В последней войне евреев на своей земле погибли почти полтора миллиона человек. Их завоеватель Тит Цезарь снес стены Иерусалима и поджег второй Храм Бога. Казалось, даже холм, на котором он был построен, охвачен пламенем.

Это событие ознаменовало конец большой войны евреев и начало их ссылки. С той поры евреи и расселились по всему миру.
Всякий раз, когда беды казались им невыносимыми, теплилась надежда на приход Спасителя. Много раз за века ссылки среди евреев распространялся слух о том, что Мессия пришел. Но это были лжемессии, как их окрестили впоследствии, которые появлялись в Персии, Палестине, Франции, Испании и других странах, где жили евреи.

Самым известным из таких лжемессий стал Шаббатай Зеви (Шабтай Цви).
Зеви родился в Смирне (один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии, в настоящее время развалины города находятся на территории турецкого города Измир. – Пер.) в 1626 году, через восемь лет после того, как в Европе началась Тридцатилетняя война. Народы Европы страдали из?за этой долгой войны, и евреи вместе с ними, и по мере того, как страдания людей росли, они уверовали, что настал конец света и эта война предваряет приход Спасителя человечества.

В Англии, Голландии, Франции и Германии было написано много книг о пришествии Спасителя человечества.
Был вычислен год его появления – 1666 год.
Евреи по?прежнему верили, что Спаситель будет потомком рода царя Давида, а пришествие Мессии положит конец их жизни в ссылке и их отведут на родину в Палестину.
Вероятно, много историй об ожидаемом Спасителе было рассказано Зеви, когда тот был ребенком. Когда он вырос, начал изучать Книгу пророка Даниила, в которой предсказывалось пришествие Мессии. Потом он начал поститься день за днем. И по?видимому, еще молодым человеком начал мечтать о том, чтобы стать ожидаемым Спасителем.
Приближался 1666 год.

В возрасте двадцати двух лет, когда только?только закончилась Тридцатилетняя война, Зеви предстал перед своими единомышленниками и объявил, что он Истинный Мессия, избранный Богом возродить Израиль и Иерусалим. Но никто не воспринял его всерьез.
Поняв, что соплеменники на родине не будут слушать его, Зеви уехал в Салоники и там провозгласил себя Мессией. Но и в Салоники люди не приняли его всерьез. Зеви отправился в Иерусалим. Когда и там не нашел последователей, поехал в Каир (Египет). К тому времени, когда он добрался до Каира, ему было уже тридцать четыре года.
А 1666 год все приближался.

Зеви оставался в Каире три года. Он приобрел нескольких последователей, которые восхищались его знанием мистических книг. С несколькими из них Зеви вернулся в Священный город Иерусалим, где пообещал сотворить великие чудеса в День Спасения.
В Иерусалиме Зеви проводил дни в посте, а ночи в молитвах. Люди вокруг него постепенно начинали верить, что он действительно Мессия, и вскоре имя Зеви стало известно всему Востоку, и его слава разлетелась повсюду.
Начался 1665 год – последний перед Судным Днем!
В тот год Зеви возвратился в Смирну – свой родной город, где огромная толпа приняла его с радостью и провозгласила Благословенным Богом и Царем, Мессией Бога Иакова.

Весть о его прибытии в Смирну достигла Италии, Франции, Германии, Голландии, Польши и Англии.
Люди надевали свои самые лучшие одежды и собирались в синагогах и других местах встреч, чтобы петь и плясать. Многие состоятельные люди тратили свои богатства, веря, что, когда Мессия откроет себя, им ничего не будет нужно, кроме своих душ.
Удивительные истории начали распространяться среди людей. В одной рассказывалось о чудесном корабле, который внезапно появился в Северной Шотландии. На этом корабле были шелковые паруса и снасти, а все моряки говорили на еврейском языке. И над ним реял флаг с надписью: «Двенадцать Колен Израилевых».

Радость евреев была безгранична. Даже самые набожные христиане поверили, что Зеви ожидаемый Спаситель Человечества.
А 1666 год все приближался.

Как истинный Мессия, Зеви разослал весть, что десятый день месяца Тевет, который у евреев является днем скорби и поста, следует изменить на праздник. Сообщение гласило:
«Первый рожденный Сын Божий Шаббатай Зеви, Мессия и Спаситель народа Израиля – всем сынам Израиля мир!
Так как вас сочли достойными узреть великий день и исполнение обещания Бога пророкам, смените ваши причитания и печаль на радость, а пост – на веселье, ибо рыдать вы больше не будете. Радуйтесь с песнями и музыкой и превратите день, ранее проводимый в скорби и печали, в день торжества, потому что я явился».

Это сообщение укрепило веру людей повсюду. Несомненно, пришел Мессия, если он может превращать дни скорби и поста в веселье и праздник.
Начался 1666 год!

Евреи по всему миру почти затаили дыхание, ожидая, что Иегова свершит великое чудо и вернет свой народ на родину.
В том столь трепетно ожидаемом году Зеви, вместо того чтобы из Смирны ехать в Иерусалим, отправился на север в Константинополь, где был сразу же арестован по приказу султана и брошен в тюрьму. 16 сентября 1666 года Зеви предстал перед султаном и оказался перед выбором: либо принять религию турок, либо быть казненным за измену.
Шаббатай Зеви принял религию турок. Радость еврейского народа, ожидавшего Мессию, обратилась великим горем и скорбью.

Неумирающая надежда

Но надежда евреев вернуться в Палестину – «землю Израиля» – не умерла. Хотя большинство из них оставили надежду чудом оказаться приведенными в Иерусалим, они планировали свое спасение в виде движения, получившего название сионизм.
В конце XIX века евреи по всему миру были поражены появлением книги под названием «Еврейское государство», написанной венским писателем доктором Теодором Герцлем. На титульном листе своей книги доктор Герцль написал:
«Если вы хотите этого, это не должно оставаться мечтой».
Всего лишь через год после выхода в свет книги доктор Герцль созвал первый Всемирный конгресс сионистов в Швейцарии, на котором собрались делегаты?евреи со всех концов земли. Герцль напророчил, что через пятьдесят лет Израиль будет восстановлен, а евреи займут свое место среди народов мира.

Как он предсказал, так и случилось.
Через пятьдесят лет после первого Всемирного конгресса сионистов образовалось новое еврейское государство Израиль.
14 мая 1948 года Давид Бен?Гурион, глава Государства Израиль, выступил в Музее изобразительных искусств Тель?Авива с Декларацией независимости, которую прочел на иврите. Когда он закончил чтение, оркестр торжественно исполнил еврейский национальный гимн «Атиква» («Надежда»).
Надежда сбылась.
Бен?Гурион сказал: «Наше государство образовалось».

Иудаизм в США

Четыре тысячи еврейских конгрегации в Соединенных Штатах Америки неравномерно распределены между ортодоксальной, консервативной и реформистской (или либеральной) конфессиями.
У всех движений и конфессий иудаизма в Америке были свои истоки в других странах, за исключением одного – реконструкционизма. Это американское движение, созданное доктором Мордехаем М. Капланом в 1930?х годах, стремящееся к тому, чтобы перестроить жизнь евреев и адаптировать ее к Америке XX века.
Доктор Каплан рассматривал иудаизм как динамичную религиозную культуру, которую люди должны совмещать одновременно с основной культурой страны. Он заложил главные принципы того, как этого можно добиться.