О существовании амазонок - многочисленного племени женщин-воительниц - сохранились самые противоречивые сведения. Некоторые и вовсе полагают, что рассказы о них - это выдумки недобросовестных историков. Однако в последние годы появились новые данные, подтверждающие их реальность...

На землях Северного Причерноморья во времена древних греков по соседству со скифами жил воинственный народ - сарматы (савроматы). После того как в XIX веке предметы скифского искусства стали известны научному сообществу, когда были раскопаны их огромные курганы - могилы скифской знати, ученые выяснили, что главным в их обществе был мужчина. Он-то и управлял скифским миром. В могилы знатных скифов клали богатую утварь, золото, коней со всей упряжью, повозки, а также рабов и жен. Поэтому историки рассчитывали, что приблизительно такие же нравы царили и у сарматов. Однако когда пришел черед раскопок их погребений, выяснилось, что могилы сарматских мужчин на удивление бедны. Зато своих женщин сарматы хоронили с огромными почестями и отправляли их в загробное путешествие с... оружием и дорогими украшениями.

Судя по всему, в сарматском обществе главную роль играла женщина. Не мужчина, а женщина держала в руках меч или лук, не мужчину, а женщину украшал легкий доспех, не мужчина, а женщина носила пояс, на который можно было привесить острый кинжал. Так что сарматские, а не скифские женщины стали для греческих историков прообразом их знаменитых амазонок.

Конечно, женщины-воительницы -явление для Древнего мира не редкое. Свои амазонки были известны на африканских землях, свои - на территории будущих Франции и Германии, но воинственные жительницы южнорусских степей заставляли греческих историков пересказывать разные странности об их быте.

Якобы эти амазонки живут женскими сообществами и имеют свое государство, во главе которого стоит жрица-воин. Якобы в юном возрасте девочке выжигают правую грудь, чтобы она не мешала в бою. Якобы признаком половозрелости амазонки является пояс, и этот пояс может носить только воительница, которая собственными руками в бою убила мужчину-врага. Якобы амазонки раз в году выходят на охоту на мужчин, спариваются с ними, как звери, и либо убивают, либо ослепляют и бросают умирать. Якобы амазонки оставляют для воспитания только девочек, а мальчиков подбрасывают мужчинам. Якобы они все прекрасны и опасны, и лучше с ними не связываться. Только герою мифов Гераклу удалось победить прекрасную Ипполиту, но обычный мужчина обязательно погибнет, потому что амазонки знают секреты колдовства и их охраняют змеи. Такие вот древнегреческие небылицы.

Однако история сохранила имена амазонских цариц - Марпесса, Лампа-до, Гиппо, Лисиппа и названия городов, которые они основали: Смирна, Фиба, Синопа, Эфес, Фемискида.

Женщины-воины с кавказской «пропиской»

Скифских, а точнее - сарматских воинственных красавиц, убивающих все, что движется, греки помещали в районе Меотиды, то есть на землях между Азовским и Каспийским морями. Именно там находилась амазонская река Танаис и другая река - Фермо-донт, а также огромный город амазонок Фемискида. Ученые считают, что Фермодонт - это современный Терек, а наши амазонки компактно проживали на Кавказе. Именно оттуда они ходили караванными тропами через Дарьяльское ущелье и держали в своих руках ключ от Дербентских ворот.

Они не только сражались, как греческие мужчины, они были своего рода военной силой, сопровождавшей торговые караваны на опасных дорогах из Индии в Европу. На каспийском острове Тюлений у амазонок был город-крепость Фемискар. Сарматки вызывали у соседей-скифов большое уважение. Царицу амазонок Амагу они пригласили рассудить территориальные претензии царя соседних скифов к жителям Хер-сонеса. Амага «послала скифскому царю приказание прекратить свои набеги на Херсонес; когда же скиф не послушался, то она выбрала 120 человек, сильнейших душой и телом, дала каждому по три лошади и, проскакав с ними в одни сутки 1 200 стадиев, внезапно явилась ко двору царя и перебила всех стражей, стоявших у ворот. Скифы пришли в смятение от неожиданности и вообразили, что нападающих не столько, сколько они видели, а гораздо более.

Амага же, ворвавшись со своим отрядом во дворец, убила царя и бывших с ним родственников и друзей, страну отдала херсонесцам, а царскую власть вручила сыну убитого, приказав ему править справедливо и, помня печальную кончину отца, не трогать соседних эллинов и варваров». Такие вот были эти амазонки - защитницы, воительницы, миротворцы. Только в эпоху походов Александра Македонского, когда произошло очередное движение народов, сарматские амазонки покинули родные края и ушли в Центральную и Западную Европу, а небольшая их часть переселилась в Британию и Скандинавию. Далекие потомки сарматских амазонок, воины, дававшие клятву на щите, пришли в IX веке на земли Восточно-Европейской равнины. Они именовались варягами.