«Встреча на Юконде» Встретила я Володю случайно в Кондинском аэропорту, где двое суток (1 и 2 октября 1988 года) сидела в ожидании рейса на Междуреченский.

За два года, что я с ним не встречалась, Володя вырос, окреп и из шаловливого подростка превратился в симпатичного молодого человека. А узнала я его только по тому, что он очень похож на своего деда - Копьева Ивана Васильевича, очень хорошего моего знакомого.

- Расскажи, пожалуйста, с кем ты встречался этим летом.

- Не знаю. Ни с кем не встречался...

- Как не встречался? А когда вы ехали с отцом по Юконде ночью...

- Так в это все равно никто не верит...

- Ты, Володя, прав. Это, правда, что в такое никто не верит. Никто не хочет верить. Но это не значит, что этого не было. Я верю и знаю, что такое возможно.

-Ну ладно... Было это в августе этого года(1988 г.). Наши, шугурские, заготовляли сено в Левдыме. (Бывшая деревня по Юконде, ныне не существующая.) Много нас там было, а потом все уехали, а остались только мы с отчимом (Измайлов Владимир). Состоговали сено, поехали домой уже вечером, по дороге затемнели. А Юконда в этом году совсем обмелела. Много карч, мелей. Так что ехать приходилось очень медленно и с трудом. Часто приходилось толкаться.

Да, тогда вокруг Шугура были сильные пожары. И вот едем мы: я в носу лодки сижу, отчим лодкой управляет. И вижу, что по левому берегу навстречу нам идет старуха. В руках у неё длинная палка, как бы посох. Я, когда увидел, подумал, что это кто-то из деревни, еще подумал, что, оказывается, совсем Шу-гур рядом. Потом до меня дошло, что до деревни еще 10 км будет и никого из людей здесь вроде бы не должно быть! Глянул вновь. На этот раз «старуха» стояла лицом к нам. Я ясно увидел желтое пятно лица! Палка-посох в руках.

Мне почему-то стало очень страшно. Я опустил голову, глаз не поднимал и так сидел некоторое время. Потом оглянулся назад. «Старуха» постепенно исчезала во тьме по мере нашего удаления. И тут я сказал отцу. Но он уже ничего не увидел. И после было страшно. Я даже из лодки боялся выходить на мелях, а толкал лодку шестом прямо из лодки. И собака... Накануне в лесу очень визжала собака. Я пошел посмотреть. И увидел, что собака бежит из леса, а рот и нос у неё разорваны. Видимо, от этого она и выла.

Собаку можно еще раз посмотреть... Она соседская. Приеду домой, еще раз погляжу.

На этом «Карымские истории» заканчиваются. Послушайте, что слышно в других местах Конды.

Из письма А. И. Закроевой...

[Алевтина Ивановна Закроева (Панова) родилась в деревне Пашня Кондинского района. Окончила Свердловский лесотехнический институт. Постоянно работала в Кондинском районе. Всегда интересовалась краеведением и всем необычным, что случалось в наших краях]

- Мой сын Ваня заявил, что не верит ни в какие чудеса, а вот в снежного человека верит. Верю, говорит, потому что сам его видел!! А дело, рассказывает, было так.

Пошли мы с соседским мальчишкой за березовым соком. И вдруг услышали какое-то тявканье. Сосед первым увидел... и закричал:

- Смотри, кто это?

Я глянул и увидел, что за речкой, за ёлкой стоит кто-то высокий и темный.

Сосед в одну сторону бросился бежать, а я - в другую. А когда оглянулся на то место, где стоял кто-то, там никого не было. Исчез.

Было это весной 1988 года вблизи поселка Мортка Кондинского района.

«Похож на медведя, да не медведь!»

В октябре 1988 года я временно работала в Кондинском краеведческом музее

Однажды ко мне в кабинет зашел работник дома культуры по хозяйственной части, чтобы сделать ремонт двери. В это время я просматривала газеты и мне на глаза попала фраза, которую я прочитала вслух: «...Какутверждают поднаторевшие канцеляристы, найти в анналах историю первой кривды столь же трудно, как, скажем, встретиться со снежным человеком где-нибудь в Кондинскихлесах».

- А почему бы и нет?! - откликнулся плотник.

- Да?! - удивилась я. - Скажите, а что, разве это возможно?

- Не знаю. Точно не скажу, но то, что в лесу действительно кто-то есть, скажу точно.

И вот что мне рассказал житель п. Кондинское Рублев Николай Арсеньевич.

- Я не однажды и сам осязал это дело! Но, скажу честно, что никогда ничего не видел! Вроде бы и вреда человеку от этого нет, но и польза сомнительна. Зато часто в лесу я примечал присутствие кого-то. Только не настоящего человека, а вот именно кого-то. Но иногда ощущаешь взгляд в спину, а потом убеждаешься, что лося с места стронул или медведя. Бывает и такое, но бывает и другое... Бывает и свист, знаете, такой предупредительный свист. Свист похож на человеческий, но в тот момент там никого из людей не бывает. А бывает такое ощущение, что вроде бы кто-то как будто подсказывает: не возьми лишнего, свое возьми, оставь, кому-то еще надо...

По молодости во всё это я не верил, да и сейчас, особенно когда в лесу много народа, в это не верится. Как-то не ощущается. ... А вот когда мало в лесу народа, когда ты там почти один, вот тогда и начинаешь вроде бы это чувствовать.

Я часто в лесу бываю один, но в этом году был с женой. Она у меня очень чувствительная, ощущает, если рядом кто есть.

Так вот в этом году (1988 г.) она несколько раз поднимала панику! Всё ей кажется, что кто-то ходит рядом или же смотрит на неё. Но, когда я прихожу, она успокаивается. А, может быть, просто надеется, что я рядом, и всю заботу о себе на меня перекладывает... Особенно в этом году. И сучья ломаются, какие-то движения, тени в чаще мелькают. Голоса слышны, точнее, бормотание... Ничего не поймешь.

Пытался я сам все хорошенько выследить. Ходил, смотрел. Там слегка примятый ягодник, трава (где есть). Но ведь на бору следов не остается, сама знаешь. Так что всё это очень неясно. Но что-то есть, это точно.

Так что встреча в Кондинских лесах вполне вероятна. Ведь ощущаю же я такой назойливый взгляд!

Среднем бору. На том самом, где у меня возникли подозрения, что там не все чисто. Поехал я на охоту. В это время уже шла северная утка. Правда, стаи шли высоко, и я мог это только слышать. И вот я пришел на одно место и стал мысленно просить не знаю кого, может, Бога, может хозяина этого места, чтобы он дал мне удачу. И вот, хошь верь, хошь нет, мне прямо к тому месту, где я сидел, прилетели четыре утки-чирка. Конечно же, я их убил. А потом мысленно начал думать, что это просто везение, что никто мне не помог, что это просто так получилось... И тут удача стала обходить меня. Сколько бы я ни сидел - ничего! Но через некоторое время я услышал свист. Свист такой, что мне бы духу не хватило так свистеть! Свист сильный, аж со звоном, могучий! Минут через семь он повторился. Потом еще и еще. Всего четыре раза. Я тоже свистел, но ответного свиста не получал. Я знаю, что там, в бору никого нет, что я один. После этого свиста не по себе становится, ажжуть берет. Это вечером было. Ночь прошла спокойно. На другой день я пошел осматривать бор. Мне показалось, что в этом бору еще кто-то кроме меня есть. Я там нашел одно место. Там, в том месте, кто-то ягоду брал. Но не медведь! Медведь ягоду сосет, жует. Обязательно медвежью работу видишь. А тут вроде бы как человек ягоду собирал! Похоже, что человек, но и не человек. Нашел я там каловые массы... Знаю я медвежьи лепешки... Но этот кал был не медведя... Вроде такая же и лепешка, только маленькая и не медвежья. Это точно. А от какого может быть зверя? Не знаю я таких. Похож на медведя, но не медведь! Там вот и уехал, не понял, кто там живет.

(Тут зашла в кабинет его жена Раиса.)

- Да вот и Рая подтвердит. От кого ты шарахалась тогда на ягоднике?

- А кто знает... Собирала я ягоду, слышу, от меня кто-то уходит. Ясно слышу, что уходит. Я Колю позвала. Он пришел. Тоже никого не видел. Я однажды вечером решила сходить к соседям на стан. Приехали наши же кондинские. Только собралась, мы и слышим, что идут навстречу. Вернее, слышим женские голоса. Решились пойти им навстречу. Иду и слышу в кустах треск сучьев, разговор невнятный, женские голоса...

Окликнула: «Чего там прячетесь? Выходите!»

Но в ответ полное молчание, и все стихло. Когда же я пришла на стан соседей, то увидела, что все они на месте, никто никуда не уходил. Действительно, что-то там такое было...

«А места здесь «заверованные...»

2 июня 1988 года я получила приглашение, а точнее, напоминание о том, что 4 июня в деревне Юмас годовые поминки Ивана Васильевича Копьева. Иван Васильевич Копьев - старожил Конды, рыбак, охотник, участник войны с 1942 по 1945 годы. Родился, вырос и большую часть своей жизни он прожил в деревне Карым. Но Карым, как и большинство деревень нашего края, попал в число неперспективных, и семье Копьевых, хотя и самым последним, пришлось выехать из него. А по археологическим раскопкам, проведенным В. Н. Чернецовым, деревня Карым существовала в I-III веках нашей эры! Да только несмотря и на это неперспективный, и все тут!

Итак, я еду в Юмас. Свою поездку хочу использовать и для сбора сведений о реликтовом гоминиде. Дело в том, что еще в мае 1988 года мне рассказал один мой знакомый - Саша Яворский, охотник и рыбак, что осенью 1987 года, будучи на охоте, в охотничью избушку, к нему пришел шаман (так он называет себя, и под этим именем его знает вся округа) Актаев Василий Андреевич и рассказал, что он только пришел из Зимней Рахты и там было такое!

- Я всю ночь молитвы читал. А утром перекрестил ребят и ушел от них. Там оставаться побоялся...

Успокоившись, рассказал, что несколько дней назад их троих рыбаков из деревни Юмас забросили на вертолете в район Зимней Рахты. И там в первую же ночь с ними приключилось...

Тогда же Саша пошел туда, был в той же избушке, видел ребят, говорил с ними. Они ему рассказали, подтвердили. Но в его присутствие ничего подобного не происходило.

Вот мне и хотелось увидеть всех троих, поговорить с ними. Все живут в Юмасе, работают в Юмасинском рыбоучастке. Первым о случившемся я спросила Володю Копьева. -Да, я слышал, знаю, ребята рассказывали. Кто там был? Ну этот, шаман - Актаев Василий Андреевич, потом еще кто-то из рыбаков.

И, подумав, добавил:

- А Павлов сейчас дома. Я только что видел его на мотоцикле. У него красный мотоцикл. Да вы к нему сходите, тут рядом. Соседняя улица, что рядом с колодцем. Зовут его Анатолий. Мы сейчас домой идем (от матери, где и состоялся этот разговор) и покажем, где он живет. А насчет шамана... Не стоит к нему ходить... Вы его у магазина можете встретить. Вчера магазин был закрыт, сегодня откроют и будут с 11 часов водкой торговать, так что только там и можно его встретить. Идите туда, и там он будет обязательно, и искать не надо. Только там и поговорить можно.

- А если он с глубокого похмелья?

- Нет, вчера у нас магазин был закрыт - продавец уезжала. Так что сегодня все будут возле магазина...

Дом Павловых оказался на замке. Соседка, увидевшая и узнавшая меня, сообщила, что жена Павлова работает санитаркой в больнице (точнее, в медпункте), а глава семьи на работе в рыбоучастке. Мне оставалось единственное - пойти к магазину. У магазина очередь, в основном из мужчин. Основной продукт - водка и вино. Скопилось уже порядочно жаждущего люда, но к магазину не переставая подъезжают на мотоциклах и машинах. Зная, что у Павлова красный мотоцикл, я подошла к одному вновь прибывшему на красном:

- Вы Павлов?

- Нет, я с Ямок...

Моя знакомая Агриппина Васильевна объяснила мне, что к ним в магазин за спиртным приезжают со всех поселков и деревень района.

- Афганистан! Так называют наш Юмас...

- Почему же Афганистан?!

- Так пьют, воюют да дерутся. Вот и Афганистан. Скажи, почему у нас продают водку? Везде по району запретили, а у нас море разливанное.

- По-моему, все это во власти местной власти. У вас есть сельский совет? Он разрешает, он запрещает. Вернее, не он, а сельский сход. Решите не торговать водкой - не будут, разрешите - будет продажа спиртного. Вот к председателю Совета Чемагину и обращайтесь.

-Не знаю, к кому и куда надо обращаться... Но, наверное, нашей власти выгодно продавать водку, вот и сделали из нашего поселка Афганистан - воюющую страну.

В толпе я не увидела Василия Андреевича, но когда спросила про него, услышала:

- Да он там сидит, в уголочке, среди первых...

И я стала ждать. Раз был среди первых, значит, и выйдет из толпы среди первых. И точно, через несколько минут появляется Василий Андреевич. В рукаху него синяя матерчатая сумка с явным обозначением двух бутылок. Увидев меня и едва поздоровавшись, пытается по-быстрому удалиться. Я его понимаю. Грязный костюм, торчащие, непричесанные волосы, трясущиеся руки и бегающие глаза прямо так и говорят о его непременном желании. Но не зря я сюда приехала, не зря толкалась возле магазина. Да и вряд ли я смогу застать Василия Андреевича в следующий раз в более вменяемом состоянию. Крепко беру Василия Андреевича за рукав (вроде бы держусь за него), отвожу в сторону и прошу рассказать о том происшествии. Зная, что ему сейчас не до меня и он сразу же будет отказываться от всего, напоминаю ему мелкие детали:

- Вас было трое в октябре... В Зимней Рахте... В первую же ночь...

- Я, помаешь, всю нощь молитвы щитал. Я мноко снаю, -путая иногда звонкие и глухие согласные, заменяя звук «С» на «Щ», начал рассказывать Василий.

- Все перечитал, что знаю, снова начал.

- Как ты читал молитвы? Вслух, в голос или же про себя?

- А всяко... Но, помаешь, ничего не помогает! Так всю ночь и не спали.

- А что же было? Расскажи, пожалуйста, поподробнее.

- А ты у ребят спроси, - и Василий Андреевич делает шаг в сторону, намереваясь уйти.

- Хорошо. Я вас провожу, а вы по дороге мне расскажете, что же все-таки там с вами приключилось.

Я знаю, где живет Василий Андреевич, а это дорога длинная - на другой конец поселка через поле.

- Нет, нет. Мне к одному человеку надо! Ты, помаешь, он меня... посчитает... Раз не пришел!

- Ну, коротко, что же все-таки было?

- Собаки ночью лаяли, шум был, вроде бы ветер шумел, топот сильный. Я сразу же понял и давай читать молитвы. ...А ты к ребятам, к ребятам иди, Анатолий на берегу лодку смолит, Вовка на строительстве работает.

- Василий Андреевич! Может, проводишь, и мы все вместе поговорим?

Но тут к толпе подходит мужчина.

- Вот начальник Лопарев! - и Василий Андреевич бросается к нему:

- Где Павлов и Абрамкин работают? - И, выслушав объяснения, обращается ко мне: - Вот их и ищи!

Но мне до крайности хочется, чтобы все трое были вместе. Да только не тут-то было! Василий Андреевич вырывается из моих рук и мелкой рысцой, придерживая перед собой двумя руками сумочку с бесценным грузом, убегает. На ходу, оборачиваясь ко мне, говорит-кричит:

- Я вам не слуга! Я вам не слуга!

К Анатолию Павлову меня взялся проводить один из мужчин, что находился возле магазина. Когда мы пошли, одна из женщин, что стояла возле магазина, спросила моего провожатого:

- Костя, а вы разве там пройдете?

- Пройдем...

По дороге, что вела берегом реки по чистой зеленой поляне, мы шли к территории Юмасинского рыбоучастка.

- Интересно, зачем вам нужен Павлов? Вроде бы ничего интересного в нем нет...

В Юмасе с населением около 600 человек все друг друга знают. И поэтому каждый новый человек, естественно, вызывает любопытство: кто? зачем? к кому? и т. д.

- Да! - Я даже удивилась. - А мне кажется, что он очень интересный товарищ. Жаль вот только, что я с ним не знакома.

- Так вас еще и знакомить надо?! И все-таки очень интересно, зачем он вам потребовался?

- Конечно. Вы сейчас меня с ним познакомите, а что за разговору меня с Анатолием... Вы, пожалуйста, спросите у него сами. И если он пожелает вам сказать, значит, скажет. Нет, значит, нет.

Тут мы подошли к забору, что отделяет территорию участка от поселка.

- Вот так, - мой сопровождающий показывает, куда надо поставить ногу на крутом обрыве своим примером и оказывается на территории рыбоучастка. Следом за ним я спускаюсь слегка вниз, Костя подает мне руку и извлекает меня уже на территории рыбоучастка. Здесь мы идем по дощатому настилу-причалу.

- Это причал, там цеха, - показывает рукой Костя. - А дальше и центральный вход. Видите, вон трое сидят... Тот, что средний, кучерявый, посредине сидит, Павлов.

Подойдя и поздоровавшись, говорит Анатолию:

- Это к тебе.

- Да, мне нужно с вами поговорить.

Анатолий поднимается, и мы отходим слегка в сторону по причалу. Павлов - молодой мужчина крепкого телосложения, лет за 30.

- Кабинетов у меня нет, - улыбается.

Я прошу его рассказать о том, что случилось осенью 1987 года.

- 18 октября 1987 года нас троих на вертолете забросили на Зимнюю Рахту. Это рыбацкий стан. Там две избушки, одна старая и уже нежилая, а вторую новую поставили. И вот с вечера, как только мы легли спать, но я еще не успел уснуть, как услышал, что наши собаки (а у нас их было две) хай подняли. Начали очень сильно и озлобленно лаять, и тут мы услышали, что к избушке кто-то идет. Шаги такие... Такие - как вроде бы дрова на земле колют. Избушка новая, сухая. Так все и отдается. Я открыл дверь и хотел выйти и посмотреть, но собаки со страхом бросились мне под ноги, пытаясь спрятаться в избушке. Я ногами загородил им дорогу и не пустил в дверь. Так они и остались на крыльце избушки. Мне хотелось выяснить, кто пришел, но было очень темно, и я никого не увидел. На нас напал страх... Медведь к избушке не подойдет, если там человек (знает!), лось - тем более. Да и медведи к этому времени в берлогу залегают. Но я сразу же понял... Ведь место-то заверованное!.. Вот тут-то и началось. Ходить-топать он начинал с моего угла и вокруг избушки... Земля содрогается, как бы кто стучит по ней. Мы в страхе сидим... Собаки... Собаки в сенях вроде бы из себя выходят, даже не лают, а как бы взвизгивают и хрипят. Он уходил раза три, снова приходил. Так продолжалось с полдвенадцатого часов до трех. Это примерно. Ведь мы время не засекали. По шагам слышно было, как уходит, приходит...

Шаман как услышал, сразу же начал молитвы читать...

- Скажите, пожалуйста, хотя мужчины всегда пытаются это скрыть, вам было очень страшно?

- Да. Страх как-то даже сковал, и было очень неприятное состояние. Я часто бываю в лесу и много чего знаю. Без этого нельзя (Павлов имеет в виду знание законов тайги и правила поведения в лесу человека).

- Бывает и так, что идешь по лесу и на тебя как бы что-то навалится... Как бы на плечи кто сел... - и Анатолий делает плечами такой жест, как будто скидывая неведомую, но очень тяжелую силу. - Бывает и такое. Следы? Нет, следов не было, да и не могло быть. Снег тогда еще не выпал, а там бор, почва твердая, на ней следы не остаются. Кто там был? Я уже говорил. Шаман был, ну тот, что молитвы, забыв, что он язычник, читал, Актаев Василий Андреевич и еще Володя Абрамкин. Трое нас было. Володя совсем еще молодой, только в армию собирается.

- Можно с ним поговорить?

- Да, конечно же! Он на строительстве дома работает.

И мы идем на строительство нового дома. Ворота центрального входа Юмасинского рыбоучастка нараспашку, покосившиеся. Видимо, давно не закрывались - открывались.

Володя Абрамкин, а точнее, Абрамкин Владимир Викторович, 1970 года рождения, образование 11 классов, рабочий Юмасинского рыбоучастка, на днях ждет повестки в ряды Советской Армии.

Володя высокий (под метр девяносто), сутулый, нескладный парень. Ввиду жаркой погоды все они на строительстве обнажены до пояса. У Володи на груди крест.

- Верующий? - спрашиваю, улыбаясь.

Он пожимает плечами и начинает рассказывать то, что с ними было.

- Нас на вертолете забросили. И пока мы таскали к избушке вещи, я очень устал и сразу же с вечера уснул. Потом меня разбудил Анатолий. И тут я услышал шаги. Кто-то ходит вокруг избушки, да так, что во всей избушке отдается. И шаги такие, будто чурки колют на земле. Я уж плохо и помню. Помню, как проснулся, сел, да так и сидел охолодевший. Я молодой, не знаю, что делать... Что особенного? Ну, страх. Я сидел и только головой вертел, больше, по-моему, ничего не мог и делать онемевший. И собаки еще... Когда Анатолий пошел к двери и хотел выйти, собаки со страху в избушку влетели. Анатолий стал их выгонять, короче, просто выпинывать из избушки, и тут я заметил, что одна из собак почему-то мокрая... Выкупаться она нигде не могла, а почему мокрая оказалась, ума не приложу.

До воды далеко, да и в октябре какая собака и зачем полезет в воду, там шуга уже идет.

- А второй раз? Ну, когда ты один был...

- Так это уже в феврале этого года! (1988 г.). Тогда я там был один. Да, в той же избушке на Зимней Рахте. Один был, точнее, со мной собака была. На этот раз собака была со мной в избушке. Она очень испугалась, под нары забилась... И тут я вновь услышал шаги... Кто-то идет, снег поскрипывает. Все ближе и ближе... Я встал, печь расшуровал. И снова страх одолел. Запора у дверей нет... Я один... Но тут быстро все стихло, страх прошел. Да и собака успокоилась.

Наутро следы смотрел, но возле избушки их не было.

- Кто же это мог быть?

- Так места там заверованные!

Никто из моих рассказчиков не ответил на вопрос, кто был, кто мог быть? Все как один дружно отвечали на этот вопрос: «Да места там заверованные... А как и что, «догадайся, мол, сама».

Заверованное место... Что же это за место? Что же это значит? И есть ли такие места до сих пор? Из ответов людей ясно - есть! Литературы на эту тему, проясняющую эти названия, я не нашла. Да и кто из писателей, ученых будет заниматься такой ерундой?! Шаманство давно ликвидировали (дай было ли оно вообще?!), с религией 70 лет боремся. Так какой разговор о святых вообще, о святых местах, в частности? Одним росчерком пера все зачеркнули, ликвидировали. Нет и не может быть!

Передо мной книга «Заповедник Малая Сосьва» (Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1985 год), читаю (предисловие, стр. 7): «Историки свидетельствуют, что при первобытно-общинном строе иногда применялись запреты охоты на отдельных участках, чтобы поддержать уровень воспроизводства диких зверей. А чтоб запреты эти были более действенными, такие места делались предметом религиозного культа.

Отсталые в недалеком прошлом народности Севера до нашего времени сохранили «священные урочища» и «запретные места».

И там же: «В 30-е годы нашего столетия при проведении борьбы с шаманством ханты, манси, ненцы довольно безразлично относились к ликвидации культа, но попытка нарушить неприкосновенность «священных урочищ» вызвала у местного населения резкие протесты».

Вот так, хорошо запомним: «отсталые народы Севера» прекрасно понимали значение заповедных мест, «священных урочищ» и всеми силами пытались их отстоять. Но главное, главное в них, в этих «заверованных местах», конечно же, не соболь, не бобер и другие звери и животные, а именно тот, которого и до сих пор даже не называют! «Заверованное место»!

Для меня и для большинства местных старожилов, рыбаков и охотников, значение этого слова понятно, ясно. А ведь с 30-х годов прошло больше полстолетия, и население, естественно, сменилось. Трудно назвать отсталыми А. Павлова, Володю Абрамкина и многих, многих других, коим приходится встречаться в тайге с кем-то неизвестным.

Для борьбы с шаманством (А было ли оно вообще? Еще раз свой вопрос повторяю... И надо ли было с ним бороться? Если же не было, да победили, вот какие мы герои-просвети-тели!), для борьбы с религией считались все средства хороши. И население любого региона добровольно-принудительно с этим мирилось. И надо думать, что резкие протесты местного населения Севера против ликвидации таких мест были вызваны не религией, не шаманством (и зачем было путать одно с другим?), а именно охраной вотченника, комполена, хозяина! Люди, живущие бок о бок с этим существом (веками живущие!), охраняли его и нипочем посторонним не выдавали тайны его существования.

Отсюда и резкие протесты местного населения против ликвидации «священных урочищ» и «заверованных мест». Но и до сих пор эти места остаются естественными заповедниками. Тем более что и добраться туда можно не всякому и не всегда, чаще только вертолетом. Старожилы знают такие места и в большинстве случаев ходить туда опасаются. А уж если и идут, то ведут себя там так, как приписывает неписаный закон тайги. Но кто же Он? «Отсталые народы» его не выдали... Не выдали в 30-е годы, не выдали и в 40-е. Вот одна из таких историй, когда люди сами предпочитали уход из жизни, но тайну веков не выдавали. Рассказал мне ее один из старожилов нашего края.

- В годы войны, когда все мужчины нашей деревни были на фронте, к нам в деревню приехал командировочный (так я его помню, за давностью лет не помню ни фамилии, ни имени) и стал просить сопровождающего в лес, для учета пушного зверя в верховьях таежной речки. Буду условно его называть Егерь. Мне, тогда 12-летнему мальчишке, и дали задание поехать с ним и помогать ему в работе. Раньше я в тех местах бывал со своим отцом, поэтому поехал с большой охотой. По дороге в нужное место мы заехали к одному старику в лесную избушку заночевать. Раньше я был у него с отцом и сейчас надеялся на его помощь. Узнав о цели нашей поездки, старик, улучив момент, отозвал меня в сторону и сказал, чтобы я егеря туда не водил:

- Там шайтан ходит. Можете оба погибнуть...

Но я, в то время воспитанный в современном духе, мало верил в его существование и решил, что старик просто-напросто хочет нас запугать, чтобы самому поохотиться в этих местах. И мы пошли дальше, в верховья речки, где, я знал, имелась маленькая долбленка, на которой мы и должны были спуститься по течению реки.

Но со второй же ночи с нами стали происходить невероятные истории. Ночью к нашему костру, к палатке, кто-то подходил, свистел невероятно сильно, налетал бураном, топал. Короче, как нам казалось, пугал нас. Через несколько дней у нас погибла собака и исчезли все продукты, а еще через ночь кто-то расколол нашу деревянную лодку - нам не на чем стало двигаться дальше.

Мы кое-как выбрались из тайги с большими трудностями для жизни. Егерь был уверен и уверял меня, что все это проделки старика. Старик отравил собаку, старик расколол лодку, старик по ночам свистел и пугал нас. Хотя я и сейчас сомневаюсь, откуда в дедуле было столько сил - старик не мог так сильно свистеть! Но тогда мальчишкой поверил этому. По утрам мы видели следы ночного пришельца, но почва в тех местах болотистая, много травы, и поэтому нельзя было точно определить, кто был. Егерь по возвращении в поселок ходил в Совет, милицию и жаловался на старика, будучи уверен, что все это его проделки. Старика арестовали, и больше он никогда уже не появился в нашей деревне...

Вот такая история, одна из многих известных в нашем крае. Но и тогда, когда был арестован старик и, по всей видимости, осужден, он не выдал тайну! Даже ценой собственной жизни! Ведь арест, суд, тюрьма для старика значили смерть. А если бы рассказал правду? Кто же ему поверит?!

Действительно, можно было расстаться с культом шаманства, со всеми религиозными предрассудками, но выдать... Легко и просто в наше время осуждать прошлое. И какие дураки, ах, какие отсталые наши предки! Всему-то они верили, на каждый пень молились! А ведь им, нашим предкам, приходилось постоянно жить - быть в лесу, как говорится в наши дни, на природе. От многого зависела их жизнь, жизнь и благополучие их родных и близких. От многого зависела жизнь таежника, а вот от комполена (он же хозяин, он же вотчинник и др.) - в первую очередь. Помню рассказ жителей одной лесной деревни.

Бывало и такое...

Устинья, уже пожилая жительница одной из таёжных деревень, чем-то не угодила комполену. Чем? Никто из деревенских жителей не знал, да и она сама не знала, а если и знала, то помалкивала... Но в лес, даже за деревню, выйти не могла. Ни корову выгнать, ни на сенокос, ни на сбор ягод...Сбор ягод в то время давал ощутимый доход всем жителям деревни, а Ус-тинья - дома! Стоит ей только в лесу показаться, начинается свист, топот, да палки в нее летят. Хоть плачь, хоть с голоду умирай, а в лес ни шагу!

Вот вам и корни протеста!

И еще. Рассказ одной старой учительницы. По ее словам, она очень дружно жила с местным национальным населением таежного края, знала их язык, соблюдала (или пыталась это делать) их обычаи и традиции. В ответ местные женщины тоже доверяли ей кое-какие тайны и даже иногда брали в лес по ягоды. И вот однажды осенью она напросилась в лес по бруснику.

- Нас было трое. Пришли в лес и начали собирать ягоду. И тут я увидела, что кроме нас троих кто-то еще собирает ягоду. Четвертый. Этот четвертый был вдалеке от нас, и, хотя было очень тепло, был одет в зимнюю шапку, и поэтому голова его казалась слишком большой. Меня это очень заинтересовало, и я спросила одну из женщин:

- Кто там? Ведь нас было трое, кто еще пришел?

Она дернула меня за подол к земле и недовольно сказала:

- Пришла по ягоду - вот и собирай!

Но мне очень хотелось выяснить, кто же все-таки там? Я видела, как он ходит, наклоняется, разгибается, ест ягоду. Там был человек. Но кто? И я снова обратилась к спутнице:

- Нет, пойду и посмотрю, кто же это?

Тогда она очень сердито, даже гневно вновь одернула, давая понять, чтобы я не осматривалась кругом, а занималась своим делом, и в сердцах добавила:

- Священный зверь\ Не видишь, что ли?

Я знала, что священным зверем они называют медведя. Но то был не медведь! Через некоторое время он ушел в глубь леса, и я его больше не видела. Но и до сих пор уверена, что это был не медведь. После этого еще несколько раз пыталась заводить разговор на эту же тему, но ничего не получилось. Женщины просто молчали или же делали вид, что не знают, о чем речь. Тогда я ничего не знала о комполене - хозяине леса, но сейчас уверена, что тогда был он!

Размышления по поводу

Что же можно вынести из этих историй, в частности из истории, что произошла с рыбаками Юмасинского рыбоучастка? Вероятно, прилет вертолета привлек внимание комполена, потревожили его... Значит, он и сейчас обитает в этом «заверован-ном месте». Может быть, в одной из этих избушек, вероятно, в заброшенной, он и обитал, пока не было людей. А ночью решил припугнуть, точнее, прогнать людей со своего места обитания.

Многие из местного населения знают такие места, но и до сих пор скрывают тайну их существования. Причина та же, что и много столетий назад. Да кто же поверит?!

Ничего не буду говорить о «шамане» Актаеве Василии Андреевиче. Он - один из местных старожилов. Верит, не верит, знает, не знает...

Отнесем к нему, закончившему когда-то Высшую партийную школу, участнику Великой Отечественной войны, понятие отсталый, дремучий и т. д. и т. п.?

Но разве можно назвать его односельчан, молодых людей отсталыми, дикими? Оба по национальности - русские, оба имеют среднее образование...

Одна у них беда: знают обычаи местного народа! И не для того, чтобы слепо в них верить, а для того, чтобы жить и работать в гармонии с Природой в их таежном крае. А это, согласитесь, немало! И не только для одного человека, а для всех нас, на Земле живущих. И для комполена - хозяина тоже.

Мне понятно, почему на мой вопрос: кто был?, кто же мог быть?, следовал ответ: а места там заверованные!

Понятно ли вам?

Жизнь на родовом угодье...

Вот такого, о чем я расскажу дальше, я не читала и не встречала нигде в литературе по поводу комполена - хозяина. Правда, в США есть рассказы о подобном случае. Но на территории бывшего Советского Союза или современной России ничего такого не случалось (А может, об этом не печаталось?). 24 марта 2000 г. в 11 часов 30 минут в посёлок Половинка мне позвонил из г. Урая, из комитета по делам малочисленных народов Севера, председатель Урайского комитета Киселев Анатолий Егорович и без лишних слов сказал, что у него в кабинете сидит человек, который якобы видел снежного человека и рассказывает об этой встрече.

Я попросила А.Е. Киселева, чтобы он разрешил мне поговорить с этим человеком. И вот что я узнала...

[Башлыков Федор Федорович, 1945 года рождения, коренной житель Конды, в настоящее время нигде не работающий, занимается по обычаю местных жителей охотой и рыбалкой. Живет в летнее время (с марта по октябрь-ноябрь) на своём родовом угодье. Живя далеко в тайге, он не однажды встречал и встречает хозяина леса. Но побудила его рассказать об этой необычной встрече статья в газете, которую он прочитал случайно, и в которой рассказывалось о встречах с неизвестным существом. Тогда и он решил рассказать о своих встречах.]

И в 2000 году он собирается ехать туда и снова узнать что-то новое об этом существе. С этой целью он и пришел в комитет Севера к Киселеву. Киселев знал, что я интересуюсь этой темой, и поэтому позвонил мне. И вот что мне рассказал Ф.Ф. Башлыков по телефону:

- С марта по октябрь-ноябрь я каждый год нахожусь на рыбацком угодье в среднем течении реки Конды.

Не однажды я видел следы. Большие. Даже громадные. Я понимал, что тут кто-то есть, но никогда не ходил по этим следам, никогда не пытался преследовать.

Следы то появлялись, то исчезали. И вот однажды я увидел его. Когда в первый раз увидел, был страх, а потом, при последующих встречах страха такого, т. е. большого страха, уже не испытывал.

Этот кто-то был похож на человека, ходил, как человек, на двух ногах, но был покрыт буро-серой шерстью, весь буро-серый, а рост метра 2,3-2,5. Самец. Мужик. Я иногда наблюдал, как он ловил на перекате рыбу лапами (но тут же поправился -«руками, руками!») в речке. Но лично я никогда не наблюдал, как он ест.

Бывало и такое, что я занимаюсь у избушки своими делами, а он придет и издали наблюдает за мной. Сначала один приходил, а потом, смотрю, вдвоем появились! Я подумал, что это его жена, но когда рассмотрел, то понял, что это его сын. Мальчик, или, правильно сказать, самец. Это был ребенок примерно ростом 1,2 метра. Но какого возраста, я не понял.

Но самки я не видел. Не знаю, была она или нет, но на глаза ни разу не попадалась. Я уже говорил, что никогда не ходил по их следам. Может, это и сыграло свою роль. Самец (я не знаю, как правильно его назвать) постепенно стал подходить ближе и ближе. И мне кажется, что он под конец стал доверяться мне. Я пытался подкпадывать им пищу: рыбу, мясо в сыром и вареном виде. Клал также хлеб, сухари. И сахар кусочками. И из всего, что я предлагал, он стал брать только сахар. И не только брать, но даже и выпрашивать.

Тут я не удержалась и воскликнула: «Как выпрашивать?!»

Федор Федорович спросил:

- Есть ли у вас собака?

- Да, есть, - отвечаю.

- Вы хоть раз обращали внимание, как собака что-либо выпрашивает? Садится или стоит напротив и наклоняет голову то вправо, то влево. Вот так и он стоит и качает головой то вправо, то влево.

Я так и понял, что ему надо то, что он берет, т. е. сахар. Я клал сахар кусочков по 10-15. Потом отойду и смотрю. А он подойдет, собирает его и уносит. Но при мне никогда ничего не ел. Подходил он ко мне метров на 5 или 6. Ближе не подходил и к себе не подпускал.

Да, надо и про поведение собак сказать. Собаки на него не реагируют. Точнее, реагируют, но по-своему. Стараются укрыться, спрятаться или как лежали, так и продолжают лежать. Это в отличие от того, когда они бросаются на любую птицу или зверя.

Из дальнейшей беседы выяснилось, что встречи в 1999 году продолжались с марта по октябрь-ноябрь. Потом Федор Федорович выехал на зиму в город Урай, где он проживает.

В 2000 году в марте он уже там был, много ездил на «Буране», но никаких следов не видел. Где он сейчас? По его предположению, куда-то ушел. Это один вариант, а другой - может быть, он, как и медведь, залегает в берлогу. На мой вопрос, чем же он питается, Федор Федорович ответил:

- Наверное, рыбой, раз он ее ловит. Кроме того, там, в тех местах, дремучая тайга и очень много всякой живности: птиц, мелких животных. Так что проблем с питанием у него нет. Конечно, это в летнее время (весна, лето, осень.) А вот насчет зимы -это вопрос. Может, зиму и в берлоге проводит, как медведь.

В том месте, где постоянно находился он, было очень много ободранной осины. По предположению Федора Федоровича, возможно, что он питался корой осины... В голодные годы целые нации выживали лебедой, крапивой, осиной...

Пыталась я поговорить на эту тему с некоторыми мужчинами, обещая не называть ни имен, ни местности, они уклонялись от бесед, уверяли, что это выдумки...

Как всегда, когда возникала тема, аргумент был один: такого не может быть! Но, по моему мнению, такое может быть, тем более что в том месте о чем-то совершено непонятном мне рассказывал и Петр Александрович Мотышев. который много лет рыбачил и охотился в тех же местах. (Умер лет 6 назад.) Он уверял меня, что там что-то такое есть. Ему часто что-то казалось, но очень быстро исчезало.

Много лет в той же местности работал егерем В.М. Давыденко. По его словам, сам он ничего не видел, но бывали случаи, когда, как ему казалось, когда он находился в лесу, что вроде бы кто-то за ним наблюдает или идет следом. От этого ему становилось очень страшно и хотелось даже идти задом наперед. (Взадпят-ки) Взгяд в спину!?

Где же это было? В деревнях, которые давно не существуют, или вблизи их. Местные жители рассказывали много невероятных историй. Некоторые из них были записаны мной. Так что, я думаю, рассказы Федора Федоровича правдивы. Но вот что сделать и к кому обратиться в нашем районе, ума не приложу. Сказать охотинспекции, но это самые главные браконьеры. Это уж точно - если что и есть - уничтожат, а Федора Федоровича выгонят с этого места, да и к ответственности привлекут.

Где же это место? Да у нас на Конде и есть!