Культура кельтов оригинальна и загадочна. Воинственный этнос, живший на территории Европы и Британских островов в I веке до н.э., имел весьма своеобразный жизненный уклад, и не в последнюю очередь это касалось места женщины в кельтском обществе.

Среди своих современниц - гречанок и римлянок - кельтская женщина стоит особняком. Свободная и самодостаточная, она была помощницей и другом мужчины. Многие сегодняшние идеи женского равноправия родом из железного века, века расцвета кельтов.

Кельтские женщины в мифологии

В сказаниях кельтов активно действуют не только герои, но и героини. Жизнь реальных женщин отражена в сагах со всеми ее проблемами - любовью, сердечной болью и победами. Представительницы прекрасного пола выглядят там разными - находчивыми и хитрыми, серьезными и капризными, мстительными и амбициозными - но только не пустоголовыми красавицами.

В отличие от апатичных и слабых девиц греческой мифологии, кельтки сражались, решали судьбу племени и, добиваясь цели, побеждали. Мойра Колдикотт, британская исследовательница кельтских мифов, писала, что женщины в фольклоре кельтов так же умны,как и прекрасны.

Общественное положение

Свод законов «Брехон», пришедший к ирландцам от древних кельтов, дает представление о положении кельтских женщин в обществе. У кельтов не было матриархата. Мужчины стояли на главенствующих позициях, но женщины имели такой социальный статус, который некоторым нашим современницам даже и не снился.

Кельтки занимались не только домом, подворьем и детьми, но и работали во всех сферах хозяйства и играли активную роль в политической, социальной и религиозной жизни своих племен. Женщины владели ремеслами - лепили кухонную и столовую утварь, плели корзины и рыболовные сети. Выделывали кожи и ткали холсты. Шили обувь и одежду. Работали в поле, растили скот, мололи зерно, взбивали масло и готовили сыр. Могли быть воительницами, целительницами, судьями, поэтессами, жрицами и провидицами. Известны те, кто «поворачивал назад поток войны» -возможно, миротворицы. Кроме того, женщины были в состоянии управлять войском и племенем. Кельтки владели собственностью и, что совершенно немыслимо для культур того времени, могли сохранить свое состояние за собой, даже выйдя замуж.

Девять видов брака

Семья у кельтов была скорее партнерством, чем главенством мужа над женой. Брачного обета супруги на всю жизнь не давали, брак считался экономическим соглашением, и кельтская женщина могла сама инициировать развод. Кельтских форм брака было девять, и будущие супруги выбирали между ними. Основные различия между этими формами заключались в содержании брачного контракта, приобретаемого материального статуса и степени ответственности супругов.

Для современного ума подобное брачное ассорти может показаться неромантичным. Но надо отдать должное древним - финансовые договоры лучше любви и страсти защищали женщину и ее детей в случае развода.

Например, когда кельтская девушка выходила замуж, за каждый год ее супружеской жизни муж обязан был заплатить родственникам определенную сумму, размер которой отражался на социальном статусе жены. В первый год все деньги отдавались в семью тестя и тещи. На второй год львиная доля денег шла туда же, но молодая супруга часть их уже оставляла себе. На третий год в родительский дом отправлялось еще меньше, и так далее, пока всю ежегодную плату жена не начинала получать сполна. Это были ее собственные средства, и она могла их тратить по своему желанию. Муж не имел права на личное богатство жены, и наоборот.

Развод

Инициатором развода мог быть как мужчина, так и женщина. Последняя требовала развода, если муж оставил ее из-за другой женщины или мужчины; был не в состоянии содержать ее и детей, и жене приходилось самой кормить семью; унижал, высмеивал ее публично или лгал о ней; соблазнил в брак хитро-стью или колдовством; бил ее; был бессилен как мужчина; если он так ожирел, что секс стал невозможным; если он бесплоден и если врал о своих подвигах и воинских заслугах.

У мужа причин, по которым он мог развестись с женой, было меньше. Это неверность, воровство, аборт, позор для его чести, удушение ребенка, отсутствие молока.

Любопытно, что бесплодие у кельтов считалось виной мужа, тогда как во многих других культурах бремя вины переносилось автоматически на жену. Вопрос о грудном молоке предположительно относился только к бракам в бедных слоях кельтского общества, где не могли позволить себе нанять кормилицу.

Одна из общих причин развода - бездетность. Все отношения, в результате которых появились дети - даже если это было изнасилование или одна ночь любви, переводились в правовой статус брака с целью защиты ребенка. Бездетные же добрачные отношения могли прекратиться в любую минуту.

Тем не менее браки сохраняли и ради любви. Так, жена бесплодного мужа могла спать с другим мужчиной, чтобы забеременеть. Это не было изменой и происходило с официального одобрения закона. Ребенок, родившийся от такой связи, признавался принадлежащим мужу, а не биологическому отцу.

Если супруги разводились по вине мужа, жена могла оставить себе все ежегодные «взносы», выплаченные ей за время брака. Если виновата была она, то полученные средства возвращались мужу. Приданое, заработанные деньги или купленная женой земля после развода оставались у нее.

Современники кельтов в других краях финансовые вопросы в случае женской измены вообще не обсуждали. За это в древнем мире было одно наказание - смерть.

Женщины-друиды

Загадочными друидами - жрецами, интеллектуальной элитой кельтского общества - были не только мужчины. Саги кельтов и исторические записи римлян упоминают о жрицах-друидессах. Так, мифологический герой Финн МакКу-малл обучался поэзии и волшебству у женщины-друида. Мог Ройт, один из величайших ирландских друидов, имел в наставницах жрицу по имени Банвуана.

Римляне оставили сведения о том, что друидессы принимали участие в ритуалах и даже сами приносили человеческие жертвы. Юлий Цезарь писал, что среди воинов во время битвы метались жрицы в черных одеяниях. К друи-дессам за предсказанием обращались императоры Диоклетиан, Аврелиан и Александр Север.

Верховные жрицы давали обет целомудрия. Кельты относились к ним с трепетом и верили, что друидессы способны превращаться в животных, пророчествовать, заклятиями творить бурю, вызывать и усмирять ветер. Жрицы считались божественными созданиями, которые могут исцелить, помочь, научить. Позже, с приходом христианства, друидессы трансформировались в сознании человечества в злых колдуний. Например, ведьмы в «Макбете» Шекспира.

Воительницы и королевы

Кельтские женщины были неустрашимыми воительницами. Римский историк Аммиан Марселин писал: «Целая армия врагов не могла совладать с одним кельтом, если он призывал на помощь свою голубоглазую жену, обладающую огромной силой». Страбон в своей «Географии» говорил о «мужественных» кельтках, а Диодор Сицилийский в «Исторической библиотеке» отмечал, что у кельтов «жены не только ростом одинаковы с мужчинами, но и подобны им духом».

Кельтки воевали рядом с мужчинами. В описаниях битв у древних ирландцев почти везде сказано, что в бою сражались и пали женщины. Кроме «профессионалок», в случае нужды, оружие могла взять практически любая. Подготовка девочек не ограничивалась домоводством. Их учили, помимо шитья и стряпа-нья, верховой езде и владению оружием.

Самая известная кельтская воительница - легендарная Боудикка, поднявшая восстание объединенных племен кельтов против Рима в 61 году до н.э. У ирландских кельтов существует своя героиня, воплощенная в образе королевы Медб.

Только в 697 году, по настоянию христианского духовенства, был принят закон, освобождавший женщин от военной повинности.

Римляне, столкнувшись с общественным устройством кельтов, были поражены привилегиями, которыми пользовались женщины. Такое положение вещей подрывало патриархальный уклад Греции и Рима, подобное равенство полов не имело права на существование. Влияние Римской империи и христианства, в сочетании с начинающей проникать культурой англосаксов и франков, конечно же, вынудило кельтов фундаментально измениться. Гармония, которая была основана на обоюдных правах и обязанностях сторон, постепенно исчезла из кельтских семей, уступив место традиционным для всего остального мира взаимоотношениям.

Подобной свободы после заката кельтской культуры женщины не знали еще очень долго. И только через много веков, в конце XIX столетия, о женском равноправии впервые в новой истории заговорили английские суфражистки.