Достаточно часто произведения знаменитых художников пропадают без следа - оседают в частных коллекциях или, что гораздо печальнее - погибают при пожарах или от рук вандалов. Но иногда, казалось бы, исчезнувшее навсегда полотно вдруг возрождается...

Понтий Пилат и «Милосердие»

На одной из передвижных выставок 1880 года посетители могли любоваться,картиной Николая Ге «Милосердие». Полотно подверглось серьезной критике, а сразу после закрытия выставки бесследно исчезло. Интересно, что ни сам художник, ни его близкие не заявляли о краже. Картина выставлялась, но... пропала, и никто ее больше никогда не видел.

Только недавно выяснилось, что с «Милосердием» поступил немилосердно сам художник. По воспоминаниям современников, Гe очень болезненно относился к критике и был чрезвычайно требователен к себе. К тому же его скромная жизнь требовала серьезной экономии, а потому Ге просто использовал неудачное, как ему казалось, полотно для создания другого шедевра - картины «Что есть истина?», на которой изображены Иисус Христос и Понтий Пилат.

Тайну пропажи раскрыли сотрудники Третьяковской галереи. Как и положено старому полотну, картина «Что есть истина?» покрыта мелкими трещинами. Заглянув с помощью микроскопа в эти трещинки, специалисты разглядели под коричнево-бежевым верхним слоем краски другой слой. Рентгенограммы показали, что под композицией сохранилась еще одна картина. Этой картиной оказалось пропавшее в XIX веке «Милосердие».

Рембрандт подтверждает

Интересно, что даже старинные, казалось, давным-давно изученные вдоль и поперек полотна тоже могут таить секреты. Именно такой «скрытной» оказалась картина «Старик с бородой», хранящаяся в одной из частных коллекций и приписываемая Рембрандту.

Почему «приписываемая»? Потому что до сих пор владелец картины не был уверен, что ее автор - именно Рембрандт, а не один из его учеников.

Ясность в этот вопрос внесли специалисты из Брукхейвенской лаборатории (США). Дотошное, с помощью самых современных приборов исследование картины показало, что под «Стариком с бородой» скрывается... неоконченный портрет самого Рембрандта.

Хорошо известно, что ученики художника не позволяли себе бросать на полпути картину (тем более портрет самого мэтра). Отсюда вывод: Рембрандт, начав автопортрет, по какой-либо причине не закончил его и нарисовал сверху «Старика с бородой». Таким необычным образом было установлено авторство великого мастера.

Только на рентгеновском снимке

Не менее значительное открытие было сделано в Голландии. Сотрудники музея Креллер-Мюллер обнаружили в собственных запасниках... неизвестное полотно Ван Гога.

Натюрморт «Луг с цветами и розами» был приобретен музеем в 1974 году. Однако вскоре у экспертов возникли сомнения в том, что это полотно принадлежит великому фламандцу, -слишком отличалась палитра натюрморта от прочих картин, написанных художником в то же самое время. Приобретение сочли неудачным, и полотно на долгие годы убрали в запасники.

Но проведенный недавно рентгеновский анализ показал, что под натюрмортом скрывается другая картина - «Борцы», которая, несомненно, принадлежит кисти Ван Гога - художник даже упоминал о ней в свое время в письме брату. Но позже почему-то скрыл ее под «Лугом».

Так что теперь музей Креллер-Мюллер обладает двумя картинами знаменитого художника. Правда, одну из них можно увидеть лишь на рентгеновских снимках.