Размышляя об уме животных, мы еще не выяснили главное: а что такое сознание?

Можно сказать так: сознание — это понимание своего положения, это умение управлять своими мыслями, поступками, чувствами. Кроме того, сознание отражает в мозгу живого существа окружающий его мир.

Однако не всякое отражение можно назвать сознанием. Если все формы отражения, существующие в природе, расположить одну за другой по мере их усложнения, то мы получим своеобразную лесенку, низ которой находится в неживой природе, а самый верх — отражение мира нашим, человеческим сознанием. Таким образом, сознание — это особая форма отражения действительности.

Где же, на каких ступеньках живой природы появляется сознание? В поисках этой ступеньки ученые особое внимание уделяют психике, которая присуща только высшим животным.

Психика объединяет нас с высокоорганизованными животными. Однако можем ли мы их психику назвать сознанием? Ведь не всё, что входит в психику, может входить в сознание. Некоторые психические явления, как известно науке, находятся за пределами сознания.

Что же входит в наше сознание? Первое —это мышление. Далее, в сознание входят воля — устремления, желания, направленные к какой-то цели, а также эмоции — наши чувства, переживания. И, наконец, важной частью сознания является понимание своего места в мире, оценки своих и чужих поступков, другими словами — самосознание.

Уточнив таким образом все составные части сознания, посмотрим еще раз на поступки животных. Конечно, в большинстве случаев мы не увидим в них ни разумности, ни эмоций. Но если внимательно и вдумчиво наблюдать жизнь животных, длительное время быть рядом с ними, наконец, ставить специальные эксперименты, то мы увидим в поведении животных и мышление и чувства. Не надо только ожидать, что все эти элементы сознания в животном мире ясно выражены, всегда очевидны. Ведь они по необходимости специфичны, у каждого вида живых существ могут выражаться по-своему.

Инстинкт руководит очень многими действиями животных. А инстинкту присуще всегда однозначное действие. Во всех таких случаях обнаруживается прямая жесткая связь: «ощущение — ответное действие», «воздействие — ответная реакция». Здесь нет ни выбора, ни эмоций. Когда же начинает действовать мышление, возникает другая связь: «ощущение — осмысливание — принятие решения — действие».

Понятно, что это дает живому существу значительно больше возможностей для приспособления к постоянно изменяющейся обстановке, к суровым условиям существования.

Вы уже прочли о бобрах, понявших, как можно спасти запруду. О действиях многих птиц, за которыми кроется явная мыслительная деятельность, об осознанных действиях обезьян... Вот еще несколько примеров, убеждающих в том же.

Собака охотника Н. Тубольцева с Орловщины подняла зайца-русака и погналась за ним по балке, заросшей кустарником. Охотник остановился у опушки леса, рассчитывая на то, что заяц пробежит мимо него, чтобы спастись в лесу. Но заяц исчез. Потеряла его след и собака. Она уже не лаяла, а виновато кружилась на одном месте, у проселочной дороги.

Как же сумел обмануть косой острое чутье опытной охотничьей собаки?

Как потом выяснилось, он выбежал на дорогу и прыгнул в кузов проходящей автомашины. Прокатившись «зайцем» больше километра, выскочил из машины и скрылся в лесу... Судите сами, насколько «глуп» был этот русак.

На одной из бобровых ферм в Канаде обратили внимание на маленького бобренка. Каждое утро он старался занять место у кормушки до того, как подойдут все взрослые бобры. Иначе останешься без завтрака. В один из дней он все же опоздал, пробиться к пище слабому зверенышу невозможно. Вот тогда-то бобренок и показал свои умственные способности. Он бросился к реке и начал неистово бить лапами по воде. На языке бобров это сигнал приближающейся опасности. Животные прекратили завтракать, разбежались. А маленький хитрец подошел к кормушке и принялся завтракать.

В местечке Пнево (Польша) недавно открыт памятник собаке. Его поставил стрелочник, на которого напали бандиты, связали и положили на рельсы. Собака стрелочника выбежала навстречу поезду. Она лаяла, бросалась на локомотив и попала под колеса.

Машинист остановил поезд у лежащего на рельсах связанного человека. Собака погибла, но стрелочник был спасен.

В лаборатории университета штата Массачусетс (США) были выращены голубые сойки, которые научились изготовлять простейшие орудия и пользоваться ими. Сидя в клетке, они приспособились с помощью соломинок, кусочков пластмассы*, канцелярских скрепок доставать пищу, которая находилась вне клетки и ее нельзя было схватить клювом.

Теперь уже есть множество достоверных свидетельств того, как обезьяны обороняются от врагов с помощью палок. Но рассказы, что они могут воспользоваться и камнями, воспринимались с недоверием. Однако не так давно это наблюдали в Южной Африке три зоолога. Точнее, их самих встретили бабуины градом камней.

Обезьяны жили в одном из каньонов. Поселившись на его крутых, скалистых склонах, они и приобрели привычку обороняться от врагов камнями. Зоологи насчитали 124 брошенных камня, причем бабуины выбирали «ядра» покрупнее, на полкилограмма и более. Было замечено, что обезьяны использовали камни только против людей и хищников. В ссорах друг с другом о камнях забывали.

Наблюдая жизнь бабуинов, ученые видели и другое. Уходя от людей вверх по склону каньона, животные спускали оттуда на преследователей камни, причем нетрудно было заметить, что каждая обезьяна старалась попасть в человека. Когда камни кончались, бабуины выковыривали новые из стен ущелья.

И еще раз о дельфинах. Профессор Рене Ги Бюснель подтвердил (в статье, опубликованной в одном из журналов Академии наук США) давние разговоры о том, что эти животные могут быть хорошими помощниками рыбаков (о чем писал еще Плиний Старший):

«В провинции Нарбон имеется небольшой залив под названием Латера, где дельфины и люди связаны друг с другом рыбной ловлей. В определенное время года громадный косяк кефали покидает залив и через узкий проход устремляется в Средиземное море. Как только рыбаки замечают, что рыба уходит из залива, все присутствующие на берегу начинают кричать: «Симон!» Они призывают дельфинов, чтобы те скорее приплыли и помогли им ловить рыбу.

Примчавшиеся дельфины выстраиваются в боевую линию... и преграждают рыбе доступ на глубокую воду, после чего гонят напуганную рыбу в сторону мелководья. Тогда рыбаки окружают рыбу сетями.

Желая получить вознаграждение за свой труд, дельфины ждут более одного дня не только радй рыбы, но и ради хлеба, вымоченного в вине».

Бюснель, побывав в Мавритании, увидел почти такую же картину — местные рыбаки ловили кефаль, призывая на помощь «интеллектуалов» моря.

...Кто не знает истории сенбернара Барри, спасшего когда-то десятки людей, погребенных под снегом в Швейцарских Альпах. Вряд ли нужно говорить еще раз о необыкновенном чутье, необыкновенной сообразительности и необыкновенной самоотверженности этой собаки, которой благодарные люди поставили памятник. Скажу здесь о другом. С. Старикович, автор умной статьи «Собачья жизнь», сообщает, что Барри не погиб от руки человека, принявшего его за волка, а умер от старости. «Текст Шейтлина, посвященный Барри,— пишет он,— я нашел в книге прошлого века, ее не возьмешь в районной библиотеке». Вот он, этот текст:

«Да, Барри, ты был лучшая из собак, лучшее из всех животных! Ты был большой, разумной собакой. Ты спас жизнь более чем сорока людей. С корзинкой хлеба и бутылкой вина на шее ты каждый день выходил из монастыря в метель и оттепель, чтобы искать занесенных снегом и засыпанных лавинами... Ты, как человек с нежной душой, умел, должно быть, молча выражать свое участие, потому что иначе маленький мальчик, вырытый тобой, не осмелился бы взобраться к тебе на спину и дать нести себя... И трудился ты неутомимо, не требуя ни похвал, ни благодарности, целых двенадцать лет... Я имел честь познакомиться с тобой. Мне очень хотелось подойти к тебе поближе, но ты заворчал на незнакомого человека. Я же знал уже тогда тебя и твое имя и его славу. Будь я в беде, ты бы, конечно, не стал на меня ворчать.

Теперь ты умер, и тело твое стоит в Бернском музее. Город хорошо сделал, что, когда ты состарился, стал слаб и не мог больше служить людям, кормил тебя и берег, пока ты не умер. Кто увидит теперь в музее твое чучело, должен снять шляпу и купить твой портрет и под стеклом повесить его на стене своей комнаты. Пусть покажет он своим детям и ученикам картину, где с ребенком на спине ты стоишь и звонишь у ворот монастыря, и пусть скажет им — делайте и вы то же, что делала эта собака».

Животные и эмоции... Об этом можно написать целую книгу.

Польский зоолог Ханна Гуцвинская рассказывает о своих наблюдениях над животными, которые содержатся во Вроцлавском зоопарке. Она пишет, что животное, не имея товарища или соседа, с которым можно было бы быть в дружеских отношениях, часто отказывается от пищи и очень тоскует. Особенно нуждаются в этом больные животные, обычно они ищут такой дружбы.

Старая волчица подружилась с бездомной кошкой, которую часто видели на территории зоопарка. При виде людей она убегала. Однажды, вспоминает Гуцвинская, мы увидели, что испугавшаяся чего-то кошка мчится прямо в клетку к дикой волчице. Под защиту!

Позднее наблюдали, как они вместе ели из одной миски. В морозные дни животные лежали, прижавшись друг к другу. С наступлением весенних дней кошка возобновила путешествия по зоопарку, и лишь протяжный вой волчицы заставлял ее возвращаться.

Большая привязанность, существовавшая между птенцом лебедя и маленькой обезьянкой из рода саймири, спасла обезьянке жизнь. Оба были в больнице и там очень сдружились. Обезьянка живо реагировала на крик птенца, прижималась к его пушистому тельцу и гладила его лапками.

В осеннее ненастье саймири вдруг убежала из своего помещения и скрылась в парке среди деревьев. Опасаясь, что холодная ночь может ей повредить, зоологи пытались ее поймать, но потерпели неудачу. Решили обратиться за помощью к лебеденку. Птенец, недовольный тем, что его вынесли из теплого помещения, стал громко протестовать. Его приятельница немедленно отозвалась на крик и прибежала лебеденку на помощь.

Прижавшись друг к другу, они отправились «домой».

...Любопытный случай произошел несколько лет назад в обезьяннике Шервудского зоопарка (Англия). В зимнее время обезьяны привыкли получать перед сном горячее и сладкое какао. Но поскольку сахару на Британских островах стало не хватать, директор зоопарка распорядился добавлять в какао не сахар, а сахарин.

Обезьяны отказались пить суррогат. Тогда решили дать им какао без всяких сладостей. И тут животные, крайне недовольные нововведением, по-настоящему взбунтовались: они начали обливать служителей горьким напитком. Это очень походило на бунт в тюрьме.

Английская исследовательница жизни львов Джой Адамсон в книге «Рожденная свободной» рассказывает о львице Элсе, три года прожившей в двух мирах — человеческом и зверином. Этот умный зверь проявлял в отношении своих двуногих друзей такие чувства, как снисходительность и терпение, раскаяние и деликатность-

Стадо диких слонов сгрудилось вокруг умирающего вожака. Они топчутся на месте и печально трубят. Забыта еда. Только через несколько часов слоны, увидев, что их вожак совсем неподвижен, уходят от него, но оставляют дежурить одного из своих.

Обезьяна сидит в клетке. Она много раз видит, как человек открывает ключом замок и входит в клетку; уходя, снова закрывает замок. А не попробовать ли открыть самой?

Она подбирает с земли кусок проволоки и приступает к работе... Повозившись с замком изрядное время, она так и не добивается ничего. Это вызывает целую бурю эмоций; обезьяна «выходит из себя», обиженно кричит, забрасывает проволоку, которой пыталась открыть замок, катается на спине, рвет на себе волосы. Но... проходит минута, и животное вновь берет проволоку, снова начинает терпеливо ковыряться в замке.

Самоконтроль? Да!

Осознание животным своего положения и окружающей обстановки позволило ему стать как бы экспериментатором, причем подопытным существом был человек.

Ученый подкармливал дельфина, когда тот подавал звук. Все шло хорошо. Дельфин издал ультразвук, человек не услышал его, и дельфин не получил лакомства. Животное вновь издало ультразвук — это было видно по активной работе его дыхала. Вновь никаких результатов. Испустив еще один ультразвук и поняв, что человек не слышит ультразвуков, дельфин перестал издавать их. Отныне он стал подавать только те сигналы, которые улавливает человеческое ухо.

Есть много фактов, рассказывающих о пристрастии некоторых животных к музыке. Н. Хук пишет о тюлене Сэмми, который часто находился в обществе купающихся. И когда как-то на пляже девочка заиграла на флейте, Сэмми улегся рядом и положил голову ей на колени. Когда музыка окончилась, Сэмми вернулся к своим играм.

Моряк с рыболовецкого судна наблюдал, как непоседливые нерпы всякий раз, заслышав звуки баяна, исполнявшего мелодию вальса, мгновенно замирали, высовывали головы из воды и внимательно смотрели на игравшего. Чарующе действует мелодия на акул. Они замедляют движение, плавно переваливаются с боку на бок. С удовольствием слушают хорошую музыку слоны.

А. Казанцев описывает случай, когда при исполнении штраусовского «Большого вальса» Валерией Новиковой в парке Сокольники 4 июля 1969 года мелодию вдруг подхватили два соловья. Они «не просто повторяли руладу, а пели вместе с ней в терцию, в кварту, украшали паузы музыкальными рефренами и каденциями. Я слушал, затаив дыхание. Никогда я не мог себе представить, что соловьи так понимают, так чувствуют музыку и так виртуозны... Своей птичьей импровизацией они сделали «Сказки Венского леса» поистине волшебными».

Наверное, в пристрастии животных к музыке больше неосознанного, чем осознанного. Возможно. Но что вы скажете о животных, которые приходят смотреть кино, с удовольствием смотрят телепередачи?!

В одном из поселков на востоке Африки зрители кинофильма были напуганы диким слоном. Он пришел смотреть кинокартину. Зрелище понравилось животному. Слон аккуратно появлялся из леса, как только начинал светиться экран, натянутый между деревьями, и уходил обратно, когда фильм оканчивался.

Известен случай с гориллами из Нью-Йоркского зоопарка. Когда осенью их перевели из вольеры в клетку, обезьяны стали постоянно ссориться. Дело доходило до серьезных потасовок. Решили применить необычное средство: перед клеткой установили телевизор.

«Когда его включили, все четыре обезьяны застыли на месте, прижались к решетке и впились в экран глазами,— рассказывал служитель зоопарка.— Перебранки и скандалы исчезли». Гориллы часами смотрели телепередачи. Причем отношение к передачам было не одинаковым. Особенно нравились картины с быстрыми движениями на экране.

Итак, явная сообразительность, целенаправленные действия, эмоции... Все это — элементы сознания, хотя и зачаточного, но сознания.

Гораздо труднее говорить о самосознании животных.

Да и как мы можем об этом знать? Исследователям не хватает обратной связи, отсутствует активная и постоянная информация со стороны самих животных. Лишь в редких, отдельных случаях можно уверенно говорить, что животное «понимает» происходящее вокруг или о чем оно «думает». Обучая животных, мы можем лишь догадываться о результатах своей работы.

Проблема состоит в том, чтобы наладить двустороннюю интеллектуальную связь человека с животным. Какой она может быть? Есть две возможности.

Первая — научиться «разговаривать по-звериному», то есть использовать систему сигналов, которыми пользуются животные. Другой путь — обучение животных человеческому языку.

Решением этой увлекательной проблемы занимались и занимаются многие ученые. Появлялись сообщения, что некие дрессировщики добивались успеха. Однако при проверке все оказывалось, мягко говоря, преувеличением. Но в последнее десятилетие и здесь дело сдвинулось с мертвой точки.