«Видели?!» [1925 год. Семья Кауртаева Филиппа Ивановича уже не первый год в сезон сбора ягод выезжает за брусникой на бора возле деревни Потанах, что находилась на речке Нерпалке. По современному её называют Большой Тетерь. Это левый приток реки Конды. Устье её находится выше города Урая.]

Договорившись с местными жителями, семья выехала на беломошники, богатые брусникой, и там осталась на все время сбора ягод. Сделали балаган недалеко от края бора и в нем ночевали. Но воды близко не было. А потому в болотине мужики вырыли что-то вроде неглубокого колодца и в нем брали воду, что скапливалась за ночь или день.

Так было и на этот раз. Вечером, придя к балагану, глава семейства послал детей набрать воды. Дети: Андрей 16-и лет, Анастасия 13-й лет и Марфа лет 14-и. Все вместе дружно побежали к концу бора к вырытому колодцу. Андрей остался на косогоре, Марфа и Анастасия спустились вниз к бочажинке. В тот момент, когда Марфа наклонилась с ведром, чтобы набрать воды, Марфа и Анастасия услышали сдавленный крик Андрея.

- Я оглянулась на крик и увидела, что Андрей стоит на краю косогора и показывает пальцем над нашими головами. Мы одновременно с Марфой глянули через прогалину и увидели, что по краю соседней сопки идет громадный человек. Видно его было выше пояса (кусты, там растущие, закрывали его до пояса). Нам он показался ростом чуть ли не до половины взрослых сосен. Молча, не произнося ни звука, мы бросились бежать к своему стану. Интересно, что Марфа, как зачерпнула воду ведром из колодца, так и прибежала, держа ведро с водой на вытянутой руке.

(Это помнила всю жизнь и рассказала мне моя мама - Кауртаева Анастасия Филипповна, 1912 года рождения.)

- А что потом было?

- Мы прибежали в великом испуге и рассказали старшим, что только что видели.

- Видели? - спросил нас отец. - Так вот, ведите себя тихо и спокойно. И ничего не бойтесь. Это ОН нас предупредил, чтобы мы знали, как себя вести. Поняли?

После этого мы еще несколько дней собирали ягоду, но все было обычно и спокойно. По приезду в деревню Потанах мы рассказали о случавшемся местным жителям. Но они отнеслись к этому совершенно хладнокровно, без интереса, будто такое случалось чуть ли не с каждым...

На пароходе «Храбрый»

[Конзанова Антонина Митрофановна, 1923 года рождения; ей, по ее словам, довелось увидеть нашего комполена воочию.]

- А ты не слышала, что по реке волосатого человека когда-то провозили? Провозили, да, было дело. На пароходе «Храбрый». Так я же сама ходила и на него смотрела. Точно знаю, что много людей ходило его смотреть. Боялись, но смотрели. Помню, что тогда в деревнях было много румын, калмыков, поляков. Наверное, это было после войны (имеется в виду Великая Отечественная война- O.K.). Приходили и с ребятами. Но точно когда это было, в каком году, я не помню.

Я тогда работала рыбачкой в Учинском рыбозаводе. Тогда он так назывался. Начальником рыбозавода был Розенберг Борис (отчество уже не помню). А после его, этот рыбозавод, стали называть рыбоучастком. В то время на берегу реки Конды, рядом с устьем речки Учинья, была база. И на неё завозили все магазинные товары. Базистом работал Кочетов Василий Александрович. А сторожем работала Нюра Никанорова

На эту базу завозили товары, продукты на пароходе. Вот тогда и привезли этого страшного человека. А рассказывали такое:

- Поймали его на Шамье. Дело было так: там жила одна семья. Фамилию их я уже забыла. Однажды они услышали лай собак. Отец и послал сына Афоньку посмотреть, что же там? Тот ушел, и нет его, и нет... Пошли искатьи видят: там штанишки лежат, там броднишки... Голова надета на кол, а туловище разорвано на части: там рука, там нога валяются... Срочно сообщили в сельсовет и милицию. Приехали. Точно помню, что там был Краснокуров - председатель Карымского совета. Обследовали и признали, что это работа не медведя. Пошли искать и нашли виновного. Это был вроде бы человек, но весь лохматый, одежды на нем никакой не было. Ничего на нём не было. Не разговаривал по-человечьи. Поймали его недалеко от деревни Шамьи. Везли на пароходе «Храбрый». Вот тут-то, когда пароход стоял у базы, мы все и ходили его посмотреть. Ростом он был с Ко-четова, примерно 170 см. Кочетов нас и пропускал на пароход. Находился этот «человек» в каюте, за стойкой.

Руки, ноги связаны. Мужик (это было видно). Может, надо сказать - самец.

Здоровый такой, страшный, мурластый, глаза выпучены, скуластый. Губы толстые. Весь покрыт волосами. Волосы растут елочкой на лбу, на руках, на груди. Шеи нет. Меж собой мы тогда и говорили, что это и есть комполен (Лесной человек-дух).

Помню и такое. Когда пароход загудел, мы все увидели, что этот волосатый человек вздрогнул. Вот и говорили после:

- Надо же. Боится, испугался. А мы его боимся...

Про этого страшного человека мне рассказывала и Нейметова Екатерина Афанасьева. Она родом была с Нерпаль-ской стороны, и там о нём много знали, часто встречали.

Кто вёз? Да наши же нахрачинские коменданты и везли. А теперь Нахрачи Кондинском называются. Я помню одного Краснокурова. Я его знала до войны, работал у нас в Сатыге председателем Совета. А больше я никого из сопровождающих не знала.

Мы потом долго этот случай вспоминали. Очень хотелось узнать о судьбе этого комполена, но так ничего и не узнали. Больше о нем никто ничего не говорил.

«А что милиция?»

То, что действительно провозили какое-то существо на пароходе «Храбрый», вспоминает и Анатолий Николаевич Хомяков - нынешний директор Учинского музея. Помнила и рассказывала мне об этом и Анна Павловна Нертымова. Сами они не видели, но разговоры на эту тему слышали.

Рассказ A.M. Конзоновой я записала в августе месяце 1985 года. И хотя Анна Митрофановна вспоминала многих, кто был вместе с ней и видел этого человека-комполена, но большинства из них уже не было в живых.

Подумав, я решила обратиться в Кондинский районный отдел милиции и разыскать кого-либо из старых их работников, хотя и прошло около сорока лет! (1947-1985). По приезду в Кондинское началось моё хождение к старым милицейским работникам. Мне они охотно рассказывали про другие, совершенно невероятные случаи, а о том волосатом человеке, которого когда-то должны были привезти на пароходе «Храбрый» в райотдел, никто ничего толком якобы и не знал...

Беседа с Марковой Евстолией Феофановной (1915 года рождения, русская, образование 7 классов).

- Я работала в Нахрачинской милиции секретарем с 1938 года по 1950 год. Все бумаги, секретные и прочие, проходили через мои руки. Но ни в делах, ни в разговорах я ничего не слышала о поимке лохматого человека. Думаю, что если бы подобное было, все равно кто-то должен был говорить по этому поводу. Вот фотография сотрудников Нахрачинской милиции 1946 года. Смотрю на нее и вижу, что большинства из них нет в живых. А другие уехали неизвестно куда. По фотографии можно судить, что самым молодым из нас был Алеша Панфилов - радист. Тогда у милиции была своя рация.

Панфилов также был в курсе всех секретных дел и даже больше, чем я. А потом рацию в милиции ликвидировали, Алеша уехал.

Так что я ничего о подобном случае не слышала, не знаю.

Расспрашивала и других работников милиции, но никто ничего не знал и не слышал. Но ведь везли же! Что же случилось по дороге? Выходит, что везли-везли, а до места назначения, т. е. до Нахрачей, так и не довезли. Что-то здесь не так... Неужто и районное милицейское начальство ничего не прознало? Бывает...

Обдумывая случившееся, я пришла к такому выводу. Очень строгую послевоенную дисциплину власть поддерживала в стране по инерции страха перед шпионами и диверсантами. Когда везли... кого везли... Может, это шпион какой?! Не наше, мол, это дело.

И вероятнее всего, это существо каким-то образом сумело сбежать. Видимо, когда его пленили, он был болен, но болел не физически, а психически. Если бы был в своем уме, он бы не сделал того, что сделал - убил ребенка. В нашей местности Хозяин (он же комполен-хумполен и т. д.) при плохом поведении человека (когда человек мешает) он разными пугающими действиями выгоняет его из леса. Но чтобы убить! Такого никогда еще не было! По многочисленным рассказам (с которыми вы познакомитесь дальше) все встречи кончались тем, что человек сам уходил (свист, шум, ветер и т. д.). А тут убил... Это говорит о том, что это существо было больное. Это была психическая болезнь. Иначе зачем убивать? Ведь он не стал питаться мясом ребенка. Просто разорвал на части и бросил, а голову надел на кол.

Второе обстоятельство - его сумели пленить. Будь он в своем рассудке, его не поймать. Вполне возможно, пережив припадок безумия, он и сумел сбежать. А вернувшиеся из командировки милиционеры, боясь наказания, сговорились молчать. Да, съездили, но никого и ничего не обнаружили. Вот и весь сказ. Если бы пленникумер в дороге, служивые просто-на-просто привезли труп, списав на него все содеянное в тайге.

Ну хорошо, по первости пусть и была такая тайна. Но спустя-то много лет все равно кто-то как-то проговорился бы. Да та же Евстолия Феофановна Маркова, секретарь милиции, которая знала много секретных дел, спустя десятилетия чего боялась?..

Не так все просто. Почему-то люди после встреч с хумполем, первое время как будто исполняли обет молчания. И только много позже осмеливались на откровения.

«Пюльлёнк! Пюльлёнк!»

[Филатов Юрий Германович. Конюх Учинского рыбоучастке. 1984 год.]

- Комполен... Это слово я знаю, слышал от своего дяди Антона (Бойцова Антона Константиновича - ныне умершего) с самого детства. Когда мы жили в деревне Пихтовка, то лошади часто прибегали из леса все в мыле, в пене. Люди и говорили в этом случае, что их «гонял комполен». Тот же дядя Антон рассказывал, что встречал в лесу комполена и кричал ему:

- Пюльлёнк! Пюльлёнк!

Что это значит, я не понимал (мансийского языка я не знаю), но вроде того, чтобы комполен уходил с дороги (пюль -уйди или уступи, лёнк - дорога, кондинский диалект мансийского языка. - O.K.).

Раньше-то многое рассказывали про то, что «маячит». Что значит «маячит»? «И маячит и маячит...» Это когда кажется, что рядом с тобой кто-то есть, но увидеть, рассмотреть ничего не удается. Только мелькнет и всё. И вроде бы никого и не было...

Раньше-то много чего про этих «маячек» рассказывали. Многие видели, но ничего понять не могли. Вот и боялись. Но я как-то не боялся. Мне просто по малолетству интересно было. Так мне в жизни пришлось, что я дважды своими глазами того комполена видел. Вот что я тебе скажу, Оля: он такой же человек, как мы с тобой. На двух ногах ходит. Только с посохом.

...Поехали мы с дядей Антоном на речку Ингатья, а там -на озера и по ним - на Дальнюю речку. Вот тут-то я его и увидел первый раз. Мы речкой идем, а он берегом. Дядя Антон испугался, говорит:

- Это комполен.

- Какой комполен? Кто такой?

- Ты не знаешь... Смотри, это он. Сейчас скроется...

И, правда, он минут через пять в лес зашел, будто его и не было.

- Где искать будем? - спрашиваю.

- Зачем тебе его искать?

- Я его не боюсь. Давай пристанем к берегу и пойдем вдвоем его искать.

- Ты его не знаешь, - отвечает дядя. - А я-то знаю...

Так мы и проехали мимо. Больше дядя Антон мне про него ничего не говорил.

А второй раз мы его с Иваном Тайлаковым видели. Мы ехали домой по реке Тап с Шомпала на двух осиновках с рыбой. Это было выше устья реки Ингатья. И тут я увидел, что кто-то быстрым шагом идет берегом реки нам навстречу.

- Смотри, - я говорю Ивану. - Кто это бежит по берегу?

- Как кто? Комполен.

- Какой такой комполен? - я спрашиваю, хотя уже знал кое-что от дяди Антона и уже раз видел его.

- Ты что, его не знаешь?

- Не-а, - говорю.

- Это комполен, это он... - уверил меня Иван.

Иван тогда сильно напугался, а я почему-то нет. Вреда-то он нам никакого не сделал. Ну попался навстречу, ну разошлись каждый своей дорогой... По приезду домой я пошел к матери Ивана и стал рассказывать, что мы кого-то видели, когда ехали домой, и что Иван сильно напугался.

Тетка Наталья - мать Ивана - тогда тоже сказала мне, что это был комполен.

Позже Иван как-то разговорился:

- А помнишь, у нас в деревне разговоры вели про какое-то страшилище, жилинкой-ногой его звали? Это, наверное, оттого, что он с посохом ходил. В руках у него была палка, как посох или костыль. Одна нога у него была нормальная, а на другую он не наступал, а на костыль опирался. Люди видели след от ноги и костыля и, не зная, что это, болтали всякую ерунду. Я так думаю.

Первый раз увидел же я его так. Вот мы здесь сидим, смотри: вот улица, берег... Видел я его примерно на таком же расстоянии (Примерно метров 150. - O.K.).

Уверяю тебя, что он такой же человек. Темный. Как он был одет или вовсе не одет - не знаю, не могу сказать. Ростом он тоже был небольшой. Средний такой, может, с меня, может, побольше. Человек как человек. Что его бояться?

Знаешь, Оля, я вот здесь конюхом работаю. И хочу тебя спросить: кто такая ласка? Я никогда не видел, но мне интересно. Раньше говорили - домовой, а теперь - ласка. У наших лошадей в гривах и хвостах (а у нас 50 лошадей держали) часто замечали какие-то косички... Мы их вырезаем, потому что так накручено, что никак не разберешь, не распутаешь. Как они, то есть ласки, как говорят, делают такое, никак не пойму? Сейчас лошади на воле, не поймаешь, а зимой в конюшне стоят, и на тебе! - косички появляются. Только лошадь с такой косичкой почему-то худеет и беспокойно себя ведет. Вот мне и хотелось бы знать, что это за зверек такой, что за ласка.

Когда я видел комполена? Примерно году в 1955-м или 1956-м. И после про него всякое люди болтали... Но ведь никто сейчас в это не верит. Говорят, что это все ерунда, обман, «маячки», с испугу, дескать, показалось.

Косички у лошадей? Так они каждую зиму у лошадей бывают...

Откуда я знал, что тебе они потребуются? Сейчас как только увижу, так вырежу и тебе пришлю. А ты мне про ласку узнай: может ли она такое с гривами делать?

«Что это было? Кто это был?»

[Андрей Тихонов.]

- Это случилось с нами (мной и Николаем Васяниным) в августе 1986 года. Точного числа я не знаю, не помню. Но знаю, что я собирался ехать в училище. Так что, вероятнее всего, это случилось в середине августа или ближе к концу месяца. Мы очень часто ходили в лес тогда, была пора грибов и ягод. Решили дойти до речки Леушинки, перейти мостик и заночевать в лесной избушке. Две дороги ведут к речке. Одна, что правая, накатанная, лесовозная, мы же пошли левой дорогой. Она короче лесовозной и выходит к речке выше по течению.

Пришли к переправе уже поздно вечером и увидели, что моста через речку нет, сорван течением. Тогда мы пошли искать еще одну лесную избушку на этой стороне реки, знали, что такая есть, но не знали, где точно. Избушку не нашли, вновь вернулись к речке. Тут же, прямо у дороги, на берегу речки Леушинки решили заночевать.

Началась гроза. Натянули брезент, сидели под ним, пока шел дождь. Но все-таки слегка немного промокли. Развели костер, начали сушить одежду, кипятить чай. Ночь темная, после дождя навалились комары. В такой темени человеку всегда немного страшновато... Боялись медведя, рыси. Сидели с заряженными ружьями. Даже когда сошли с дороги в лес за дровами, то один нес факел, а другой держал наготове ружье.

Сидим, значит, у костра, я чай завариваю, глянул вправо... Мама родная! А у нас гость на стане появился. Весь лохматый такой... Как и когда появился, непонятно. Вот тебе и на - всего в ночи боялись, ружье из рук не выпускали, а тут этот сидит и сидит. Но как только он появился, комары враз исчезли. И как-то просторнее стало, страха никакого. Как мне сдается сейчас, что-то с головами у нас случилось... Я не помню, пили ли мы чай, ели ли что-либо, угощался ли с нами пришедший - ничего не помню. Не помню и о чем говорили. Но говорили же, не в молчанку играли! Только хорошо помню, что вновь пошли за дровами. На этот раз уже ничего не боялись, все просматривалось в лесу, даже ружья оставили у костра, факела с собой не взяли. А когда собирали дрова, нам казалось, что у костра нас по-прежнему кто-то ждет. Ружья мы разрядили, патроны вложили в патронташи. И тут мы увидели в тени громадного человека, метрах в пяти от костра. Коля схватил ружье, зарядил и хотел стрелять. И тут услышали:

- Не стреляй!

Он меня покосился, спрашивает:

- Это ты сказал?

- Ничего я не говорил.

Тогда Коля вновь разрядил ружье. А я взял небольшую палочку и бросил ее в стоящего кого-то, попал. Звук такой: в дерево или куст угодил.

Какой он? В плечах примерно такой, если бы нас с Колей поставить рядом, и очень большой. От костра ночью лес кажется темным, а наш гость на этом фоне вроде бы зеленоватый. И тот, что раньше с нами был, тоже вроде зеленоватый... А вот как они исчезли, убей, не помню. Когда же мы снова в память вошли, на нас вновь комары набросились.

Светать быстрее стало. На нас опять страх нашел, и мы бросились бежать по дороге к дому. Бегом все бежали, но устали, пошли быстрым шагом. Николай шел впереди, я - за ним.

Он остановится, а я иду и в него уткнусь. Вроде бы сплю на ходу. А потом вроде ободрился.

Когда пришли домой, я еще два часа спать не хотел и только потом уснул.

(А вот что рассказывает Коля Васянин в своём письме из армии по этому же поводу.)

- Это случилось осенью 1986 года, в 18 км от поселка Междуреченского, на речке Леушинка. Я был с Андреем Тихоновым. Места там ягодные и грибные. Шел дождь, и было очень много комаров. Потом дождь кончился. Из леса вышел мужчина около двух метров роста. Он был весь заросший... Когда он вышел, не стало комаров и у нас состояние стало такое, как будто сонное, и больше ничего не помню. Голос у него был хриплый.

- Что он делал? Не помню. Помню, одно хорошо помню, что когда вышел из чащи, сел у нашего костра. Мое самочувствие вроде бы было нормальным. Испуг пришел после, уже утром. Мы его никак не называли, за разъяснением ни к кому не обращались. Каково было самочувствие после встречи? У меня как-то более-менее стало, а у товарища сонное какое-то, приторможенное...

- Что я думал по поводу встречи с неизвестным? Я часто слышал много историй от охотников о Духе тайги, думаю, что это Он и был...

У нас в поселке и сосед наш его видел тоже, только в другом месте. Где, точно не знаю. Фамилия соседа Холкин. Про эту его встречу даже печаталось где-то...

«Не бойся!»

[Холкин Владимир Алексеевич. 1955 года рождения. Записано в 1986 году.]

Встречу и знакомство с Владимиром Холкиным мне давно обещал Андрей Литвин, с которым он живет в одном подъезде дома и который рассказывал ему историю встречи в лесу с неизвестным - то ли человеком, то ли еще с кем-то... Несколько раз мы с Андреем заходили к Холкину, но его постоянно не было дома. То он в огороде, то вообще неизвестно где. Работает он вахтой: 15 дней в отъезде, 15 дней дома. Но сегодня, 10 июня 1985 года, мне повезло. Дома оказалась жена Володи - Нина. Она работает в детском отделении медсестрой. Через несколько минут появился и Володя. Это молодой мужчина около тридцати лет. Родился и вырос здесь, на Конде. С детства - рыбак и охотник. На мои расспросы о встрече в лесу с неизвестным он заявил, что ничего не знает и ничего не видел. Тогда я ему напомнила, что о его встречах он рассказывал Андрею.

- Ну, рассказывал...

- Так и мне поведай.

- Вам-то зачем? Мне об этом говорить нельзя.

- Почему?

- Меня же предупредили...

- Кто? Когда? Почему не велено говорить?

- Не знаю...

- И все-таки расскажи, расскажи.

- Ну, ладно. Это случилось в сентябре 1985 года. Пора, когдаулосей гон начинается. По всему лесу трубят. У нас втай-ге, километров 50 от Леушинки, избушка была срублена. Мы ее сами строили. И там охотились. И на этот раз вместе с отцом на охоту пошли. И вот однажды ночью вдруг дверь в избушку открылась, хотя ни ветра, ни вихря никакого не было, и кто-то вроде бы позвал меня (или приказал): «Пойдем».

Я встал и пошел. Это сейчас легко спрашивать - куда? зачем?

А тогда я ничего не понимал. Позвали, и пошел. Видел ли я того, за кем иду? И да и нет. Знаю, что иду, а видеть вроде бы и не видел, но чую - этот «кто-то» рядом. Так мы отошли метров, наверное, около двухсот, чуть ли не до самой речки дошли, когда отец выскочил из избушки и заорал на меня:

- Куда пошел? Иди сейчас же назад!

И заматерился. И меня вроде бы как кто-то отпустил. Я завернулся и пошел назад к избушке. Пришел и опять лег спать. Ни о чем не думал, ничего не понимал, что со мной случилось. Только наутро голова сильно болела.

И тут же, через несколько дней, я опять с ним же встретился. Ну, я вам скажу, вот это мужик так мужик! Понравился он мне.

- Как случилось?

- Вечером, уже поздно я шел по лесу и вдруг метрах в 15 лосиху увидел. Она, хотя и видит меня, а как привязанная стоит. А в обоих стволах ружья только дробовые патроны! Я по-быст-рому начал ружье перезаряжать. И только последний пулевой патрон вогнал в ствол, как меня кто-то за плечо тронул. Я обернулся и от страха вздрогнул. Передо мной стоял громадный человек. Видел я его очень короткое время. Только вот так, обернувшись. И человек этот увидел, что я вздрогнул, и сказал мне:

- Не бойся.

Тут я перебиваю его и спрашиваю:

- Что, прямо так на русском языке он тебе и сказал?

- Ачтоже, на французском, чтоли? Наверное, на русском, раз я его понял.

- А дальше?

- О нашей встрече, - он мне говорит, - ты не должен никому говорить. Иначе тебе не повезет на охоте.

И исчез. Вроде не уходил, не улетал, а исчез, и все. Вот так я его и видел всего один миг. А какой он? Я же говорю, что он мне понравился. Руки такие сильные, большие. Передо мной он вот таким манером стоял.

И Володя показывает позу стоящего перед ним человека.

- А что ж он такой сутулый?

- Даже не сутулый, мне он горбатым показался. Волосы седые, не стриженные, до плеч. А сам как бы круглый или толстый. Здоровый такой. А по виду он чем-то нашего сельчанина Окунева напоминает.

Тут приходит на помощь его друг, и сообща они вспоминают.

- Окунев, да... Он высокий такой и сутулый, волосы седые, глаза как бы навыкате, чуть красноватые, лицо удлиненное.

- Я же вам говорю, что видел его только чуть, в обороте на миг. А говорил ли он мне словами или еще как, я не знаю. Только я его понял... И он исчез. А я и про лосиху сразу забыл, стрелять не стал.

Многие его видят и знают. Только говорить про него нельзя, вот и молчат. Да и Валерка, Нины брат, с ним в лесу встречался. Всё было каку меня. И, если бы отец в тот раз не крикнул, я тоже не знаю, что со мной было.

Нина:

- Что ты, что Валерка... Особенно Валерка, коммунист, высшую школу милиции кончил. А во всякие чудеса верите.

Володя:

- Вот потому не хочу никому ничего рассказывать. Мне ведь никто не верит. Говорят, что я про Него выдумал. А в последнее время мне и на охоте не везет, точно меня предупредил тот мужик. Не надо было рассказывать о встрече...

- Как он одет?

Ничего не понял: одет, раздет... Ведь я только оглянулся, только мгновение и видел - лицо, руки, как он стоял. Громадный, сильный, горбатый, седой, волосы длинные...

- После встречи страшно было?

- Да как рассказать... Наверное, страшно. Но ведь он меня предупредил, чтобы я не боялся. Об этом я помнил.

«Карымские чудеса»

[По рассказам Ивана Васильевича Копьева, 1912 года рождения. Родился и вырос в деревне Турпавла Кондинского района.

Неграмотный. Рыбак, охотник. В 1986 году вместе с женой Агнией Ивановной Копьевой жили в деревне Юмас Кондинского района.]

- В лесу, в урмане ли, или в озере всегда есть хозяин.

Мы его вотчинником звали. А старики раньше называли комполь-хумполэн. Он может и наказать и одарить.

Наказать - это значит, что, сколько ни ходи на охоте и сколько ни старайся, а все равно ничего не добудешь. А одарить - это очень удачливая охота промысловика ожидает.

Когда на охоту в урман приходишь, сначала Его угощаешь, а потом уж сам ешь. Угощаешь и просишь удачи. Можно словами, можно и думать. А если этого не сделать, с чем придешь - с тем и уйдешь. Как угощать? На речке (на рыбалке) пур-лахтэн делают, угощают хозяина воды (водяного), а в лесу, на охоте сразу же, как приходишь и себе пищу готовишь, так сначала, как все готово, поставишь в сторонку на пенек или еще на что и говоришь:

- Сегодня я тебя угощаю, а завтра ты меня угости. Дай мне удачи, добычи.

И проси всё, что тебе надо. Сам знаешь, зачем пришел. А потом сколько-то времени там постоит еда, берешь и сам ешь.

- Может, не надо брать, а оставить хозяину?

- Нет. Надо обязательно взять и самому кушать. А то хозяин может подумать, что эта пища несъедобная. И не то, чтобы помочь на охоте, а даже наказать. Поэтому после того, как хозяина угостишь, бери и кушай сам.

И сейчас охотники в лесу, на охоте так делают. Местные-то все знают, а другие от них научились и тоже угощают хозяина леса и удачи просят. В лесу ли, в урмане, когда на охоту идешь, всегда так.

- Иван Васильевич! Вот вы его называете хозяин, вотчинник, комполь, хумполен. земляник-землячок, лесной или дух леса, яльвиль. А кто же он на самом деле?

- Мужик какой-то, а какой - не пойму... Раньше старики о нем знали и нам молодым об этом рассказывали. Предупреждали о нём. Всегда надо было о нём знать, когда в тайгу или урман на охоту идешь.

- Вот ты говоришь, что видела след комполя... Комполь -комполен - лесной человек-дух. Следов никогда не оставляет -такого не может быть. Я никогда его следов не видел.

«Крест поставил...»

Видел ли я сам комполя? Наверное, видел. Но точно не знаю, что это было.

Случалось это в марте 1958 или 1959 года. Направили нас, бригаду рыбаков из 8 человек, на рыбалку в Винтьевскую речку. Это километров 60 от Карыма. Речка эта в Обь впадает. Там водится обская рыба. Жирная, вкусная. Там у нас избушка была построена. В ней всегда и жили, когда рыбачили. И охотники в ней жили, если попадали в те края на охоту. А той осенью там охотничал Вахрушев Пантелей Андреевич. Но очень неудачно. И всем говорил, что он на этом месте «крест поставил». Мы ему говорили:

- Ты не молодой, не болтай, что не следует.

А он все свое:

- Крест поставил...

Так вот, приехали, значит, мы на рыбалку, и Вахрушев с нами в бригаде.

Ермаков - бригадир и техник лова. Коммунист. Приехали мы на двух лошадях. Всегда нам одну лошадь давал хорошую, бойкую. На всякий случай. И на этот раз у нас была такая лошадь - Карюха.

Остановились в избушке и пошли на озеро на рыбалку. Наловили рыбы и отправили Ермакова в избушку уху варить. Через некоторое время он назад приходит и просит рыбы.

Мы над ним смеемся:

- Ты что сырую, что ли, рыбу съел?

- Да нет. Рыбы в избушке не стало, пока за водой ходил...

- Как не стало?

- Не знаю... Сам принес, поставил на стол. Пошел за водой, пришел - рыбы нет. Никого не видел, ничего не слышал. И следов никаких нет.

- Смотри, - говорю (я там был старше всех по возрасту), - раз такое началось, еще может что-то случиться.

Ночевали спокойно. Утром мы все поднялись. И только хотел из избушки выйти Пантелей Андреевич Вахрушев, да в дверях замешкался. Его и опередил Александр Семенович Вахрушев. А я стоял как раз напротив двери. И только открыл дверь А.С. Вахрушев и вышагнул за порог (а Пантелей Андреевич как бы за его спиной оказался), и все мы, т. е. я, Александр Семенович и Пантелей Андреевич, увидели, что к нашей избушке (прямо на дверь) летит что-то черное, клубок не клубок, медведь не медведь. Меня в избушке (через дверь) даже ветром обдало, и тут же на глазах исчезло, как рассыпалось, или куда ушло-улетело, и ничего видно не стало. П. А. Вахрушев, тот, что все проклинал это место да крест на нем ставил, аж побледнел. Да хорошо, что за спиной Александра Семеновича оказался. А то бы ему и конец тут. Но к вечеру он заболел, плохо ему стало, а ночью и совсем заумирал. Так ночью его и увезли в Карым. И начал он после этого случая болеть. Врачи ничего признать не могут, а мужик поправиться не может. Совсем высох. Так и мучился не один год. Умирать не умирает и не поправляется.

Направили нас в следующий раз на это же озеро на рыбалку. Стали мы собираться и его с собой пригласили. Говорим ему:

- Если хочешь жить, бери с собой литр спирта.

Он так и сделал. Там, на месте и «откупился».

- Как?

- Да очень просто. Пошел в то место, где неудачно охотился, поставил две бутылки со спиртом на пенек и давай просить прощения за свои слова насчет креста, потом три ложки спирта на землю вылил, а остальное мы сами выпили. И пошел с тех пор мужик на поправку. Такой ядреный стал. Но только с тех пор языком трепать остерегался...

Кто был на рыбалке, на речке Виньтья, когда встретили неизвестное существо, после чего Вахрушев Пантелей Андреевич заболел?

Андрей Нохов. Сейчас живет в п. Леуши.

Ермаков - коммунист, техник лова, у которого в избушке рыба пропала. Тот куда-то уехал. Не знаю, где он.

Чалкин Никифор Ильич. В Шугуре живет.

Вахрушев Александр Семенович. В Шугуре он.

Вахрушев Пантелей Андреевич. В Кондинском.

Шогуров Иван Прокопьевич. Живет в Кондинском.

Копьев Иван Васильевич - рассказчик.

В тоже день приехал к ним в гости Шогуров И. П. и, подключившись к нашим разговорам, сам вспомнил и рассказал много интересного, что с ним случалось в лесу. И тут же подтвердил и сам рассказал про тот случай, когда у них из избушки рыба исчезла.

«Лесной дух»

- Я вот вам еще такое расскажу. Мне тогда было лет десять. В каком году? Я с 1912 года, значит, в 1921, а может, в 1922 году. Нас было человек, может, 70, а может, и 80. Мы собирали бруснику в восьми километрах от Карыма, на бору под названием Оторкамсайсуй (Отор - богатырь, суй - бор, а что значит слово камсай, я не знаю).

Летние вечера длинные, и вот мы с вечера баловались: на гармошке играли, пели - в общем, веселились. Солнце уже закатилось. Начало темнеть. Но яркая луна поднялась. И вдруг мы все увидели, что на другой стороне озера (а мы поставили четыре шалаша на берегу озера) стала подниматься над лесом вроде как голова огромного человека.

Лес за озером крупный, боровой, метров по 15-20 будет. И озеро шириной метров двести.

И поднялся тот человек так, что видно его было до пояса. Рук не видно. Стоит над лесом огромнейший человек и в нашу сторону смотрит. А через некоторое время куда-то все потерялось. Старики на нас стали ругаться:

- Вот вы баловали-баловали, и лесной показался нам.

Все испугались, замолчали. Старики говорили, что это был лесной дух и что он запретил шуметь и баловаться в лесу. Больше мы не шумели, не кричали, и больше ничего не показывалось. Через два дня мы, выбрав ягоду, ушли с этого места.

Больше в жизни я никогда ничего подобного не видел и от других не слышал.

«А выдру с корнем выведем!»

- А это уже при Советской власти было...

Начались заморозки. Поехали мы с отцом Василием Про-копьевичем на охоту в вершину реки Тап. Три ночи ночевали. По приезду в деревню Нингатья узнали, что впереди нас едут два охотника: Иван Турсунский да Петр Юмасинский. Едут и в каждой деревне хвастают, что в вершине Тапа (куда они едут на охоту) они все выбьют, а выдру и совсем с корнем выведут. С тем и едут. Но мы с отцом решили, что нашей доли они не добудут. По дороге белок постреляли, а мясо (лося, оленя) добывать не стали. Зачем нам? Везти отсюда домой далеко, и зимой тут дорог нет. Зачем зря губить?

Приехали мы в деревню Малый Тап, а на берегу нас встречают охотники, что впереди нас ехали: Иван Турсунский да Петр Юмасинский.

- Вы, - спрашивают, - на охоту? А мы вот уже поохотились.

И руки показывают: у Ивана Турсунского обе руки тряпками завязаны (бинтов-то где возьмешь? Да раньше их и не было). Стали мы их расспрашивать. Вот что они нам рассказали:

Приехали они в вершину Тапа. Устроились на красивом бугорке отдыхать. Костер развели и решили на ночь тут же остаться. И вот ночью Иван не то сон видит, не то явь, что пришел к ним старичок и просит их уйти с этого места. Иван и засобирался сразу. А Петр (он коммунист был) не хочет уходить.

- Спи! - говорит. - Что тебе надо? Какой сон? Какой старик? И не выдумывай...

Второй раз старичок пришел и говорит:

- Если не уйдете, погорите. - И исчез.

И тут мужики не послушались и не ушли.

Налетел тогда ветер, разметал огонь, и вспыхнула у Петре на спине гимнастерка. Ему бы надо в воду, в Тап броситься (речка-то рядом), а Иван начал руками на спине огонь тушить да одежду с Петра срывать. Петр сам тоже одежду срывал. Затем Петр все-таки догадался - в воду бросился. Затушил огонь на спине. Оказалось, что у обоих руки обожжены, а у Петра, к тому же, вся спина. Да так, что и пошевелиться нельзя. На лодке ехать не могут. Весло-то как держать?! И пошли мужики пешком в деревню Малый Тап. А это километров 50 будет. По дороге им собака выдру выгнала. А они и стрелять не могут! Иван начал ее ногами топтать, а она, выдра, ему и коленки погрызла и бродни все порвала. И нырнула в воду. Только и видели. На том их охота и кончилась.

«Вывели выдру с корнем...». Сами чуть живые до деревни добрались. Босиком по заморозкам (бродни-то выдра порвала) и огонь развести не могут - руки обожжены. Хорошо, что хоть Петр сам живой остался. До зимней дороги так все и лежал на животе в своей деревне. В тот год отец Ивана Янканова, старик Янканов, медведя убил. Жирного. Медвежьим салом и мазали спину. А по зимней дороге увезли в больницу в п. Нахрачи.

Когда это было? Да я еще маленький был. Топор да котел за отцом таскал. Мне лет 13-14 было. Значит, где-то в 1925 или 1926 году.

Про место, где мужики ночевали, всякие слухи ходили. Многих оттуда выгоняли. А однажды и такое было. Но когда, не знаю. Знаю, что рассказывали, и имена называли, с кем это случалось. Но я не помню. А было так: ехали на лодке брат с сестрой. И тоже на том красивом бугорке остановились ночевать. Вот их ночью и начал кто-то прогонять, велит, чтобы они ушли с этого места. Сестра начала собираться уезжать, а брат:

- Нет и все! Никуда не поедем. Куда же ночью?

И тогда с ним это и случилось. На глазах сестры брат встал от костра и зашел в реку, вроде бы сам зашел (а Тап там быстрый), пошел вглубь, так и ушел. Не вскрикнул, не оглянулся. Утонул. Хотя причин к этому никаких не было, и не должен он был этого сделать. Так сестра одна приехала и рассказала, что с ними по дороге приключилось.

Рассказы Агнии Ивановны Копьевой

Есть в наших лесах такие птицы. Особенно у нас, в Карым-ской стороне. Они небольшие, чуть больше скворца, вроде лохматые, с черной головкой, с красными перышками в хвосте и в крыльях. С виду они очень красивые. Их называют кукшовлиха (по-местному). Что это значит на русском языке - я не знаю. И как по-русски они называются - я тоже не знаю. Про них говорят такое: эти птицы - собаки яльвиля (яльвиль, он же и ком пол ь и др.). И они могут увести любого человека. Как? Да очень просто: вдруг появится в лесу возле человека. Человек ее увидит, заинтересуется. Очень красивая птичка, необычная. Будет ее рассматривать, пойдет за ней, а она чуть отлетит и опять сядет, будто летать не может. Человек следом. Она и в руки не дается и не улетает. Человек пытается ловить ее, да так она его и уведет в самую чащу.

- Может и совсем увести, - говорили старые люди.

Нас предупреждали, а мы своих детей, чтобы они не смели уходить за такими птичками. А то уведет, и едва ли найдешь. Всякое в лесу случалось.

Иван Васильевич добавляет:

- А про птицу... Нет, ее не кукшовлиха зовут, а лесная сорока. Размером как сорока, голова черная, хвост короткий, вверх торчит, крылья и хвост - скрасна. Видишь ее редко, только в лесу, а где живет - неизвестно. Вот ее и называют - суйяльвиль уэмп - боровая яльвиля собака, или просто собака яльвиля. А увести точно может. Не улетает. Палку бросишь - не попадешь. Если за ней пойдешь, неизвестно куда забредешь.

Когда с Фирсиной Авдотьей в лесу беда случилось, то ее дочь Таисия рассказывала, что целый день они - эти собаки яльвиля - вокруг летали.

Мать с дочерью тогда ягоду на Ягле собирали. Там два бора. Первый деревенский, что ближе к деревне, а второй - аркансуй. Очень красивый, гористый бор. Посредине есть озеро. Толькотеперь, наверное, лес там вырубили, ничего не осталось. Так вот, в этом бору Фирсины ягоду собирали. Матери - Фирсиной Авдотье - все казалось, что ее кто-то куда-то зовет. Она все и старалась убежать на зов. Но дочь ее не отпускала. К вечеру они пришли в шалаш и там решили остаться ночевать. Но у них не было воды, и Таисия решила сходить по воду. Мать ее не отпускала. Но дочь уговорила и на короткое время отлучилась за водой. Когда пришла, то увидела, что у матери нет подбородка (раны тоже никакой не было) и она не может говорить. К утру мать умерла. Ее там и похоронили, на берегу озера, на возвышении. Только после этого ее, Фи реи ну Авдотью, дочь видела. Приходила она в деревню. Говорили, что пока дочь ходила по воду, ее подменили. Настоящую Фирсину Авдотью забрали, а свою, больную, оставили. Похожа-то она была похожа, но нижняя челюсть куда-то делась? Да и птицы эти... Они весь день вокруг их летали, а вечером вокруг шалаша кучами сидели, а потом, как только это случилось, враз все исчезли.

Левщ? Так с Левщем это давно было. Его родители в лесу оставили, а потом таким нашли. Его тоже подменили. У него тоже нижней челюсти не оказалось, и он не мог говорить. С Левщем давно было, а с Фирсиной-то совсем недавно. Где-то в шестидесятых годах.

Собака яльвиля? А что на самом деле?

Меня очень заинтересовала та птица, которую супруги Копье-вы называют собакой яльвиля. По приезду в Междуреченский я пошла в библиотеку и взяла книгу «Определитель птиц». И с этой книгой поехала вновь в Юмас к Коптевым, чтобы помогли разобраться, что же это за птица такая - собака яльвиля. Долго рассматривал Иван Васильевич эту книгу. Потом присоединилась и Агния Ивановна. Нашли и собаку яльвиля - это кук-ша. И снова указали на особенность ее поведения - при встрече с человеком далеко и сразу не улетает, а как бы становится подранком, привлекает внимание к себе тем, что садится поблизости, снова чуток отлетит и т. д. Такое её поведение - вроде бы зовет за собой, манит к себе. Но в руки не даётся.

Случай на Ягодном бору

- От деревни Якорсан, в вершину Яглинской речки, шли такие бора: Харпим, Кантляуль.

Большой и маленький Кантляуль, между ними озеро под названием Светлое, а за ним и Митькин бор. Почему так называют, не знаю точно, но вроде бы потому, что когда-то это была вотчина нашего деда. А его Дмитрием звали. Вот вроде и Мить-кин бор.

Вот однажды, это примерно в 1953 году было, на этот бор и привел нас мой брат ягоду собирать. Нас было три женщины. Пришли на бор к вечеру. Ночевали спокойно. Брат наутро ушел дальше по своим делам, а мы начали ягоду собирать. Да только я в этом месте впервой, т. е. на этом бору надо, думаю, места посмотреть (я любопытная по лесу походить, посмотреть). Пайбу-короб за плечо и пошла дальше по бору. Нашла низину, а вокруг столько ягод! Я и давай собирать. Пособирала немного и думаю: «А как же там бабы? Я то насобираю, а они как?»

И давай их кричать, звать. А идти за ними не хочу. Пробегаю взад - вперед и место потеряю и ягод не наберу. Потому и начала кричать, их звать. Слышу, откликаются. Я давай еще пуще орать. Сначала потихоньку они откликнулись на мой крик, а потом такой сильный, аж со свистом крик, а бабы все не идут. Со мной была маленькая собачонка, щенок, все спокойно бегала, а тут к ногам жмется. Я все равно баб зову, кричу, а за то, что не идут, ругаться на них начала, материться. И на каждый мой крик, ругань кто-то отзывается, откликается. Собачонка аж повизгивать начала, к ногам все жмется, дрожит. Тут до меня и дошло, что что-то нечисто. Страх одолел. Схватила я свою пайбу, и бежать к карусам. Знаю, что бабы далеко от карусов не уйдут. Как бежала - не помню. Вроде бы далеко уходила. А тут прямо на каруса и вышла. Прихожу к бабам, а они спокойно ягоду собирают. Ничего не слышали и не кричали. Рассказала я им, что слышала и что с собакою было. Собрали мы свои котомки и бежать. На ночь еще не остались, как раньше планировали. Побоялись.

«Шайтан, яльвиль и другие»

[Воспоминания В. Ф. Вахрушева. Местный житель. Деревня Ка-рым]

- Комполь... Комполен? Нет, такого не слышал, не знаю. Хумполен... знаю, такое слышал. Он же вотчинник... Так это же хозяинлеса. Когда на охоту идешь, то и соседку как бы приглашаешь и вотчинника в лесу угощаешь. Это уж так принято. И на дорожку или тропу ложиться нельзя, будто бы они по ней ходят ночью.

Шайтан... В каждой деревне свой шайтан. И у нас, в нашей деревне Ягле, был свой. Сосна или там кедр заверован, вот к нему все и носят. Например, женщина родит, под это дерево все и выливают, и мох из-под детей туда же уносят. Были мужские и женские деревья. Как различить? Да никак. Сами люди кто как назовет.

Яльвиль - это черт. Говорили, что когда он идет, так земля трясется. Считали, что если он принесет бревно к дому или лесной избушке и бросит его - значит, принес гроб. Обязательно несчастье будет. Старики рассказывали, что во сне его видели, а так нет. Если его увидишь, то сразу в обморок упадешь и пропадешь (в смысле - после помрешь).

Рассказывали такое: ехал мужик по зимней дороге из Невлачкиной в Каурью на двух лошадях. Первая лошадь прошла нормально, а вторая остановилась перед какой-то невидимой преградой и никак не может идти дальше. Так и начала танцевать перед этой преградой. Перебирает на месте ногами, но никак не может пойти дальше. Но потом будто через что-то перепрыгнет, и сани за ней вроде бы тоже вверх подпрыгнули через невидимую человеческому взгляду преграду...

Говорили, что этохумполен на дороге лежал. Через него и перепрыгнула лошадь, и сани по нему проехали, потому и вверх подпрыгнули.

Рассказ Вахрушева В. Ф. подтвердил и Вахрушев Юрий Семенович. Он тоже слышал подобное, что часто такое случалось на той дороге.