Сальвадора Дали при жизни многие на-зывали безумцем, он был самым скандальным художником XX века, его чудачества не поддавались перечислению, а картины художника с удовольствием приобретали миллионеры и музеи. Проклятый родным отцом, не обращая внимания на гневные отзывы о своем поведении, он шокировал общество своими выходками, «скромно» называя себя «Божественным Дали».

Если ничего не знать о Сальвадоре Дали и попытаться как-то охарактеризовать его по знаменитой фотографии с торчащими вверх «тараканьими» усами, первым делом возникнет мысль, что этот человек — большой чудак, а может, и безумец. При жизни многие и считали знаменитого художника безумцем, ведь разве напишет нормальный человек на холсте столь кощунственные слова: «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери»?1. За эту выходку его проклял родной отец, который полностью порвал все отношения с сыном.

И все же безумцем он не был, его можно назвать чудаком, королем эпатажа, но не сумасшедшим. Пожалуй, Дали просто остался на всю жизнь тем капризным ребенком, выходки которого так терпеливо сносили любящие родители. Сальвадор был их младшим сыном, старший умер от менингита еще до рождения будущего художника. Возможно, именно эта страшная потеря старшего сына сыграла свою роль в весьма снисходительном воспитании будущей знаменитости.

В своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник так писал о своем детстве: «..Я цеплялся за удовольствия с безграничным упрямством эгоиста. И не встречая сопротивления, становился опасным. Как-то вечером я до крови исцарапал булавкой щеку моей дорогой кормилицы — только за то, что лавка, куда она меня водила покупать мои любимые лакомства, была уже заперта».

С детства он привык находиться в положении некой избранности, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание, для него затеряться в толпе было трагедией, поэтому он и не мог поступать как все, жить как все и рисовать как все.

Из Академии Сан-Фернандо, где он получил несколько призов за лучшие работы, его выгнали в 1926 году за вольнодумство и высокомерное отношение к преподавателям. В этом же году в Париже он знакомится с Пабло Пикассо, в его первых картинах чувствуется влияние Пикассо и Хуана Миро, но он упорно ищет свой собственный стиль. В 1929 года Дали примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В своем творчестве ее участники провозгласили «непрерывное использование подсознательного воображения».

Когда в 1936 году к власти пришел Франко, он ссорится с сюрреалистами из-за их взглядов на искусство и политику. Дали исключают из группы, на что он без ложной скромности громогласно заявляет: «Сюрреализм — это я». Он на самом деле несомненный лидер этого направления, его картины становятся популярными, а он приобретает известность во всем мире. Он воплощает в картинах свои собственные фантазии, считая, что все гротескное и невероятное гораздо лучше отражает жизнь, чем набившие всем оскомину реалистичные образы.

Практически всю творческую жизнь рядом с Дали была его муза и возлюбленная Гала (настоящее имя — Елена Дмитриевна Дьяконова), это ее портретом он шокировал американцев при своем первом посещении США. Встречавшим его художник показал картину, на которой была изображена обнаженная Гала с бараньими отбивными на плечах. Конечно, сразу возник вопрос, какой смысл в этих отбивных. Дали не растерялся: «Все очень просто. Я люблю Гала и люблю бараньи отбивные. Здесь они вместе. Отличная гармония!»

В это же посещение Америки очередная выходка Дали чуть не кончилась для него трагически.

На лекцию в Нью-Йорке он заявился в костюме водолаза. Аудитории он заявил: «Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания». Однако вскоре у него возникла проблема с воздухом, Дали чуть не задохнулся, пришлось срочно вскрывать его костюм. Правда, публика данный инцидент восприняла как заранее запланированную шутку.

«Ещё в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!» — так Дали объяснил свои шокирующие людей выходки. Гораздо раньше звезд эстрады и кино он понял, что надо любыми

способами оставаться в центре внимания общества. Скандалы, шокирующие выходки и высказывания — все это постоянно приковывало внимание к Дали и приносило ему немалые дивиденды.

В своей автобиографии «Необыкновенные признания Сальвадора Дали» он написал: «Клоун на самом деле не я, а наше страшно циничное и бесчувственное общество, так наивно играющее в серьезность, что это помогает ему наилучшим способом скрывать собственное безумие. А я не устану это повторять! — я не сумасшедший». Он на самом деле не был сумасшедшим, но играл эту роль всю свою жизнь, иногда, правда, Дали переигрывал, что приводило к непоправимым последствиям, например, к разрыву с отцом.

Хотя Дали и прожил долгую жизнь, ее конец, как и у многих гениев, был трагическим. В 1981 году у него развилась болезнь Паркинсона, а на следующий год умерла его муза и большая любовь — Гала. Это о ней он говорил: «Тала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто». После смерти жены художник впадает в глубокую депрессию. Он уединяется в своем замке в Паболе, к северу от Барселоны, и продолжает рисовать, но болезнь постепенно лишает Дали и этого спасительного для него занятия, руки уже не слушаются, вместо образов получаются какие-то закорючки. Разум постепенно покидает его, Дали кричит на медсестёр, кидает в них все, что попадается под руку, и даже кусается.

Ко всем его болячкам в 1984 году присоединились серьезные ожоги, полученные им при пожаре в замке, однако он умудряется выжить. В последние годы Дали был прикован к инвалидной коляске и питался через трубочку. Смерть настигла его 23 января 1989 года, Дали умер от сердечного приступа. Останки великого художника находятся в музее Дали в городе Фигерас. В наследство человечеству Сальвадор Дали оставил около двух тысяч полотен.