Его еще называют Черепом судьбы или Роковым черепом. Изготовлен он из цельного кварцевого кристалла и является одним из самых противоречивых и таинственных предметов в мире. Говорят это первый из существующих тринадцати.

Он породил всемирное движение приверженцев, которые верят в его сверхъестественные силы, что Роковой череп был создан три с половиной тысяч лет назад древней американской цивилизацией, практиковавшей человеческие жертвоприношения, и что многие века он спокойно лежал, до того как ни пришел этот человек. Английский искатель приключений и авантюрист, человек, которого некоторые считают реальным прототипом Индианы Джонса - Фредерик Митчелл Хеджес.

Ученые из Хьюлет - Паккард не обнаружили никаких следов современных инструментов. Для Фрэнка Дорланда и Анны Митчелл Хеджес это было свидетельством в пользу утверждения ее отца о том, что невероятная полировка кварца могла быть только результатом ручной обработки песком и водой в течение многих лет.


Митчелл Хеджес был бунтарем всю свою жизнь. В 1898 году он бросил школу в возрасте 16 лет, чтобы отправиться в Арктику. Он заявлял, что сражался с мексиканским революционером Панчо Вилли. Считалось, что он был шпионом британской военно-морской разведки. Позже он странствовал по джунглям центральной Америки в поисках древних реликвий.

В 20-х годах он отправился в экспедицию, которая сделала ему имя. Он поехал в центральную Америку, чтобы исследовать тысячелетние развалины цивилизации майя. Он сделал необычное заявление о том, что майя были связаны с легендарным пропавшим континентом, Атлантидой: «Я считаю, что Атлантида существовала и когда сдвинулась земля и вода хлынула на нее, континент погрузился под воду, но небольшая часть людей выжила и из них возникла великая цивилизация майя».


Тайна хрустальных черепов зародилась в древних руинах крошечной страны Белиз.


Хеджес не смог представить каких-либо доказательств этих следов, но впоследствии заявил о том, что наткнулся на уникальный предмет, который использовался в древних ритуалах смерти. Череп в натуральную величину из чистого кварцевого кристалла. Он назвал его Роковым черепом.

Согласно легенде он использовался верховными жрецами майя. Говорят, что если пожелать кому-нибудь смерти при помощи черепа, смерть неизбежно наступит. Его описывали как воплощение «Вселенского Зла». Как именно он обнаружил Роковой череп было секретом, который Хеджес унес в могилу.

Рассказать о черепе миру и сделать из него всемирную сенсацию выпало другому человеку, его приемной дочери Анне. Анна Митчелл Хеджес утверждала, что в 1924 году сопровождала своего отца в экспедиции к древнему поселению майя Лубаантун, в Британском Гондурасе, современном Белизе. Лубаантун был почти не исследован и потенциально считался кладезем древних артефактов майя.

Митчелл Хеджес официально не обучался тонкостям археологической науки. Он нанял местных майя, чтобы просто прокапывать канавы в могильниках и добывать появившиеся реликвии. Не было осмысленных научных раскопок, никаких записей не велось. Это была не археология, это было «мародерство на досуге». В то время Хеджес сообщал только о мелких находках в Лубаантуне.Но спустя десятилетия Анна заявила о том, что они сделали удивительное открытие.

«Мне было 16, когда я его нашла, это был новый год 1 января 1924 года. Я услышала, как два майя сказали: «Если поднимешься на то здание, перед тобой откроется самый замечательный вид», поэтому я пробралась вверх, это было очень опасно, что-то светило мне в лицо, я осторожно убрала один или два камня… его освещало солнце».

Камни закрывали большое отверстие. Анна сказала вскоре, что камни убрал ее отец. Это был день ее семнадцатилетия. Предмет, который по ее словам нашла Анна, был удивительно искусно сделан, он был вырезан из цельного куска почти идеального кварца. Артефакты майя, изготовленные из хрусталя были чрезвычайно редкими, а хрустальный череп был уникален, он был первым в мире. Однако Фредерик Митчелл Хеджес не делал никаких публичных заявлений о нем, когда уехал из Лубаантуна в 1926 году. Позже Роковой череп тайно хранился в Англии, куда он вернулся жить вместе с Анной. Для такого падкого до славы человека, как Митчелл Хеджес подобная скрытность была не характерна.

Одной из часто называемых причин была необходимость прятать череп от спонсоров, которые финансировали его раскопки. По сути, Митчелл Хеджес не сказал о нем на публике ни слова. Хрустальный череп стал скрытой строкой в его карьере. Митчелл Хеджес достиг более спокойного среднего возраста, став известным персонажем на радио, благодаря рассказам о своих приключениях. Он умер в 1959 году, а вскоре все, кто мог бы быть свидетелем открытия Рокового черепа, тоже были мертвы. Кроме Анны.

Теперь ей было за пятьдесят, и она начала публично рассказывать об удивительных событиях, которые, по ее словам, случились в Лубаантуне за 40 лет до этого. «Мы нашли много гончарных изделий, самоцветов… и Роковой череп». Анна выбрала хорошее время для придания огласке своих открытий. В 70-е годы появилось новое увлечение древними американцами, а такие площадки, как Чичен-Ица, давали новые свидетельства и информацию о цивилизации майя. Казалось, они согласуются с идеей Рокового черепа.

После смерти своего приемного отца Анна подумывала о том, чтобы продать череп. Но эксперты сомневались в его подлинности. Его находка не была документирована и некоторым ее история показалась подозрительной. Чтобы удостоверить подлинность черепа, Анна отнесла его к сочувствующему ей эксперту по произведениям искусства, Фрэнку Дорланду.

Дорланд организовал проверку в компании Хьюлет-Паккард (Hewlett-Packard) в Калифорнии. Кварцевые кристаллы играли важную роль в потребительской электронике, и в компании была лаборатория кристаллов. Вначале череп опустили в спирт, чтобы проверить был ли он на самом деле кварцевым кристаллом. Если это кварц, он как будто «исчезнет». Так и произошло. Затем, чтобы узнать была ли отдельная челюсть сделана из того же куска кварца, что и сам череп, ученые из Хьюлет-Паккард воспользовались законом кристаллов. Они обнаружили, что обе части были сделаны из одного монолитного куска кварца. Следующим и самым главным вопросом был возраст черепа. Ответить на него было крайне сложно, хрусталь не содержит углерода, по которому обычно датируют древние предметы. Вместо этого ученые искали подсказки на поверхности черепа, например следы инструментов, которыми его вырезали. Но их усилия не увенчались успехом.

«Полировка черепа Митчелл Хеджес настолько хороша, что на него трудно смотреть в оптический микроскоп. Свет отражается вам в глаза, потому что при такой тонкой полировке это все равно, что смотреть в зеркало».

Ученые Хьюлет-Паккард не обнаружили никаких следов современных инструментов. Для Фрэнка Дорланда и Анны Митчелл Хеджес это было свидетельством в пользу утверждения ее отца о том, что невероятная полировка кварца могла быть только результатом ручной обработки песком и водой в течение многих поколений. Испытания в Хьюлет-Паккард открыли еще одну особенность черепа, который еще больше укрепил ореол тайны вокруг него, он обладал так называемыми пьезоэлектрическими свойствами. Если взять кварцевый кристалл и надавить на него, сжать его очень сильно, то в кристалле индуцируется электрический заряд.

Некоторые электроны двигаются в одну сторону, некоторые в другую и в кристалле образуется электрический заряд. Ученые прекрасно знали о том, что кварцевый кристалл обладал электрическими свойствами, но Фрэнк Дорланд считал, что этот кристалл за счет пьезоэлектрических свойств мог хранить сознание. Именно это он утверждал о Роковом черепе. Анна Митчелл Хеджес объявила об испытаниях Хьюлет-Паккард, как о триумфальном подтверждении ее рассказа о черепе. Она оставила его себе и начала делать поразительные заявления о его способностях. Одно из них -способность предсказывать глобальные катастрофы, выделением пота! Анна ездила в турне с Роковым черепом, а в 1980 году снималась эпизоде телесериала «Таинственный мир Артура Кларка».

В новую мировую эпоху приверженцы альтернативных жизненных стилей и спиритуализма начали поклоняться Роковому черепу. Их воодушевляла фигура Анны Митчелл Хеджес. Сегодня вера многих приверженцев легенды, основана на истории 13 черепов. Согласно легенде существует 13 древних хрустальных черепов, которые сделали неземные существа, чтобы общаться с нами и дать нам древние знания. Легенда гласит, что 13 черепов изготовили инопланетяне и вручили народу Атлантиды, который передал их майя. Собранные вместе, черепа откроют тайны Вселенной и совокупность всего человеческого знания. Это произойдет в 2012 году, в конце 5000-го цикла по календарю майя. Некоторые последователи утверждают, что с Роковым черепом можно общаться об остальных 12 черепах.

Анна Хеджес умерла в апреле 2007-го года в возрасте 100 лет. Она в большей степени, чем ее приемный отец создала легенду о хрустальных черепах. С ее помощью легенда стала основой фильма, который собрал 120 млн. долларов в первый уик-энд проката. До самой смерти Анна настаивала, что ее история о находке Рокового черепа была правдой. Поскольку кварцевый кристалл не поддается углеродной датировке, казалось, что ее историю никогда не получится опровергнуть с помощью веских научных доказательств. Но уже когда Анна умирала, новое поколение ученых, вооруженных современными методами, подвергли ее утверждение самой строгой проверке за все время.

Сегодня череп хранится у Била Хоманна, который долгое время был спутником Анны Митчелл Хеджес в ее преклонном возрасте. Анна утверждала, что нашла череп внутри пирамиды майя во время раскопок в 20-х годах XX-го века. Но профессор Смитсоновского Института, доктор Джейн Уолш, нашла в архивах явное опровержение. «Эта статья была опубликована в британском журнале Man (Ман) в июле 1936 года. В ней описано исследование, проведенное британским музеем с их собственным хрустальным черепом, путем его сравнения с хрустальным черепом из частной коллекции»..

Видео: Хрустальный череп из Лубаантуна

[media=http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=fsuXFaf7Lqw]



Этот череп из частной коллекции показался необычайно знакомым. Рассмотрев фотографию внимательно, Джейн Уолш поняла, что он точно такой же, как и другой череп, который она уже видела – Роковой череп. Но в статье 1936 года череп не приписывается Фредерику Митчелл Хеджесу и не назван Роковым. Его называют черепом Берни по имени его владельца Сидни Берни, торговца произведениями искусства. Он хранил его в своей галерее в центральном Лондоне. В 1943 году он отнес его в находившийся неподалеку аукционный дом Сотбис (Sotheby's). Череп есть в каталоге аукциона Сотбис. Его сняли с аукциона и продали за 400 фунтов некоему Фредерику Митчелл Хеджесу, почти через 20 лет после того, как Анна, по ее утверждению, нашла его. Анна пыталась объяснить такое несоответствие, заявив, что ее отец, после того как привез череп в Англию, отдал его Берни в качестве залога по кредиту. По словам Анны, перед самым началом аукциона ее отец выплатил кредит и вернул череп.

После смерти Анны Бил, Хоманн решает положить Череп Судьбы под микроскоп. В результате испытаний легенда либо сохранится, либо будет полностью разрушена. Итак, в апреле 2008 года, хранитель Рокового черепа приносит его в Смитсеновский институт для проверки с помощью самых современных микроскопов.Вначале Джейн Уолш берет слепки со сложных поверхностей черепа, чтобы попытаться рассмотреть стенки углубленного рельефа и узнать, каким инструментом это было вырезано. Анализ на электронном микроскопе, наконец, откроет правду о Роковом черепе.

«Там где вы видите довольно четкие следы с красивыми параллельными бороздками – это алмазный абразив, приставший к поверхности. Кварц очень тяжело прорезать чисто и четко, для этого нужен очень и очень твердый абразив. Что здесь и использовалось». Инструменты, которые оставили эти следы не существовали до конца XIX-го века. «Возможно, это были очень тонкие инструменты для резьбы, которые использовали художники. Это могли быть и механизированные инструменты, которыми к концу века располагали даже зубные врачи».

Обнаруженные следы современных инструментов, являются веским научным доказательством того, что знаменитая история Анны Митчелл Хеджес – выдумка. Но для истинно верующих людей, таких как Бил Хоманн это доказывает только то, как был сделан череп, а ни кем и когда. Хоманн говорит: «Возможно, для некоторых людей это означает, что он сделан в современный период, но на самом деле это указывает на качество изготовления. В 20-х годах не было никого, кто располагал бы достаточным временем, умением или оборудованием для этого. Его просто не смогли бы сделать тогда». Если Хоманн прав, то сторонники легенды хрустальных черепов могут указывать, в качестве единственного объяснения, только его внеземное происхождение.

Ученые уверены, что Роковой череп изготовлен людьми в начале XX-го века. Так почему Анна Митчелл Хеджес придумала свою историю и продолжала ее приукрашивать? «Думаю, что Анна Митчелл Хеджес всегда верила в то, что рассказывала, - говорит Энтони Конфорти, - Ее отец обожал разыгрывать людей. Если здесь и был какой-то обман, то это могло быть подстроено ее отцом. Он просто так себя вел с ней, но она поверила, что это правда, она в это свято поверила».

Мог ли Фредерик Митчелл Хеджес спрятать череп в пирамиде майя, чтобы его нашла Анна? Может быть, в качестве подарка на день рождения? Эта теория кажется крайне маловероятной. Совокупность доказательств, инструменты, которыми был изготовлен череп, и дата его первого документированного появления указывают на то, что его сделали уже после того, как по утверждению Анны, она нашла его в Лубаантуне.

У Джейн Уолш есть другое объяснение выдумки Анны, оно связано с периодом сразу после смерти Фредерика, когда она пыталась вывезти череп из Британии в северную Америку, вместе с другими экспонатами его коллекции для продажи. «Она пыталась обеспечить себя. У нее были предметы, которые могли быть ценными, но могли и не быть. В какой-то момент она обратилась за разрешением британского правительства вывезти экспонат из страны для исследования. Думаю, ей пришлось сказать, что он принадлежит ей, и видимо именно тогда она начала говорить, что нашла его. Вот так возникла эта история».

Более ста лет легенда хрустальных черепов завораживала миллионы и вдохновляла Голливуд. Сегодня есть доказательства того, что знаменитые черепа в трех крупнейших музеях мира, включая сам Роковой череп, были частью одного из величайших обманов в истории археологии. История Анны Митчелл Хеджес была одно из величайших фальсификаций. Наука показала, как были сделаны черепа, но возможно мы так никогда и не узнаем, зачем и кто их сделал. Для приверженцев легенды о хрустальных черепах они сохраняют свою сверхъестественную силу. Великолепные предметы искусства до конца, сохраняющие таинственность.

Ученые из Хьюлет - Паккард не обнаружили никаких следов современных инструментов. Для Фрэнка Дорланда и Анны Митчелл Хеджес это было свидетельством в пользу утверждения ее отца о том, что невероятная полировка кварца могла быть только результатом ручной обработки песком и водой в течение многих лет.

Сегодня череп хранится у Била Хоманна, который долгое время был спутником Анны Митчелл Хеджес в ее преклонном возрасте. Анна утверждала, что нашла череп внутри пирамиды майя во время раскопок в 20-х годах XX-го века.


Митчелл Хеджес был бунтарем всю свою жизнь. В 1898 году он бросил школу в возрасте 16 лет, чтобы отправиться в Арктику. Искатель приключений, человек, которого некоторые считают реальным прототипом Индианы Джонса.

Фредерик Митчелл Хеджес

Предмет, который по ее словам нашла Анна, был удивительно искусно сделан, он был вырезан из цельного куска почти идеального кварца. Артефакты майя, изготовленные из хрусталя были чрезвычайно редкими, а хрустальный череп был просто уникален.

Анны Митчелл Хеджес

Череп блестел и был отполирован настолько хорошо, что на него трудно смотреть в оптический микроскоп. Свет отражается вам в глаза, потому что при такой тонкой полировке это все равно, что смотреть в зеркало.


После смерти Анны Бил Хоманн решает положить Череп Судьбы под микроскоп. В результате испытаний легенда либо сохрани-
тся, либо будет полностью разрушена. Итак, в апреле 2008 года, хранитель Рокового черепа приносит его в Смитсеновский институт для проверки с помощью самых современных микроскопов.


Там где вы видите довольно четкие следы с красивыми параллельными бороздками – это алмазный абразив, приставший к поверхности. Кварц очень тяжело прорезать чисто и четко, для этого нужен очень и очень твердый абразив. Что здесь и использовалось.


Возможно, это были очень тонкие инструменты для резьбы которые использовали художники. Это могли быть и механизированные инструменты, которыми к концу века располагали даже зубные врачи.


Ученые уверены, что Роковой череп изготовлен людьми в начале XX-го века. Так почему Анна Митчелл Хеджес придумала свою историю и продолжала ее приукрашивать?

Анна Хеджес умерла в апреле 2007-го года в возрасте 100 лет. Она в большей степени, чем ее приемный отец создала легенду о хрустальных черепах. С ее помощью легенда стала основой фильма, который собрал 120 млн. долларов.