Еще столетие назад животных считали, скорее, «машинами», которые управлялись инстинктом, как спрятанным внутри них заводным механизмом. И каждая из «машин» одной и той же марки, одного и того же вида ничем не отличалась от другой, словно была собрана на конвейере. Однообразие, безликость, механистичность - этим мертвенным холодом дышал на нас мир животных.

Однако уже начиная с 1920-х годов работы отдельных зоологов и этологов убеждали в обратном. В последние десятилетия поток публикаций на эту тему превратился в едва ли не самую полноводную реку в стране Зоология. Все они на разных примерах доказывали, что любое животное - это неповторимая личность. Употребляя это слово, мы подразумеваем, что на протяжении длительного времени, в различных ситуациях животное демонстрирует определенное поведение, совершает такие-то поступки, хотя у него была возможность сделать иной выбор.

Среди животных, как и среди людей, даже кровные братья и сестры часто ведут себя по-разному. Например, оказавшись в незнакомой ситуации, одни проявляют любопытство, другие - осторожность, одни пугаются, другие словно ищут себе на шею приключения, одни общительны, другие упорно держатся в стороне, одни задают тон, другие подчиняются, одни задиристы, другие покладисты.

Но как же получается, что поведение животных так разнится? Почему у каждого свой индивидуальный набор качеств? И когда, в каком возрасте он формируется? Легко предположить, что важную роль в этом могли бы играть гены, но опыты показывают, что поведение животных не всегда обусловлено генетическими факторами.

Например, детеныши морских свинок ведут себя очень по-разному, в зависимости от того, в каком окружении жила их мать во время беременности, находилась ли она среди своих сородичей или же в компании совершенно незнакомых ей животных. В последнем случае беременная свинка испытывала явный стресс. Если у нее рождались дочки, то в их организме было отмечено очень высокое содержание тестостерона, и вели они себя потом, скорее, как самцы. Очевидно, стресс, испытанный ею во время беременности, перепрограммировал гормональную систему ее детенышей. В природе подобный феномен, возможно, помогает регулировать плотность популяции, когда та становится чересчур высока. В таких условиях самки, ведущие себя по-мужски, могут лучше постоять за себя.

Так что ж, характер животного (а значит, и человека) формируется еще до рождения? В этом убеждена, например, Робин Хадсон, биолог из университета Мехико. Наблюдая за кошками и кроликами, она установила, что даже только что родившиеся котята (или крольчата), принадлежащие одному и тому же помету, по своему поведению очень разнятся. Многие особенности, замеченные буквально в первые часы жизни, сохраняются и впоследствии - становятся основой их характера. Если котенок, едва появившись на свет, был уже егозой, то таким он и останется, когда подрастет. Если был храбрецом трех дней от роду, то и, став старше, «сам с усами» будет - никакой Лабрадор ему не страшен. Маленькие лентяи превращаются в лежебок-мурлык. Трусишки, кошки серенькие, и повзрослев, все так же боязливо жмутся к дверям своей комнаты, боясь за них выглянуть. Все эти индивидуальные особенности животных - в том числе генетически одинаковых как показывают опыты с лабораторными мышами одной линии, - могут объясняться спецификой их гормональных систем, различиями в обмене веществ, характерном для их организмов, предполагает Хадсон. «Находясь в чреве матери, каждый из не рожденных пока детенышей соединен с материнским организмом с помощью своей собственной плаценты, и вполне возможно, что ее свойства влияют на развитие малыша». Иными словами, обуславливают его характер, отличный от характера его братьев и сестер.

Во многом становление личности в мире животных, как и в мире людей, предопределяет родительское отношение. Это доказывают еще давние, жестокие опыты Харри Харлоу, проведенные американским психологом более полувека назад. Он брал детенышей макак-резус и разлучал их с матерями, помещая рядом с проволочным муляжом обезьяны, к которому была прикреплена поилка с молоком. Теперь малыши всегда были сыты, но лишены ласки и любви. Впоследствии эти «обезьяны из детдома» -сироты при живых родителях - отличались очень заметными отклонениями в поведении. Часть «подопытных жертв» рано умерла. Интересно, что, если обезьянкам предлагали выбор -отправиться к постылой проволочной фигуре или к плюшевой кукле, - то они выбирали последнюю. Ласки им хотелось больше, чем еды.

Всю важность родительской любви для живого существа показывают и недавние опыты, проделанные канадским нейробиологом Майклом Мини. Он установил, что крысята, которых мамы то и дело старательно облизывают, вырастают очень спокойными и уравновешенными. Те же, кому не хватает родительской любви, обнаруживают явные отклонения. Их эмоциональный мир изначально нарушен. Они суетятся, нервничают. Им все время страшно.

На примере лабораторных животных биологи убеждаются, как особенности их характера влияют на умение адаптироваться к окружающим их условиям. Нидерландский зоолог Яаап Коолхаас из Гронинген-ского университета пишет: «Животные, которые ведут себя храбро и агрессивно, которые всегда и всюду стремятся добиться успеха и полагаются больше на свой опыт, чем на сигналы окружающей среды, получают преимущество над другими в том случае, если обстановка вокруг них почти не меняется. Животные другого типа ведут себя осторожно и боязливо, они постоянно присматриваются к тому, что происходит вокруг, -поэтому им легче ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, когда непонятно, что может случиться в следующую минуту. Они лучше приспосабливаются к таким условиям еще и потому, что стараются не подвергать себя понапрасну риску».

Итак, каким бы ни был характер животного (и соответственно человека), он помогает ему выжить в определенных условиях. Одни как рыба в воде чувствуют себя в привычной для них обстановке, но допускают роковые ошибки, столкнувшись с незнакомой им угрозой. Другие ведут себя неприметно, но тем легче им приспособиться к любым условиям, ведь они, где бы ни оказались, будут все так же держаться в стороне, втихомолку наблюдая за тем, что произойдет.

Это разнообразие характеров помогает животным заселять различные экологические ниши. Им не нужно отчаянно бороться за одни и те же источники пропитания. Смельчаки получают все, что захотят. Трусишки - все, что могут. Когда же окружающие условия начинают быстро меняться - ввиду климатических изменений или хозяйственной деятельности человека, -то преимущество получают наиболее «азартные» особи, готовые находить что-то новое. Они любопытны по своей природе, осваивают незнакомые территории и либо занимают их, либо гибнут. Может быть, со временем от этих пионеров произойдет новый подвид или даже вид животных.

В последние годы все большее внимание ученых привлекает не только разнообразие характеров животных, но и их мышление - их когнитивные (познавательные) способности. Создаются научные центры, занимающиеся когнитивной биологией. Специалисты, представляющие это научное направление, исследуют именно особенности мышления животных. Ведь если мы откажемся от антропоцентрического подхода и перестанем повторять, что «человек - мера всех вещей», то убедимся, насколько сложными бывают проблемы, которые приходится решать животным, и как хитроумно они с ними справляются, используя все возможности своего разума, а не одну лишь слепую силу инстинкта. Какие же новые таланты выявили ученые у таких хорошо знакомых нам, казалось бы, животных?

Стоит лишь отвлечься от экрана компьютера и перевести взгляд в сторону, как из глубины комнаты непременно появится «мастер манипуляций», как называют его этологи. Кошка. Известно, что она способна оценивать поведение человека и, исходя из этого, планировать свои действия. Она даже выработала свой особый язык, помогающий ей вести «переговоры» с хозяином - знаменитое «мяу». Как отмечает швейцарский исследователь Деннис Тернер, директор Института прикладной этологии и психологии животных, «взрослые кошачьи, живущие в дикой природе, не общаются друг с другом с помощью мяуканья, оно используется кошкой именно в общении с нами».

А ведь изначально ей было намного труднее, чем собаке, подладиться к человеку. Собаки, как и люди, живут группами, стаями. Предки домашней кошки вели одиночный образ жизни. Кошки и теперь держатся очень независимо, но прирожденный ум, а также умение приспосабливаться к человеку позволили им занять место в его сердце.

Исследователи из Сассексского университета (руководитель - Карэн Маккомб) выяснили недавно, как кошка умеет манипулировать людьми при помощи голоса. Когда выпрашивая корм, она начинает мурлыкать, то наряду с раскатистым «р-р-р» в ее голосе слышатся и необычайно высокие, пронзительные нотки. Как оказалось, их частота составляет около 380 герц. Примерно такова и частота плача маленького ребенка. По-видимому, это - не случайное совпадение, а результат успешной стратегии. «По утрам громкое мяуканье нервировало людей, а потому кошки научились жалобно мурлыкать, выпрашивая еду», - предположила Карэн Маккомб.

Австрийский этолог Иммануэль Бирмелин убедительно показал, что кошки умеют считать. В опытах, поставленных им, перед животными ставили миски, на стенках которых были нанесены точки - от одной до четырех. Если раздавалось два удара колокола, то корм клали в миску, помеченную двумя точками, если четыре - то в миску с четырьмя точками. Кошки быстро приучались разбираться в этой арифметике и, заслышав, например, два удара, шли к нужной миске.

Умением считать отличается ряд животных, например, известные говоруны - серые попугаи (жако). Доказано, что они разбираются в цифрах от 1 до 6. Впрочем, более всего они славятся способностью подражать различным звукам и голосам. Они разговаривают на разные лады не только в клетке, но и в естественных условиях, сидя на ветке дерева. Зоологи, наблюдавшие за ними в Конго, сообщают, что они имитируют голоса как минимум девяти видов местных птиц, а также одного вида летучих мышей. Впрочем, этот талант жако до недавнего времени считался лишь «бессознательным подражанием».

Однако американский этолог Ирен Пепперберг доказала обратное. На протяжении трех десятилетий она вела наблюдение за серым попугаем Алексом. Итогом ее работы стала книга «The Alex Studies» («Изучая Алекса»), выпущенная несколько лет назад издательством Гарвардского университета.

Алекс разучивал слова точно так же, как это делают маленькие дети. Они начинают лепетать, пытаясь повторить сказанное. Вот и он, оставшись один, снова и снова произносил услышанные слова. Когда же он видел рядом с собой человека, то следил за его реакцией, пытаясь понять, правильно ли он говорит. Интересно, что попугай никогда не переставлял отдельные части в словах. Зато любил произносить слова в рифму, явно наслаждаясь их звучанием.

Целая серия экспериментов, поставленных Пепперберг, подтвердила, что серые попугаи понимают сказанное. Так, Алекс подавал ей предметы, название которых было произнесено, по ее просьбе называл цвет показанной ему вещицы и даже отвечал на простейшие вопросы. Например, если на столе не было орехов, а его спрашивали: «Сколько здесь орехов?», он отвечал: «Нет». Он допускал лишь отдельные ошибки - соединял вместе некоторые слова или путал цвета, произнося, например, «зеленый» вместо «синего».

Как выяснилось, большими любителями поговорить являются и слоны. Американская исследовательница Джойс Пул выделила свыше 6000 разных звуков, издаваемых ими. Лишь немногие из них удалось расшифровать, например, «Внимание, опасность!» или «Добро пожаловать!».

Работу по переводу с «элефантий-ского» затрудняет то, что различные группы слонов, как установила биолог из Стэнфордского университета Кэйтлин О'Коннел-Родуэл, говорят на разных языках. Она дала прослушать слонам, пришедшим на водопой в Намибии, записанные на магнитофон крики, которые означали:

«Внимание, лев!» Одна запись была сделана в местном национальном парке Этоша, другая - далеко отсюда, в Кении. Слоны среагировали только на крики местных сородичей. Они моментально прекратили пить, замерли, а затем организованно покинули водопой.

Мозг взрослого слона весит в среднем 5 килограммов. Это - подлинное вместилище самых разных талантов и стратегий поведения. Недаром слоны обладают великолепной памятью. Они могут узнавать по голосу около двух сотен сородичей. Этолог из Калифорнийского университета Бенджамин Харт сообщает, что во время засухи в Танзании слоны, за которыми он наблюдал, без труда вспомнили маршрут, коим их родители следовали 35 лет назад, когда эту местность поразила та же природная катастрофа.

За ориентировку в пространстве отвечает такой отдел мозга, как гиппокамп. У дельфина он занимает 0,05% объема мозга, у человека - 0,5%, а у слона - 0,7%! В гиппокампе происходит также обработка эмоциональных впечатлений. Возможно, именно потому, что этот отдел мозга у слонов необычайно велик, они бывают так сострадательны к другим. Зоологи недаром называют их «добрыми самаритянами» в мире животных. • Недюжинными способностями отличаются и человекообразные обезьяны. В 2010 году американские ученые, долгое время следившие за популяцией шимпанзе в национальном парке Кибале (Уганда), сообщили, что обезьяны-девочки играют в куклы, используя в качестве игрушек небольшие деревяшки. Они баюкают их, укладывают в специально приготовленное гнездышко. Когда у них появляются собственные дети, они перестают играть в «дочки-матери». До сих пор подобное поведение не было замечено ни у одной группы животных.

Исследователи Института эволюционной антропологии при Обществе имени Макса Планка выяснили, что шимпанзе способны совершать альтруистические поступки (см. «3-С», 3/12). До недавних пор считалось, что только человек готов помогать другим, не надеясь получить от этого какую-либо выгоду. Так в опыте, поставленном учеными из Института эволюционной антропологии, самец шимпанзе никак не мог добраться до еды - выручил сородич, который вовсе не рассчитывал при этом на вознаграждение. Для шимпанзе в порядке вещей предупредить других об опасности или утешить раненого сородича.

Некоторые ученые говорят даже о «культуре шимпанзе». Слово «культура» подразумевает, что определенные формы поведения индивида не передаются по наследству и не сводятся к инстинктивным реакциям, а усваиваются им в процессе обучения или наблюдения за другими. Именно это характерно для шимпанзе. Так, обезьяны, живущие в Либерии и западной части Кот-д'Ивуара, используют определенные приемы, чтобы раскалывать орехи. Эта техника не знакома другим группам шимпанзе. Старшие животные обучают подобным приемам младших.

По уровню интеллекта шимпанзе не уступают детям в возрасте 2-2,5 лет, скорее, даже превосходят их. Так, в опыте, который поставил в Институте эволюционной антропологии Кристоф Бёш, молодые шимпанзе по своей инициативе помогали незнакомому человеку поднять упавший у него предмет или открывали для него дверь - точь-в-точь, как это делают маленькие дети. В другом опыте, который проделал в стенах того же института Микаэль Томазелло, 75% шимпанзе, которым не удавалось дотянуться до бананов, добивались своей цели, схватив лежавшую поблизости палку. Шимпанзе приходили к такой идее в два раза чаще, чем орангутаны, и в три раза чаще, чем маленькие дети.

Опыты в Киотском университете показали, к удивлению ученых, что шимпанзе быстрее и точнее, чем студенты, запоминают и воспроизводят ряды чисел, показанные на экране монитора. У них очень хорошо развита фотографическая память. Исследователи отмечают все новые - «чисто человеческие» - особенности мышления, которые присущи шимпанзе. Как и «Гамлет, принц датский», они колеблются, сомневаются в принятых ими решениях. Их политическое искусство достойно пера Макиавелли: стремясь сместить альфа-самца и возглавить группу, они заключают неожиданные альянсы, обманывают и ловчат, маскируют свои намерения, лишь бы, перехитрив всех, прийти к власти. При этом шимпанзе очень хорошо угадывают намерения других, оценивают их возможности. Подчас люди более простодушны, чем эти «примитивные обезьяны». Да они и сами знают себе цену. Как показывают опыты, шимпанзе могут отвергать очень скромное - не подобающее им - вознаграждение в надежде на то, что их «труд» оценят гораздо выше. Честное слово, не все из нас способны на такое! Нам еще надо поучиться у шимпанзе любить себя!

Среди животных по уровню интеллекта с ними могут соперничать разве что дельфины. Недаром последних именуют «двоюродными братьями человекообразных обезьян». Сами же они называют себя другими именами. Так, афалины (эти дельфины широко распространены в Черном, Балтийском и дальневосточных морях) с раннего возраста начинают особым образом покрикивать. Каждая афалина использует свой определенный сигнал, который остается неизменным и впоследствии. Всякий раз с его помощью она привлекает к себе внимание сородичей - словно представляется им: «Здравствуйте, это - я. Обратите внимание!» Ни одно другое животное - кроме человека - не способно давать себе имя. Кстати, обращаясь

к тем или иным сородичам, афалины, похоже, окликают их по именам.

Возможно, у дельфинов есть своя речь. Споры об этом ведутся давно. Австралийская исследовательница Элизабет Хоукинс, проанализировав около 5700 звуков, издаваемых ими, выявила 68 звуков, которые, по-видимому, имеют отношение к охоте, а также используются при общении с другими дельфинами. Авторы еще нескольких работ, посвященных дельфинам, заметили определенную структуру в их криках. Может быть, у дельфинов имеется своя грамматика, пока не понятая нами?

Строение мозга дельфина опять же свидетельствует об его интеллекте. Его мозг весит примерно 1600 граммов; он в пять раз крупнее, чем следовало бы, исходя из размеров его тела. Если принимать во внимание относительные размеры мозга, то дельфин уступает по этому показателю лишь человеку. Ни у одного другого животного мозг не обладает таким количеством извилин, как мозг дельфина.

Опыты с зеркалом показывают, что дельфины узнают свое отражение. Например, американская исследовательница Дайана Райе рисовала точки на различных частях их тела. После этой процедуры животные подплывали к зеркалу, установленному в бассейне, и поворачивались перед ним так, чтобы увидеть, что на них намалевано. Помимо дельфинов, лишь обезьяны, слоны и... сороки умеют узнавать себя в зеркале. «Во многом поведение животных схоже с поведением маленьких детей», - отмечает Райе.

«Дельфины обладают высоким интеллектом, они умеют контролировать свое поведение, проявляют эмоции, чувствуют боль, наделены личностными качествами и определенной формой самосознания, - пишет философ Томас Уайт, директор Центра этики и бизнеса (Лос-Анджелес). - Кроме того, они относятся к другим живым существам не как к вещам, а как к личностям и потому помогают им». Это побуждает его сделать логичный вывод: «Нам нужно законодательно урегулировать права, которыми должны пользоваться подобные животные».

Разговоры об этом ведутся давно. Еще в середине 1970-х годов австралийский философ Питер Сингер, опубликовал книгу «Animal Liberation» («Освобождение животных»), ставшую манифестом борцов за права животных. Его тезисы достаточно спорны. Он, например, отстаивал мнение, что дискриминация особей «по видовому признаку», то есть представляющих другие биологические виды, так же противоестественна, как и дискриминация людей по расовому или половому признаку. Это, по его словам, нарушает фундаментальный принцип равенства, существующий в природе. Животное нельзя запереть в клетку или убить только на том основании, что оно животное. Жизнь любой личности, даже если речь идет о животном, самоценна, ведь вместе с ее гибелью рушится целый мир, который она пыталась создать. Поэтому быть вегетарианцем - моральный долг человека, краеугольный камень новой этики, призванной примирить человека с Природой. Таким образом, борьба за права животных становится естественным продолжением таких массовых движений, как борьба за эмансипацию женщин или освобождение негров из рабства.

Впоследствии Питер Сингер стоял у истоков создания международной организации Great Аре Project, основанной в 1993 году. Ее деятельность

посвящена прежде всего борьбе за то, чтобы за обезьянами признали право считаться личностью. Организация уже добилась определенных успехов. Так, в Новой Зеландии за обезьянами признали определенные права. Теперь проведение медицинских опытов над ними разрешено только в том случае, если эти опыты идут на благо представителям их собственного вида. В Испании социалисты пытаются признать за человекообразными обезьянами три основополагающих права. Это - право на жизнь. Обезьян нельзя убивать, а область их обитания должна быть взята под охрану. Это -право на свободу. Обезьян нельзя содержать в зоопарке или цирке. Это -право на неприкосновенность. Обезьян запрещено подвергать пыткам; над ними нельзя проводить медицинские эксперименты.

Разумеется, концепция «прав животных» вызывает немало возражений. В чем, собственно, суть вопроса? В том, что мы хотим наделить животных теми правами, которыми пользуется человек, или речь идет о каких-то особых «правах животных», которые еще предстоит сформулировать? Что будет считаться более приоритетным, соблюдение прав животных или прав человека? Насколько легитимными можно считать действия тех, кто будет контролировать соблюдение прав животных «от имени самих животных»?

Подобные устремления не встречают отклика даже у представителей правозащитных организаций. Так, Делия Падрон, одна из руководителей испанского отделения Amnesty International, заметила по этому поводу следующее: «Поразительно, что за обезьянами хотят признать права человека, в то время, как еще не все люди пользуются этими правами».

Как бы то ни было, наблюдая за всеми этими зверюшками, птичками и С°, нельзя забывать, что каждая особь - самая настоящая личность. У каждого животного есть свое имя. Свой характер. Свой разум. Свои права.