Опубликован интерактивный вариант последовательности Хаббла

Опубликован интерактивный вариант последовательности ХабблаГалактики бывают самых разных форм и размеров: у какой-то компактный и нечёткий балдж, у какой-то извилистые спиральные рукава. Астроном Эдвин Хаббл некогда попытался классифицировать различные галактические породы с помощью диаграммы, известной как «камертон Хаббла».

На рукояти «вилки» расположены эллиптические галактики, а по зубцам расходятся две разновидности спиральных — с центральной перемычкой и без.

Учтены также нюансы формы: эллиптические галактики ближе или дальше к зубцам в зависимости от степени своей удлинённости, а спиральные организованы по тому, насколько туго свиты их рукава.

Конечно, всегда есть исключения, и отдельно на диаграмме представлен класс «неправильных» галактик, форма которых могла стать результатом столкновения или слияния с другими галактиками.

На данном (внимание — интерактивном!) изображении вы сможете разузнать о 61 галактике, изученной космическими телескопами «Гершель» и «Спитцер». Это соседние с нами галактики: до них всего 10–100 млн световых лет. Их исследовали по программам KINGFISH («Гершель», в дальней инфракрасной части спектра) и SINGS («Спитцер», в инфракрасной части спектра).

На приводимых вместе с видимыми инфракрасных изображениях видны не звёзды, а пыль между ними, подогретая горячими молодыми светилами и видимая лишь в тепловые инфракрасные телескопы, каковыми и являются «Гершель» со «Спитцером».

Каждая картинка представляет собой составное изображение в трёх цветах. Голубым обозначена тёплая пыль, излучающая на длине волны 24 мкм (её рассматривал «Спитцер»). Зелёным и красным отмечена более холодная пыль, увиденная «Гершелем» на длинах волн 100 и 250 мкм соответственно.

Кликнув на галактику, вы узнаете о её классификации, расстоянии до неё, размерах и небесном положении. Их специально подбирали так, чтобы они как можно сильнее отличались друг от друга и тем самым побольше рассказали о процессах, происходящих в нашем закоулке Вселенной.

Постер с диаграммой можно скачать отсюда.

Подготовлено по материалам Европейского космического агентства.