Известный британский журналист-экстремал Ян Баллантайн в очерке «Асматы -мои свирепые друзья» описывает свои потрясающие воображение приключения в самом глухом уголке до сих пор мало исследованной Папуа - Новой Гвинеи. Предлагаем вам отрывок из его публикации в журнале Maxim (Великобритания).
Лицо в джунглях
- Чиви-и-и, чиви-и-и, чиви-и-и-и! -пропела райская птичка и попыталась усесться мне на голову.
- Кэкл-икер-ко! - вывела птица-носорог, высунув из дупла красно-черно-изумрудную голову.
- Библ-библ-библ-библ! - крикнула черная обезьянка, запустив в меня орехом.
- Ш-ш-ш-ш-ш... - прошептала пестрая змея, спускаясь по ветке.
После дождей джунгли буйно разрослись; лианы опутывали деревья, подлесок стал густым и непроходимым. Я изрядно намахался своим сверкающим мачете, но присесть на гниющую прослойку листьев боялся: огромные пиявки за несколько минут облепили бы меня с ног до головы и выпили всю мою кровь, а злобные черные муравьи мигом сожрали бы мои бедные останки. Постою немного и снова в путь.
Окинув взглядом дальний участок джунглей, я увидел в чаще обращенное ко мне лицо, густо разукрашенное красной и белой краской. Оно было бы уместно здесь и тысячу лет назад. Лицо аборигена-асмата, мужчины лет сорока. Яркие глаза уставились на меня, не мигая, широкий рот растянулся в оскале. Лицо исчезло. Жуткое впечатление осталось.
По замшелым валунам сновали отвратительные желто-фиолетовые создания с раздвоенными языками; птицы презрительно кричали, пролетая на запад, к синей цепочке гор. «Чтоб вам сдохнуть!» - крикнул я пернатым насмешникам. Галдящая на весь лес стая откликнулась взрывом хохота, который замер вдали, и тут же раздался раскатистый рев леопарда, разбуженного птицами. Мне казалось, я слышу, как сама сельва восстает против меня, и очень захотелось лечь на таящую сотни опасностей землю и провалиться. Господи, как же я смертельно устал...
Молчи, чтобы не съели!
Жуткую легенду полудикого племени асматов, обитающего в юго-западной части Папуа - Новой Гвинеи о том, как брат убил брата и съел его мозг и сердце, чтобы забрать ум и впитать отвагу, проводники рассказывают чересчур бедовым «бледнолицым», желающим отправиться в экзотическое путешествие по девственной сельве. Они предупреждают о смертельной опасности такого турне: асматы до сих пор охотятся на людей. Но если и после этого экстремалы упорствуют, им дают последние указания: нельзя называть кровожадным асматам свое имя и рассказывать о себе, потому что, узнав что-либо интересное о пришельцах, аборигены их обязательно убьют и съедят. По верованиям охотников, полностью впитать жизненную силу своей жертвы можно, лишь узнав ее имя. Коварные асматы специально заводят дружбу с жителями соседних деревень, приглашают их в гости лишь ради того, чтобы узнать о них побольше, а затем умертвить, зажарить и съесть.
И все-таки сегодня еще достаточно энтузиастов, желающих наладить контакты с дикими племенами Новой Гвинеи, где еще есть немало островков, на которые не ступала нога белого человека. Это и ученые-антропологи, и этнографы, и просто авантюристы.
Для того чтобы добраться до мест, где обитают асматы, нужно проделать долгий путь на каноэ, а затем несколько дней пробираться через труднопроходимые джунгли. В переводе с туземного слово «асмат» означает «истинный человек». Очевидно, именно сознание собственного превосходства и позволяет людям племени проявлять крайнюю жестокость по отношению ко всем остальным.
Кляп в черепе
Асматы - великие охотники и рыболовы. В их поселениях есть так называемый «мужской дом» - помещение для проведения различных ритуалов. В деревнях могут жить от нескольких десятков до полутора тысяч человек. По местным обычаям, юноша становится мужчиной только тогда, когда принесет домой человеческую голову. Имя обезглавленного перейдет к юноше, поэтому крайне важно перед убийством узнать, как зовут жертву. Для этого применяются самые изощренные пытки: несчастный обычно молчит, зная, что стоит ему назвать свое имя, как в тот же миг он отправится на тот свет. Родственники же убитого и сожранного, живущие обычно в соседней деревне, объявляют охоту на убийцу, поэтому между племенами всегда идет война.
Отделяя голову убитого от туловища, асматы стараются отрезать ее как можно ниже, кожу оттягивают кверху, обнажая череп, мозг вынимают, мышцы соскабливают. В черепную коробку помещают мелкую гальку, кожу опускают обратно и зашивают. Лицо убитого после такой процедуры сильно вытягивается, рот становится огромным, и его затыкают кляпом из травы с глиной.
Глазницы так же замазывают глиной, а вместо зрачков вставляют ярко-красные блестящие камешки. В заключение церемонии обтянутый кожей череп высушивается над костром и раскрашивается охрой и золой, смешанной с жиром. Во время ритуальных танцев охотники потрясают этими кошмарными атрибутами, и гремящие внутри камешки создают поистине жуткий эффект! В зависимости от того, сколько черепов находится на счету воина, определяется его положение и ранг в племени. Чем больше черепов - тем ближе к должности вождя.
Страшный обряд
В свое время американский путешественник Тобиас Шнеебаум, прихватив подарки, отправился в Папуа, чтобы лично понаблюдать за жизнью людоедов (беспримерный подвиг!). Неделю он продирался сквозь дикую сельву и, наконец, набрел на деревню - несколько шалашей, расположенных вокруг кострища. Аборигены были потрясены, впервые увидев белого человека! Они сорвали с ученого одежды и принялись ощупывать его тело. Шнеебаум уже простился с жизнью, но дикари разрешили ему подсесть к костру. Вскоре, довольные подарками, они стали относиться к пришельцу как к члену племени. Поселившись в деревне, Шнеебаум стал изучать язык и обычаи людоедов.
Однажды доктор стал свидетелем и участником (!) ритуала, воспоминания о котором мучили его долгие годы. Племя, приютившее его, напало на деревню соседей, перебило всех воинов, а женщин и детей взяло в плен. Затем на глазах потрясенного американца они выпотрошили тела убитых, разожгли огромный костер, и жуткий праздник начался! Был принесен некий напиток, после которого воины устроили боевые пляски. Шнеебаум пил наравне со всеми, ведь, откажись он, возбужденные дикари вполне могли присоединить его к своим трофеям.
После этого полуголый ученый, словно околдованный, плясал вокруг костра вместе со всеми, а потом... ел зажаренную на костре человечину! Судя по всему, экзотический напиток сделал его невменяемым. Ночью, когда он пришел в себя, его желудок «начал буквально выворачиваться наружу, тело корчилось в судорогах». Утром он без оглядки бежал из деревни, понимая, что, поучаствовав в акте каннибализма, навсегда погубил свою душу.
Меняю змей на спички
Людоеды существуют и в наши дни. Они обитают в отдаленных и труднодоступных уголках Амазонии, Африки, Папуа - Новой Гвинеи, возможно, в центральной Австралии. Совершенно очевидно, что далеко не всех пришельцев они встречают как друзей, и доктору Шнибому исключительно повезло, что он сумел уйти живым из племени свирепых асматов.
В последнее время воинственные асматы, не признающие цивилизации, занялись коммерцией, которая явно пришлась им по душе. В своих диких лесах они отлавливают ядовитых змей и других гадов и содержат их в крепких плетеных корзинках. Раз в неделю деревню посещает герпетолог с двумя помощниками. Белые братья забирают корзинки со змеями, а взамен оставляют спички, соль, конфеты, сухари, ножи, ножницы, рыболовные снасти и т.п. Никуда асматам не деться от наступающей цивилизации...
Вконтакте
Facebook
Twitter
Класснуть
Читать еще: