Нигде в мире не встретишь такого количества паломников и странников, как в Индии, -земле, породившей три великие религии: индуизм, сикхизм и буддизм. Религиозность здесь настолько тесно вплетена в повседневную жизнь, что разница между улицей и храмом почти не ощутима - всюду денно и нощно проводят ритуалы, поют гимны, медитируют. Присоединиться к верующим может любой. Индийские храмы открыты для всех, а тысячи ее дорог непременно приводят страждущих к истокам истины. Путь просветления, по традиции, начинают со священных городов Индии, посещение которых не только очищает душу и тело, но и приводит их к гармонии.

АМРИТСАР: ДАРУЮЩИЙ ИСЦЕЛЕНИЕ

Десятки тысяч паломников со всех уголков Индии ежедневно стекаются сюда, в священный город Амритсар, что в северо-западном штате Пенджаб. Вид их порой весьма воинственен и напоминает персонажей из «Тысячи и одной ночи». Лица наполовину скрыты пышными усами и бородой, за пояс заткнуты кинжалы, головы покрыты яркими одноцветными тюрбанами - так выглядят ортодоксальные сикхи. Вместе с другими страждущими адепты самой молодой из мировых религий приходят в Амритсар, чтобы воочию увидеть главную святыню - Хармандир-Са-хиб, или Золотой храм. Он похож на гигантскую шкатулку, покрытую золотом и инкрустированную драгоценными камнями. В лучах яркого солнца храм буквально искрится, отражаясь на поверхности окружающего его искусственного озера.

Предание гласит, что во время сеанса медитации душа одного из патриархов сикхизма - четвертого гуру Рама Даса (1574 - 1581) поднялась в Небесную обитель, и его внутреннему оку открылось величественное озеро Нектара, дарующее бессмертие (на санскрите «Амритсар»). Посреди него возвышался удивительный по красоте храм. Увиденный образ завладел умом и сердцем гуру, и уже на следующее утро он призвал лучших зодчих Индии и отдал первый приказ - выкопать огромный пруд.

Место для будущего строительства было выбрано не случайно. Не счесть легенд, которые рассказывают о чудесах исцеления в источниках, расположенных на территории современного храмового комплекса. Так, искупавшись здесь лишь раз, муж сикхской праведницы Биби Раджни излечился от проказы, а гуру Ангад раз и навсегда избавился от страшной кожной болезни с помощью примочек из трав, растущих рядом. Индуисты верят, что вода из волшебной заводи воскресила царя Раму. Долгие дни в медитации провел здесь, уставившись на хрустальную гладь, Будда Гаутама.

Каждый день десятки паломников совершают в Амритсаре ритуальные омовения, держась за специальные цепи-гхаты, которые прикреплены к берегам из чистого мрамора. Вода здесь чистая, проточная, и без труда можно разглядеть карпов, снующих по дну.

Путь к Золотому храму, строительство которого завершилось в 1604 году, пролегает по длинному узкому мосту. Он является символом перехода из грешников в праведники. Шествие не прекращается до самой ночи и сопровождается завораживающим пением молитв, доносящимся из самого храма. Сикхи верят, что их молитвы смывают печали со всякого ищущего истину, укрепляя его дух.

РИШИКЕШ: ГОРОД МУДРЕЦОВ

Великая река Индии - Ганг, названная в честь богини-ма-тери, смывает все грехи и дарует очищение души. Поэтому воды ее священны, так же как и любой город, выросший на отмеченных благодатью берегах. А у самых истоков реки, на подступах к Гималаям, стоит Ришикеш - город мудрецов. Он с давних времен привлекает йогов, отшельников-аскетов садху и паломников всех мастей. По их словам, атмосфера здесь наполнена особой чистотой, которая благотворно влияет на тело и дух. Популярен Ришикеш и среди людей, находящихся в поиске высшей мудрости. Особую славу город снискал в конце 60-х годов. Тогда участники The Beatles провели отпуск в одном из местных ашрамов, обучаясь у гуру Махариши Махеша медитации, йоге и философии различных течений индуизма. Вообще, храмов, обителей и школ, предлагающих экспресс-курсы по йоге, в городе не счесть. Особенно ими славится район Сварг Ашрам: своего личного учителя здесь сможет найти каждый желающий!

Берега Ришикеша, разделенные изумрудным Гангом, соединяются двумя подвесными мостами. С них открывается прекрасный вид на город и его многоэтажные храмы Сварг Нивас и Шри Траянбакшвар, больше напоминающие сказочные замки. Отсюда ежедневно можно наблюдать за красочными церемониями, которые по праздникам устраиваются в гхатхах - ритуальных залах со ступенями, спускающимися в реку.

В гхатхе храма Пармартх Никетан каждый вечер на закате солнца проводится обряд поклонения матери-Ганге - «пуджа». Его непременным атрибутом являются многочисленные дары богине - цветы, благовония, сандаловая паста и, конечно, лампады «дипа», огонь в которых символизирует свет наших душ. Индийские гуру объясняют: «Опуская горящие «дипы» в воду, мы благодарим Гангу за свет солнца, за жизнь и просим ее благословения. Но свет, нами излучаемый, не сравнится с тем, что исходит от богини, и потому мы нуждаемся в ее любви, милосердии и помощи на пути просветления. Она очищает нас». Самые смелые путешественники принимают участие даже в утренних омовениях в реке наравне с садху.

ВАРАНАСИ: МЕЖДУ ЖИВЫМИ И МЕРТВЫМИ

В низовье реки Ганг расположено еще одно священное для индийцев место - «город мертвых» Варанаси. Это одно из старейших поселений Индии (первые упоминания относятся к VII веку до н. э.), являющееся средоточием высшей брахманской учености. В индуистской космологии именно здесь находится центр Земли, связывающий нас через невидимую пуповину с потусторонним миром. Умерший в Варанаси имеет все шансы остановить движение Колеса Сансары - порвать цепь бесконечных перерождений и избавиться от тяжелого груза Кармы.

Гуляя по городу, то и дело наталкиваешься на шумные похоронные процессии. Однако на лицах их участников нет и следа скорби и слез: к смерти в Индии относятся совсем иначе, чем у нас. Для индуистов мир представляет собой иллюзию, а цель нашего пребывания в нем - избавиться от его плена, остановив процесс бесконечных перерождений. К тому же умереть в Варанаси считается проявлением высшей благодати. Тела кремируют, а останки сбрасывают в воду, - и река Жизни здесь превращается в реку Смерти. Цвет ее темно-коричневый, будто подобран в тон городским стенам, за которыми скрываются тысячи индуистских храмов.

И хотя самым древним постройкам Варанаси не суждено было пережить многовековую историю города (часть была разрушена во времена набегов мусульман), посмотреть здесь есть на что. Один из обязательных к посещению объектов - Каши Вишванатх, или «Золотой храм», кровля которого покрыта 820 кг чистого золота. Визит сюда, как и омовение в Ганге, считается одним из путей достижения «мокши» - тотального освобождения. Поэтому люди со всей Индии стремятся побывать в этом месте хотя бы раз в жизни.

Лучший способ проникнуться аурой этого удивительного места - нанять лодку и проплыть вдоль набережной, застроенной гхатхами и храмами. Пожалуй, наиболее впечатляющая картина предстает глазам путешественников на рассвете, в час утренних омовений садху, когда целые семьи погружаются в похоронные лодки и отправляются на середину реки, чтобы сбросить в нее пепел умершего.

Вечером Варанаси преображается. Всюду зажигаются факелы и огни, вывешиваются разноцветные флаги и цветочные гирлянды, доносятся радостные песнопения. В гхатхах начинается красочная ежевечерняя «пуджа» с опусканием в воду сотен лампад. В этот момент любой, даже не верующий, может ощутить на себе очищающую силу обряда.

БОДХГАЯ: ПО СЛЕДАМ БУДДЫ

«У всех, кто хотя бы раз посетил Бодхгаю, жизнь не прошла даром, и они умрут без сожаления», - говорил известный учитель буддизма Чогьям Трунгпа Ринпоче. Именно в древней Бодхгае, сидя под деревом бодхи, Сиддхартха Гаутама достиг просветления и принял имя Будды Шакьямуни. Место это свято чтут последователи всех ветвей буддийской религии, и чтобы ощутить его духовные вибрации, очистить разум и на шаг приблизиться к истине, сюда приезжают паломники со всего мира. Они молятся, медитируют, поют мантры - двери бесчисленных монастырей и храмов Бодхгаи открыты всем страждущим.

Именно в древней бодхгае, сидя под деревом бодхи, сиддхартха гаутама достиг просветления и принял имя будды шакьямуни. место это свято чтут последователи всех школ и ответвлений буддийской религии.

Вдоль северной стороны храма Махабодхи проходит каменная дорожка, выложенная еще в I веке до н. э. по маршруту созерцательных прогулок Будды. Рисунки лотосов на камнях обозначают места, где из его следов прорастали эти изумительные цветы - символ чистоты в буддизме.

Но главные святыни Бодхгаи сосредоточены на территории комплекса при храме Махабодхи. Все они так или иначе связаны с именем Будды Шакьямуни, включая и знаменитое дерево Бодхи - паломники считают за удачу поймать листик, упавший с его роскошной кроны. Однако священный баньян - лишь потомок того, под которым три дня и три ночи медитировал Будда. Царь Ашока (273 -232 годы до н. э.), ярый индуист, возжелал однажды сжечь святыню на ритуальном костре. Но вместо того чтобы загореться, она вдруг осветилась необычным светом. Тотчас раскаявшись в содеянном, Ашока отдал приказ отмочить корни и заново посадить баньян, а его семена отправить на Шри-Ланку. Несколько раз на протяжении двух тысяч лет ростки «материнского» дерева привозили обратно, в Бод-хгаю, чтобы заменить утраченную реликвию, на которую то и дело покушались противники буддизма. Дерево бодхи, что стоит там сейчас, было посажено в 1876 году, после того как его предшественника повалила буря.

Под прославленным баньяном лежит «Алмазный трон» - каменная плита, на которой, по преданию, сидел Будда. Рядом возвышается храм «Великого просветления» Махабодхи - 52-метровая ступа, покрытая узорными барельефами. Он был построен еще Ашокой (принявшим в итоге буддизм), но не раз предавался полному и частичному разрушению и перестраивался. Помимо золотой статуи сидящего Будды, в храме можно увидеть священные знаки, которые ассоциируются с его жизнью и учением. Например, две золотые рыбы, символизирующие особое восприятие (рыбы, в отличие от человека, могут видеть в мутной воде), или раковина - с ее помощью становится слышней мистический гул Вселенной, способный пробудить сознание.