Широко, с веселыми играми и праздничными гуляниями отмечали Пасху на Руси. Православный праздник длился семь дней. Всю последующую за Пасхой неделю, называемую Светлой седмицей (приходящуюся в этом году на 15-21 апреля), без устали звонили колокола, гуляла молодежь, шумели развернутые на площадях ярмарки и балаганы, хозяева радушно принимали гостей... Радостное приветствие «Христос Воскресе!» звучало на каждом шагу. Однако в традициях празднования главного христианского праздника были слышны и отголоски древних языческих верований.

Колокольный звон

Всю Светлую седмицу над Русью православной плыл колокольный звон. Подниматься на колокольню и звонить в колокола разрешалось всем желающим. Забирались под присмотром взрослых даже дети. Считалось, что чем сильнее, громче и дольше колокольные раскаты и переливы, тем лучше будет очередной урожай. С языческих времен полагали, что колоколов и всевозможных колокольчиков как огня боится вся нечистая сила, в том числе мешающая обустраивать быт и вести хозяйство. Выходили на улицу послушать пасхальный колокольный звон и старики - в надежде поправить свое здоровье, веря в целительную силу его звучания.

Обрядовые угощения

В пасхальную неделю было принято ходить в гости. Великий 40-дневный пост остался позади. Непременными преподносимыми гостинцами и выставляемыми угощениями были обрядовые сладкие творожные пасхи, ароматные высокие куличи, крашеные яйца. Все эти блюда были наделены определенным смыслом, как библейским, так и народным. К примеру, пасха символизировала для верующих Гроб Господень. Кулич олицетворял кусочек хлеба, оставляемый апостолами в центральной части"стола в память о совместном вкушении пищи со Спасителем после Его воскресения. Крашеные яйца - символ зарождающейся жизни

и возрождения. По библейскому преданию, когда пришедшая первой к Гробу Господню Мария Магдалина сообщила радостную весть римскому императору и поднесла ему белое куриное яйцо, произнеся: «Христос воскрес!-. Тиберий не поверил и сказал: «Пусть в доказательство твоих слов это яйцо покраснеет!» И подаренное яйцо на глазах у всех окрасилось в цвет крови.

Молодежные гуляния

С Пасхи начинались молодежные гуляния. Парни и девушки выходили на не затронутые весенним разливом возвышенности, издавна называемые в народе красными, или красивыми, горками, пели весенние песни, водили хороводы, всей гурьбой затевали игры.

Основной целью гуляний на Светлой седмице было найти себе подходящую пару. Парни высматривали себе невест, оказывали им знаки внимания, которые в иное время были бы неуместны, демонстрировали свою молодецкую удаль. Постепенно набирали силу плодородные силы природы, и под стать им задумывались о продолжении рода и люди. А хозяева-большаки, старшие хозяин и хозяйка в семье, желали получить себе в помощь к очередной страде молодых помощников в виде зятя или невестки.

Самое известное развлечение, дошедшее до наших дней, - вождение хороводов. Хоровод символизировал собой набирающее силу, прогревающее землю и удлиняющее день солнце. В хороводе участвовали, как правило, все деревенские девушки. Если кто-то не вышел к хороводу - значит, больной, некрасивый или совершил какой-нибудь дурной, осуждаемый поступок. Плохой приметой было не участвовать в этом развлечении - либо свадьбы не играть, либо коротать свой век с больным, рябым, никчемным человеком.

Знакомились, оказывали друг другу знаки внимания во всем известной и сейчас детской игре - ручеек. Ручеек в те времена был полон страстей: стремление первым прикоснуться к руке и увести за собой понравившуюся девушку или приглянувшегося парня; ревность, если выбранную пару умыкнули из-под носа...

Но самые серьезные намерения парни и девушки демонстрировали, качаясь на качелях. Парни приглашали предполагаемых невест покачаться. Согласилась - значит, согласится и замуж выйти. Молодые старались качаться как можно выше, чтобы будущая семейная жизнь была счастливой. Качание заканчивалось, как правило, первым поцелуем.

На гуляние у качелей выходило все селение. Кто свататься, кто на молодых посмотреть да свою молодость вспомнить. Пелись так называемые качельные запевки, например: На святой неделюшке Повесили качелюшки. Сначала покачаешься, Потом и повенчаешься. Промежуточное положение качелей символизировало рубеж в жизни молодых людей, переход от холостой жизни к семейной.

Качались на качелях и некоторые старики. Верили: покачаешься один раз, непременно доживешь до следующей весны.

Детишки на Светлой седмице катали с горок разноцветные крашеные яйца, состязались - чье яйцо крепче, играли в догонялки.

На добрый урожай

Всю Святую неделю деревенские жители совершали обряды, обеспечивающие, по поверьям, хороший урожай, достаток, благополучие каждому хозяйству и поселению в целом.

Так, по ходу хороводов девушки запевали песни, символизирующие возрождение земли к первому севу. Это дошедшие до нас «Посеем лен», «А мы просо сеяли» и т.п.

Посреди недели женщины и девушки совершали обход деревни с украшенными иконами. Верили, что это отведет от селения несчастья и природные бедствия.

А женатые мужчины, парни и дети, а в некоторых местностях вся молодежь, «волочились», то есть «обходили» все дворы, исполняя волочебные песни, наподобие рождественских колядок. В них непременно звучали величание хозяину и хозяйке и пожелания доброго урожая и достатка их дому.

Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи, как и в наши дни. в народе называли Красной горкой. Но в некоторых местностях так именовали всю неделю гуляний Светлой седмицы.

Говорили, что на Красную горку «солнце играет на небе». Православные на Красную горку вспоминают явление Христа апостолу Фоме, прозванному за свои сомнения неверующим. В этот день после продолжительного поста разрешалось венчание, игрались первые свадьбы.

Пробуждение природы, воскрешение Христа - все это в народных представлениях затрагивало тему плодородия. Будь то свежие зеленые ростки, почки, новый урожай, молодая семья и, как следствие, ребенок - новая жизнь.