительством новых храмов Огня. В этих храмах все время поддерживался огонь как символ Единого Мудрого Владыки, который живет вечно.
Около четырехсот лет спустя Персию завоевали арабы. С собой они принесли новую религию, которую навязали людям своими мечами. Всякого, кто отказывался принять их религию, лишали жизни.
В Иране было много людей, которые предпочитали умереть, нежели принять новую религию. Иные предпочитали принять новую религию, нежели умереть.
Некоторые убегали туда, где разрешалось исповедовать религию по их желанию.
В настоящее время в Персии осталось мало зороастрийцев. Большинство живет в Индии, куда они бежали более 1300 лет назад.
И хотя эти зороастрийцы, именуемые парсами, верили и верят в то, что их религия самая лучшая в мире, они не проповедовали и не проповедуют ее индусам. Более того, они даже запрещают становиться зороастрийцами тем, кто не является таковым по рождению.
Парсы поняли, что самые лучшие и образованные индусы, принадлежавшие к высшим кастам, не откажутся от индуизма и не присоединятся к последователям другой религии. Единственными индусами, которые приняли бы новую религию, были изгои, которые попытались бы найти в ней учение, дающее им ощущение того, что они такие же хорошие люди, как и те, что выше кастой. Парсы поняли, что, если позволят самым невежественным людям в Индии встать в их ряды, зороастризм может вскоре опуститься до идолопоклонничества. И решили, что лучше иметь немного последователей, достойных Веры, чем много недостойных.
Сейчас в мире всего около ста тысяч зороастрийцев. И все же эта религия, каким бы небольшим ни было число ее последователей, имеет важное значение благодаря своему влиянию на другие религии, как мы вскоре увидим.