«Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего». Это еще Сенека сказал. Воспитатель Нерона жил в I в. н. э. и, тем не менее, сумел «просчитать» людскую природу аж на 2000 лет вперед. Современные психологи не в состоянии точно указать то количество фобий, что присущи человечеству. Все мы чего-то боимся, просто каждый - по-своему…
Не хочу жениться
…Великий писатель Оноре де Бальзак больше всего на свете боялся жениться. Бывает, скажете вы. Да, безусловно. Только далеко не всех мужчин нежелание ставить штамп в паспорте доводит до могилы. А для Бальзака необходимость связать себя узами Гименея обернулась именно такой «неприятностью». Долгие годы он успешно избегал свадьбы, потому как был влюблен в замужнюю даму - графиню Эвелину Ганскую. Потому даже речи идти не могло, чтобы связать свою жизнь с какой-то другой женщиной. Десять лет длился их роман, пока Эвелина, наконец, не овдовела. И тут Бальзак впал в ступор: их отношения на тот момент были таковы, что отказаться от бракосочетания - значило обесчестить не только графиню, но и себя самого, свое доброе имя.
Тем не менее, понадобилось еще почти 8 лет, чтобы Бальзак, наконец, решился принести обеты в церкви. Но чем ближе был день свадьбы, тем страшнее становилось писателю. Кончилось все тем, что от страха он заболел -- и даже написал невесте: дескать, здоровье мое таково, что скорее вы сопроводите меня на кладбище, нежели успеете примерить на себя мое имя. Но Эвелина оказалась крепким орешком: свадьба состоялась. Правда, под венец Оноре доставили в кресле, поскольку сам он идти не мог. А через пять месяцев после венчания… умер.
История почти анекдотичная. Не смешно, наверное, было только ее участникам - Бальзаку и Эвелине.
Чем поросята напугали Блума?
Мы не слишком-то уважаем чужие страхи, а уж если они кажутся нам абсурдными - все, пиши пропало. Как взрослый человек может бояться пыли, маленьких собачек, кошек или северного сияния? Глупость какая-то! Или - того похуже - отклонение. Признайтесь, узнав, что ваш знакомый замирает при виде безобидных мотыльков, вы задумаетесь: а все ли с ним в порядке? Такова природа человека: все, что выше его собственного понимания, он объявляет «ненормальным». Потому-то и укоренилось в сознании большинства: нелепые страхи - признак нездоровой, как минимум, неуверенной в себе личности. Однако практика доказывает обратное: самые что ни на есть успешные и преуспевающие люди обнаруживают целый букет всевозможных фобий.
Вот, спрашивается, какой резон Орланду Блуму бояться поросят, Джонни Депу - клоунов, а Тому Крузу - собственной лысины, которой у него нет? Почему мужественный Билли Боб Торнтон теряет самообладание при виде старой мебели, а красавица Скарлет Йохансон предпочитает сама убираться в гостиничных номерах, никому не доверяя наведение порядка и чистоты? Как бабочкам удается внушать ужас неотразимой Николь Кидман? И почему (почему, почему, почему?!) отказывается идти под венец Джордж Клуни? Ответы на эти вопросы есть разве что у психологов. К ним и обратимся.
Страх - это хорошо
И они нам буквально с порога скажут: бояться - хорошо и полезно. В основе страха лежит инстинкт самосохранения. И потому он нам жизненно необходим. Он - с одной стороны -- помогает нам избежать опасности, а с другой - приятно щекочет нервы, будоражит кровь и позволяет полнее чувствовать остроту жизни. Но все это относится лишь к страхам реальным. Допустим, на вас мчится машина, и вы успеваете увернуться от нее лишь в самый последний момент. Вам было объективно страшно. И это понятно. Если же подобная драма разыгралась в вашем воображении -- вы имеете дело с тревогой. И чем чаще вы думаете о возможном столкновении с автомобилем, чем тревожнее у вас на душе, тем больше у вас шансов обзавестись фобией: навязчивым страхом, отделаться от которого не так-то просто.
Психологи уверены, что фобии подобны матрешкам: часто под видом одного страха прячется другой, а в «эпицентре» кроется настоящая проблема, которую человек и маскирует своими тревогами.
Желтая майка и белое лицо
Так, например, аэрофобией обычно страдают люди, привыкшие доминировать в обыденной жизни. Поднимаясь же на борт самолета, они теряют контроль над ситуацией и вверяют себя в руки пилота, о котором не знают ровным счетом ничего. Мириться с таким положением вещей их подсознание не намерено и остро реагирует на «произвол»: человек начинает паниковать, стоит ему только подумать о самолете.
Понятно, что воздействовать на аэрофоба рассказами о безопасности авиатранспорта, о его преимуществах над машинами и поездами, - занятие совершенно бесполезное. Чтобы победить свой страх, такому человеку надо основательно поработать над собой и допустить недопустимое: другие люди тоже чего-то стоят, а потому нужно учиться доверять им и - хотя бы иногда - уступать «желтую майку лидера».
Коулрофобам - тем, кто боится клоунов - на деле надо избавляться не от ужаса перед раскрашенными лицами, а от подозрительности. Именно она лежит в основе страха перед теми, кто по долгу службы обязан смешить и веселить. По лицу, скрывающемуся под толстым слоем грима, коулрофоб не в состоянии понять, что на самом деле думает и чувствует клоун. А приклеенная улыбка только усугубляет ситуацию: кажется, что ее обладатель по меньшей мере неискренен, а по большей - замышляет что-то недоброе.
Мотылек за ширмой
Объяснить можно любую фобию. Даже пресловутую боязнь бабочек или северного сияния. Эти страхи из разряда так называемых психологическим ширм, за которыми люди обычно прячут (разумеется, не осознавая того) какие-то собственные неприглядные черты, то, что их категорически в себе не устраивает: слабость, трусость, способность к предательству и т. д. и т. п.
В таком случае фобии очень выручают. Согласитесь, гораздо комфортнее (и эффектнее, чего уж там) заявить: «Ах, мотыльки вгоняют меня в панику!» - чем признаться в том, что ты, например, завистлив или трусоват. Кстати, очень часто и кинофобами - теряющими дар речи при виде собак - становятся тоже исключительно в «маскирующих» целях. И вот уже взрослый дядя едва не падает в обморок, встречаясь с грозной болонкой. Вполне вероятно, что на деле он боится собственного бессилия и несостоятельности, но не может в этом признаться даже самому себе.
Смерти нет
Фобии превращают человека в заложника и делают его уязвимым. Хотя нам-то, конечно, кажется, что чем старательнее мы избегаем опасности, тем меньше рискуем. Увы, это не так: по данным американских психологов, у женщин, уже переживших насилие, выше шансы подвергнуться еще одному нападению, чем у тех, кто его счастливо избежал. То же самое относится ко всем негативным событиям, что имели место в нашей жизни. То, чего мы боимся больше всего на свете, как правило, нас и настигает: болезни, измены, потери, одиночество, старость, смерть… Страшно? Очень. Но разве бывает в жизни по-другому?
Утраты и беды неизбежны - и с этим ничего нельзя поделать. Поэтому - как бы банально это ни звучало - надо просто жить, дышать полной грудью, ценить каждый отпущенный миг и не откладывать саму жизнь на потом. Ибо бичом XX, а теперь уже и XXI века стал синдром отложенной жизни. Он выражается в том, что человек постоянно ставит перед собой какие-то важные цели, вместо того чтобы отдаться по-настоящему интересному занятию: вот получу образование, куплю машину, заведу семью, отдам долги и т.д. и т.п., а уже потом!
Но пресловутое «потом», как правило, никогда не наступает. В итоге - разбитое корыто и то, чего человек так старался избежать - смерть. Ведь именно страх смерти - самый древний и самый сильный - заставляют людей жить так, будто в запасе у них еще тысяча жизней. Между тем, еще Эпикур - тот самый Эпикур, которого далекое от философии большинство записало в сибариты, лентяи и праздного любителя наслаждений, - утверждал: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет».
Лекарство от страха
По сути, именно Эпикур был первым, кто попытался вылечить человечество от страха. Жил он давным-давно - на рубеже III и IV вв. до н. э. И со всех сторон его окружали люди, которые боялись буквально всего на свете: дня и ночи, грома и молнии, божьего гнева и дурного глаза соседа. Древний мир был охвачен самыми темными суевериями, сильно отравлявшими ему жизнь. Человек ни дня не проводил, чтобы не вознести молитву или принести жертву богам. Последние были коварны, капризны и карали простых смертных почем зря, насылая на них 33 несчастья разом.
И вот на сцене появляется философ, который говорит: «Не надо бояться. Смерти нет. Боги, возможно, есть, но они не вмешиваются в жизнь людей. Судьба человека зависит только от него самого. Так что поспешите радоваться отпущенным дням. Жизнь только одна. И не стоит тратить ее на страх и ожидание смерти или божьего гнева». В III в. до н. э. подобные речи звучали поистине революционно!
Эпикур открыл свою философскую школу - прямо на дому. А над входом повесил приветствие: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие - высшее благо». За ним потянулись, маленький садик вокруг дома наполнился учениками. Их так и называли: «Философы Сада». И это были по-настоящему мужественные люди, сумевшие бросить вызов богам и самой смерти, отважившиеся жить и получать от этого процесса удовольствие. В этом и только в этом состоит философия Эпикура. Жаль, сейчас многие понимают ее превратно. Ну, да это уже другая тема.
Мыться вредно!
За всю историю своего существования человечество избавилось от многих страхов, прежде казавшихся неизбежными и непобедимыми.
Например, люди сумели победить (в большинстве своем) страх перед… мылом и водой. Эта фобия пышным цветом цвела в Средние века, когда особенно свирепствовала инквизиция. Христианство вообще не лучшим образом повлияло на личную гигиену: уход за телом стал считаться греховным. Оно и понятно: как, принимая ванну, не смыть с себя святую воду, которой тебя коснулись при крещении? Никак. Стало быть, мыться - не моги. Грязь стала считаться особым признаком святости - причем даже среди врачей. Средневековые эскулапы утверждали, будто в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть». Строка из медицинского трактата ХV в. Ничего не поменялось во врачебных взглядах и сто лет спустя: «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение», - это уже из ученой книги XVI в.
Вновь принимать ванну европейцы начали лишь в самом конце XVII века. Подсчитайте: почти 700 лет вся Европа жила, не ведая мыла. Задыхалась от собственных миазмов и при этом пуще огня боялась навредить здоровью путем принятия ванны.
Кстати, точно так же средневековые граждане опасались спать… лежа. Да и как иначе? Прилетит ночью ангел (или бес) - увидит лежащего человека, примет его за мертвого, да и заберет раньше времени на небеса. Потому-то и делали кровати (причем чуть ли не до XX в.) короткими, но зато с высоченными спинками: чтобы было, на что опереться во сне.
Сегодня мало кто испытывает страх быть погребенным заживо. А в XVII-XVIII вв. тафефобия была очень распространена - причем как среди аристократов, так и среди простых смертных. Ею страдали Николай Гоголь и Джордж Вашингтон - первый президент США…
Мы стали лучше
Чего боятся наши с вами современники?
Да всего того же, что и раньше. Одиночества, болезни, нищеты... Но некоторые отличия все же есть. Мы стали более падкими на новые опасности: сообщения о пандемиях, вирусах, неизвестных науке, вгоняют общество в панику. Достаточно вспомнить недавние истории с птичьим или свиным гриппом. Прошло время, люди успокоились и перестали тревожиться по этому поводу, хотя сама опасность - болезнь - никуда не делась. Она просто исчезла с первых газетных полос. И только.
А в остальном мы ничуть не отличаемся от наших предков.
Мы страшимся неизвестного (вместо богов у нас теперь террористы), опасаемся экзотики и отказываемся верить в то, что привычные вещи и явления куда больше угрожают нашей жизни. Например, осы и пчелы гораздо опаснее акул: в среднем от их укусов в год погибает 250 человек в год. Жертвами же акул становятся от силы 5-6 человек. Но спросите самого себя: кого вы боитесь больше - осу или акулу? То-то же.
Однако есть и хорошие новости: мы практически перестали бояться собственной смерти. Куда больше нас волнует судьба наших родных и близких. А это значит, что мы стали хоть чуточку, но бесстрашнее!
СТАТИСТИКА
В феврале 2012 года Левада-Центр провел опрос, чтобы выяснить, какие страхи одолевают россиян. Оказалось, что больше всего жители нашей страны боятся потерять близких - 54%. Страх перед войной и массовой резней испытывают 38%, перед нищетой - 32%. Старость, болезнь, беспомощность являются в кошмарных снах к 25%. Боятся пострадать от произвола властей 20%. Страшатся голода 17%, физического насилия - 12%, смерти - 8%. Божий гнев, Страшный Суд внушают опасения 6%, и стольких же человек пугают публичные унижения и оскорбления - 6%. И, наконец, 6% не боятся никого и ничего!
Вконтакте
Facebook
Twitter
Класснуть
Читать еще: