Найдены две экзопланеты, обращающиеся вокруг пар звёзд

Найдены две экзопланеты, обращающиеся вокруг пар звёздНа ежегодном собрании Американского астрономического общества сотрудник Университета штата в Сан-Диего Уильям Уэлш (William Welsh) представил пару экзопланет, каждая из которых имеет по два солнца, то есть движется по орбите, охватывающей двойную звезду.

Первой планетой такого типа стала, напомним, Kepler-16 b, обнаруженная прошлой осенью. Этот гигант, напоминающий Сатурн, движется по 229-дневной орбите с большой полуосью в 0,705 а. е. и эксцентриситетом в 0,007, обращаясь вокруг затменной двойной системы Kepler-16, удалённой примерно на 200 световых лет от Земли.

Новые экзопланеты Kepler-34 b и -35 b также были обнаружены с помощью космического телескопа «Кеплер» и классифицируются как газовые гиганты. По радиусу они сравнимы с Юпитером, однако сильно — в ~5 и ~8 раз — уступают ему по массе. Один оборот по орбите с большой полуосью в 1,09 а. е. Kepler-34 b совершает за 288,8 дня, а преодоление меньшей по размерам орбиты Kepler-35 b, большая полуось которой равна 0,60 а. е., требует 131,4 дня.

Обе двойные, изученные «Кеплером», находятся в созвездии Лебедя, но в состав Kepler-34 входят звёзды, по своим параметрам близкие к Солнцу, а Kepler-35 образована чуть менее крупными светилами, массы которых равняются 0,89 и 0,81 солнечной. Стоит также отметить, что эти системы расположены в 4 900 и 5 400 световых годах от Земли, а экзопланеты, обращающиеся вокруг них, вполне можно назвать одними из самых удалённых.

«Kepler-34 b и -35 b, как и любые другие планеты, связанные с двойными светилами, интересны ещё и тем, что они испытывают резкие мультипериодические температурные колебания, вызванные орбитальным движением звёзд, — добавляет коллега г-на Уэлша Эрик Форд (Eric Ford) из Флоридского университета. — Эти колебания задают уникальный тип климата, абсолютно непривычный для нас». Во Вселенной экзопланеты с таким климатом, впрочем, должны встречаться довольно часто: по оценкам учёных, количество систем вроде Kepler-16, -34 и -35, находящихся в пределах Млечного Пути, исчисляется миллионами.

Полная версия отчёта о наблюдениях Kepler-34 и -35 опубликована в журнале Nature.

Подготовлено по материалам НАСА.