Слушая рассказы очевидцев, знакомясь с отчетами экспедиции по розыску реликтового гоминида, просматривая внимательно сайты в Интернете, я пришла к выводу, что хозяин (так в дальнейшем я буду называть снежного человека) обитает не только в нашем районе, в нашем округе или бывшем Советском Союзе.

О многочисленных встречах с хозяином рассказывают в Непале, Японии, Гималаях, Монголии, в Якутии, на Кавказе, а также и в Соединенных Штатах - практически на всех континентах.

И чтобы много не говорить о встречах в разных регионах мира, я напомню, что в Интернете есть сайт (и не один), посвященный снежному человеку. (Так его больше всего называют по всему миру.) И любители этой темы могут найти для себя много интересного.

Однако вернемся в наш край и сделаем кое-какие обобщения в этом плане.

То, что хозяин встречался в наших краях всегда, на протяжении веков, рассказывают сказки, легенды и даже летописи, кроме того, старожилы Конды, коренные жители, и даже случайные люди, вдруг увидевшие его...

Живя по соседству, люди выработали определенные правила, как вести себя при встречах. И передавали это из поколения в поколение. Правда, в годы Советской власти, на общем фоне борьбы с религией, молодые не стали признавать этих правил. Но хотя бы после одной встречи или рассказа очевидца всё становилось на свои места.

Для примера. Все охотники, идущие в лес на охоту, и до сих пор проводят определенный ритуал.

- Да, я и теперь это делаю, - уверяет меня один мой знакомый охотник. - Так меня учили мои родители. Как учили, я так и делаю.

- Что и как? Можешь рассказать?

- А тут и тайны никакой нет. Раньше было как: у каждого охотника своя вотчина. Это участок тайги (лес, болото, иногда кедровник), и вот на этой территории и охотились. И передавалось это владение из поколения в поколение. И каждый хозяин такого владения знал своего хозяина и приносил ему дары. И хозяин знал охотника. Так вот мирно и уживались. Но было одно правило: никогда никому не рассказывать о том, если бы что видел или что слышал! Все знали, что за болтливость будет расчет тем, что охотник останется без добычи!

А теперь? Что теперь? Теперь я не могу пойти в свою родовую вотчину. Её практически нет. Да нет, земля есть, и границы своей вотчины я от деда и отца знаю. Да что толку? Лес вырубили. Часть увезли, часть гнить бросили. Завалы, ямы...

Что я теперь делаю? Да просто, прежде чем идти, я точно решаю, куда и зачем я иду. А, придя туда, куда наметил, сразу же даю дар хозяину. Раньше в определенном месте каждый охотник клал дары, а теперь таких мест нет, мало сохранилось. Поэтому я выбираю укромное место и туда кладу то, что считаю нужным. Для чего? Я думаю, что этим я как бы признаю хозяина и оставляю свой запах-дух. Знаешь, это как визитная карточка: я здесь, я пришел!

- Помогает?

- А это уж как повезёт...

При беседах со многими охотниками я спрашивала:

- Помогает хозяин на охоте или же бывает наоборот?

И вот ответы большинства людей, связанных с лесом:

- Да всякое бывает. Бывает, что помогает, бывает, что выгоняет...

- Когда помогает? Когда выгоняет?

- Выгоняет тогда, когда охотник чем-либо не угодил хозяину. В этом случае, особенно ночью, во время сна, человеку кажется, что на него кто-то смотрит с потолка избушки или через потолок. У многих не выдерживали нервы, и они, вскочив ночью с постели, начинали стрелять в потолок. На некоторое время видение исчезало, а потом повторялось вновь. Об этом мне рассказывал один из егерей. Он обратил внимание, что в некоторых лесных избушках потолок простреленный, да еще и в нескольких местах. И ему объяснили причину стрельбы в потолок. Бывает, что просто приснится во сне. В данных случаях охотник сразу же уходит. Но бывает и по-другому. Человек не понимает...

Вспомните рассказ С. И. Кумышева, когда он 12-летним подростком возил какого-то представителя по учету пушного зверя в Катышинский урман. Сначала был шум, свист, топанье, ветер, буря... Но этого не понимали и продолжали быть в лесу. Тогда он - хозяин-убил их собак. Но и это не помогло. Не вразумило! И под конец, видимо, и терпение хозяина кончилось. Он просто-напросто расколол лодку, на которой они ехали. Кстати, это общее для всех рассказов поведение хозяина: сначала шум, крики, свист, тяжелое топанье, страх. Но если его не понимают, уничтожается собака или собаки. Затем исчезают продукты. Если есть лодка - она оказывается расколотой. В этом случае разговора об удачной охоте быть не может. И охотник, понимая или не понимая, все равно уходит с этого места. Это акты устрашения. И я это слышала от разных людей из разных регионов. И это надо понимать так: кто здесь хозяин?! Выходит, что человек - гость и не всегда бывает уместен в данный момент, в данном случае и на данном лесном участке. Но бывает и по-другому. И такие случаи хорошо известны в нашем крае. Бывает, что хозяин оказывает человеку помощь. В чем это выражается?

1. Приводит в деревню заблудившихся детей (правда, иногда по несколько дней держит у себя).

2. Приносит трупы погибших детей.

3. Подсказывает, где есть в речке или озере рыба.

4. Подсказывает, где охотника ждет удача.

5. Пригоняет под выстрел оленя или лося.

Последнее, по моему мнению, бывает тогда, когда Хозяин болен или стар и сам не может добыть себе пищу. «Я тебе оленя с Дальнего бора прямо к избушке пригнал. Покорми меня».

«Встречи, встречи...»

Есть в нашем Югорском крае такие места, которые исстари называют «заверованными». Иногда «священными». Но чаще-«шайтанскими». Об этом я уже писала. Но эти места - далеко в тайге. А вообще-то у каждой деревни или малого пауля были свои «заверованные места». И туда, на это определенное место, жители деревни носили дары нашим языческим богам, а может быть, шайтану-сайтану или комполену. Ведь никто его не видел! Но дары носили. Когда же носили дары? Да это делалось в случае болезни кого-либо из членов семьи, чаще ребенка. Делалось это и в том случае, если, для примера, потерялась скотина. Все коренные жители знали, да и сейчас знают о таких местах. И до сих пор носят дары, но всё это делается совершенно тайно!

С 1989 по 1994 годы я работала председателем ассоциации «Спасение Югры» на общественных началах. Много ездила по району. Со многими беседовала. Знала и «заверованные» места во многих деревнях. Хотя в народе их больше всего называли «шайтанскими».

Тогда же были созданы по всем районам округа комитеты Севера.

Однажды ко мне обратились из комитета Севера и попросили указать места, где же есть такие «шайтанские места». Цель: есть возможность такие места благоустроить! Шоу устроить? Решила обратиться к коренным жителям напрямую. И вот однажды, во время проведения районного собрания, я обратилась в зал с этим вопросом.

- Нет! - был дружный ответ всего зала.

Информация о нахождении шайтанских (или заверован-ных) мест в Кондинском районе не получила разглашения. Все записи я уничтожила, а теперь и просто уже забыла. Старшее поколение о них знает, а молодые живут по другим правилам. Каждому времени своё...

Всё это я рассказала потому, что очень много невероятных событий происходит как раз на таких местах.

Есть такие слова, которыми коренное население пользуется много веков. На русском языке это звучит как «маячит», «чудится» или «мерещится». Что же это значит? Во-первых, в такие места не рекомендуется ходить вообще, а ночью тем более.
И вот оттуда и слышатся всякие разные звуки... И люди, бывшие там, что-то видят, что-то слышат. Но понять ничего не могут. Что-то мелькает, что-то шумит... Нападает на человека страх, ужас. И... лучше уйти с этого места.

Общие дети

Возможно ли биологическое сходство человека разумного (нас с вами)и хозяина?

Да, есть такие предположения, что наш хозяин и человек имеют много общего и даже могут иметь общих детей. И это основано не на легендах и сказках, а на реальных фактах.