12 апреля Россия отмечает День космонавтики. Символично выглядит совпадение этого праздника с днем почитания Ивана Лествичника - известного богослова, труд которого «Лествица райская» повествует о восхождении по ступеням духовного совершенства, что в давние времена для простого народа на Руси означало восхождение по лестнице в небеса.
Лестница в небо
Святой преподобный Иоанн Синайский, прозванный русским народом Лествичником, жил в VI веке в обители у подножия горы Синай. Писал он «Ле-ствицу» для монахов, уединяющихся от мирской суеты в пустынях, рассказывал о духовных подвигах, ведущих к нравственному совершенству. Но русские крестьяне, еще не далеко отошедшие от язычества, придали трактовке этого произведения и почитанию его автора свою самобытную окраску.
На Ивана Лествичника хозяйки пекли из постного ржаного теста «лествицы», или лесенки. Эта нехитрая выпечка, представляющая собой две длинные лепешки с коротенькими перекладинами, символизировала будущий путь в небеса для ныне живущих и проводы в Царство Божие уже умерших. Иногда эти лесенки украшались колосьями из теста.
Каждому из членов семьи пеклась своя лесенка, «чтобы всяк рос в своем здоровье».
Печеные лесенки было принято освящать в храмах. Над ними читался молебен с водосвятием, и народ окроплялся этой водой. Часть лесенок передавали служителям, часть доставались нищим.
В рукописи «Лествицы» на пути к нравственному совершенству насчитывалось 30 ступеней - 30 глав, описывающих восхождение к духовному идеалу. В книге изображалась лестница с 30 ступенями, наверху которой стоял Иисус Христос, принимающий монашествующих, восходящих с правой стороны, а внизу располагался дракон с разинутой пастью, поглощающий ниспадающих с левой стороны.
А выпеченные лесенки русской деревни насчитывали, как правило, 12 ступенек, каждая из которых символизировала свой месяц года. Хозяйки примечали: какая ступенька подгорит или сломается - тот месяц будет трудным. Начинали призадумываться о том, как отвести грядущие трудности от семьи.
Как отголосок язычества Иван Ле-ствичник стал ассоциироваться в народе с небесными божествами и силами весеннего дождя. На Руси говорили: «В апреле дождь дороже плуга». В это время природа почти проснулась от зимнего сна. Крестьянам, желающим собрать хороший урожай, приходилось обращаться за помощью к плодородным силам природы. И так как «первый апрельский дождь воз золота стоит», то о его даровании и молились Ивану Ле-ствичнику.
Чтобы придать силы молодым росткам, крестьяне подбрасывали вверх испеченные лесенки. Верили, что этот обряд способствует росту растений.
Подбрасывали свои лесенки вверх и детишки. Чья выше всех взлетит, тот будет самым счастливым в текущем году.
Беды с домовым
С языческих времен сохранилось верование о том, что на Ивана Лествич-ника начинает сходить с ума дотоле спокойный, радеющий о хозяйском добре домовой. С самого утра до полуночи, а то и до первых петухов следующего дня взбеленившийся невидимый •хозяин» дома гоняет домашних птиц и скот, дразнит собак, стучит по стенам, бросается всем под ноги, колотит посуду, раскидывает домашнюю утварь и огородный инвентарь, даже сани и телеги попадают под его горячую руку.
В каждой местности находили свое объяснение, почему так происходит.
Верили, что в это время домовой играет свадьбу с ведьмой. Только жить молодоженам негде, вот они и выставляют постоянных жильцов дома на улицу вместе со всем их добром-хозяйством. Некоторые деревенские жители даже боялись выходить вечером из дома. Потому что нечистая или навсегда самовольно займет их избу, или же чужой домовой их закружит, а свой не признает и не впустит.
А домашний скот, как правило, с заходом солнца крестьяне крепко запирали в хлеву до утра, чтобы его не коснулись проделки невидимого мающегося «хозяина». Рассказывали о том, что в этот день рядом с хлевом можно услышать его горький плач.
Другие полагали, что у домового ежегодно с приходом весны сходит старая шкура, и поэтому он мучается от боли.
Говорили также о том, что на Ивана Лествичника домовой заболевает чумой или бешенством, как собаки, коровы и прочие домашние животные.
Некоторые крестьяне считали, что «хозяин» дома дерется с прочей нечистой силой из-за того, что ей не по нраву помощь домового людям. Вот и мстит она хозяйскому помощнику за то, что он от сатаны отбивается, людской очаг оберегает.
Примечали, что домовой чаще и сильнее бесится в тех домах, хозяин которых поссорился с деревенским знахарем. Вот и насылает разозлившийся целитель всякие неприятности на хозяйство неосторожного крестьянина.
Усмирить домового
Что бы ни являлось причиной плохого поведения домового, наблюдая его страдания и метания, люди пытались всячески задобрить бедолагу. На столе или возле входа оставляли для него гостинцы и подарки: горбушку хлеба, блины, кашу, блюдечко молока, овечью шерсть для тепла и снятия боли, цветные тряпочки и мишуру, вероятно, для развлечения. Если Пасха приходила раньше Ивана Листвични-ка, то баловали домового и крашеными яйцами, «христосовались» с ним. В день Ивана Лествичника старались быть внимательными и обходительными друг с другом. Верили, что домовой не любит ссор и споров. Были и более жесткие способы усмирить разбушевавшегося «хозяина» дома. Для этого мужики били метлой по стенам избы, тыкали вилами в нижние бревна сруба. Или же хозяин ходил и хлестал весь свой двор пуком колючей травы-чертогона. При этом приговаривал: «Не озорничай, дедушко, живи хорошенько, скотинушку-матушку люби!»
В наше время многим сложно себе представить, что еще в начале прошлого века деревенские жители ублажали или усмиряли невидимого «хозяина» дома и выпекали лесенки, символизирующие подъем на небеса.
А в те времена никто и подумать не мог о том, что совсем скоро человечество начнет покорять небо, а человек полетит в космос.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Класснуть
Читать еще: