Имя Торквемада на латыни пишется Turre Cremata. «Выжженная земля». При всем желании великому инквизитору трудно было бы придумать более меткое и зловещее прозвище...

Об ужасах испанской инквизиции слышали все, но не все знают, что именно Томаса де Торквемада превратил ее в безотказную машину для массовых пыток и убийств. А ведь до конца XV века Испания была - по средневековым меркам - вполне веротерпимой страной. Правда, Испании как таковой не было. Были отдельные христианские королевства. Время от времени там принимали законы, ограничивающие права евреев, но эти законы никогда не исполнялись. И все же многие евреи предпочитали не рисковать и принимали христианство. Их и их потомков называли «новые христиане».

Как стать палачом?

В 70-е годы XV века Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская объединили страну. Оставалось только подчинить Гранаду. К сожалению, у короля с королевой не было денег на войну. Подвернулся очень простой способ их раздобыть - инквизиция. Ведь имущество осужденных еретиков подлежало конфискации, значительная его часть шла в королевскую казну.

В 1483 году великим инквизитором Кастилии, а потом и всей Испании стал настоятель доминиканского монастыря Санта-Крус Томаса де Торквемада, духовник Изабеллы в годы ее юности.

Торквемада - высокий и худой старик с узкими и сутулыми плечами, с бледным лицом и смиренным взглядом. Однако за смиренным взглядом 60-летнего старца скрывались железная воля, жестокость и фанатизм. Он получил власть, сравнимую только с властью короля и королевы.

Инквизиция в то время занималась исключительно искоренением ересей. То есть в ее компетенцию входили только католики, отступившие от веры или впавшие в ересь. Если человек родился иудеем или мусульманином и оставался иудеем или мусульманином, то инквизиция его не касалась. За исключением случаев, когда он переманивал в Герб святой инквизиции свою веру христиан либо глумился над христианским учением.

Так что «клиентами» Торквемады стали «новые христиане». Их обвиняли в том, что они, крестившись, продолжают тайно исповедовать иудаизм. Оснований для обвинений было хоть отбавляй. Существовала специальная памятка, как выявить тайного иудея. Например, если кто-то перед дальней дорогой устраивал прощальный ужин - он скрытый иудей. Хотя эту традицию давно уже позаимствовали и католики.

Торквемада подошел к делу основательно. Он сочинил «Наставления» из 28 пунктов, ставшие руководством для инквизиторов, которым строго следовали еще 300 лет после смерти Торквемады.

В «Наставлениях» подробно описывается, какие наказания нужно применять к еретикам, раскаявшимся и упорствующим. Впрочем, к упорствующим было только одно наказание - «передать светским властям». Это означало казнь. Как правило, на костре. Хотя еретик мог раскаяться до самого последнего момента, пока не занялась куча хвороста , у его ног. Раскаялся - получил снисхождение. Такого еретика милостиво удушали и только потом сжигали.

«Реформы» пыток

Судебный процесс проходил не просто тайно, а, можно сказать, вслепую. Торквемада придумал своеобразную «программу защиты свидетелей». Еретики, мол, народ крайне злобный, а бывает, что и крайне могущественный. Нужно всячески охранять свидетеля. Поэтому обвиняемому не сообщали, кто именно написал на него донос и в чем именно его обвиняют. Он должен сам догадаться и раскаяться.

Обвиняемый мог нанять адвоката. Но адвокатам запрещалось защищать еретиков. Если адвокат понял, что его подзащитный виновен, он должен был тут же отказаться от ведения дела. На практике - если адвокат этого не понял, его самого обвиняли в ереси.

Верхом цинизма был 15-й параграф «Наставлений». Если «преступление ереси и вероотступничества не доказано с полной неопровержимостью, инквизиторы могут подвергнуть обвиняемого экзамену». Экзаменом Торквемада деликатно называл пытку. Инквизиторы понимали, что под пыткой человек признается в чем угодно. Поэтому такое признание нужно было подтвердить в течение трех следующих дней. «Если обвиняемый подтвердит его, он будет судим за ересь». А если откажется -«преступление не может считаться ни полностью доказанным, ни опровергнутым». И что тогда? Невиновен? Не тут-то было. Тогда «следует распорядиться, исходя из презумпции виновности подозреваемого, о том, что последнему надлежит публично отречься от своих заблуждений; кроме того, инквизитор может повторить экзамен». Ничего не скажешь, у подсудимых был богатый выбор! При желании подвергнуть «экзамену» можно было и свидетеля, путающегося в показаниях. А уж запутать инквизиторы могли любого.

Не менее циничным было еще одно новшество Торквемады - судить за ересь умерших, невзирая на срок давности. Скажем, Торквемада выяснял, что ваш дед, оказывается, был еретиком. Тело деда вырывали из могилы и сжигали. Но это еще не все. Еще - конфискация имущества. У вас отбирали имущество, доставшееся вам в наследство от деда, посмертно признанного еретиком. Учитывая, что вовремя раскаявшиеся грешники должны были пожертвовать пятую часть имущества, станет ясно: деньгами на войну с Гранадой Торквемада королей обеспечил.

По всей стране запылали костры инквизиции. На костры попадали влиятельные горожане из «новых христиан» и даже высокопоставленные сановники. К примеру, в Толедо сожгли 25 человек, включая губернатора.

Но Торквемада не унимался. Его смущали узкие рамки инквизиции - преследовать только за ересь. Он начал активно преследовать за пособничество еретикам. Под горячую руку попадались вполне правоверные католики. Для Торквемады не имело значения, какое положение в обществе человек занимал - перед Богом все равны. Одного испанца, которому удалось вырваться из цепких лап инквизиции, на несколько дней приютил Иаков Наваррский, сын королевы наваррской и племянник самого испанского короля Фердинанда. Инквизиторы Торквемады не остановились перед арестом наследника престола независимого государства. Принца доставили в Сарагосу и заточили в тюрьму. Потом вынесли приговор: он должен был в позорном одеянии еретика - санбенито - обойти вокруг кафедрального собора в присутствии двух священников и архиепископа Альфонса Арагонского, своего кузена. После чего простоять мессу в кандалах на виду у всех.

Изгнание евреев

В 1492 году Фердинанд и Изабелла захватили Гранаду, где в дружбе и согласии с маврами проживало множество евреев. Торквемада принялся за главное дело своей жизни. Он решил изгнать всех евреев из Испании. Сфальсифицировал парочку процессов, обвинив сынов Израиля в глумлении над христианскими святынями и ритуальном убиении христианских младенцев. Евреи обратились за помощью к королевской чете. Уверяли, и вполне справедливо, что верой и правдой служили Испании.

Предлагали деньги - своеобразный откуп. Фердинанд решил уступить. Но тут к королю с королевой явился Торквемада с распятием в руке.

- Иуда продал Сына Божия за тридцать сребреников, - проповедовал красноречивый инквизитор. - Ваши величества, быть может, хотят продать его за триста тысяч. Он здесь. Вот он, возьмите и, если хотите, продайте.

С этими словами Торквемада положил перед Фердинандом и Изабеллой распятие и удалился.

Эдикт об изгнании евреев был издан. Все иудеи в течение трех месяцев должны были или креститься, или покинуть страну. Креститься значило не только отвернуться от веры предков, но и попасть под юрисдикцию все той же инквизиции, оказаться в положении, когда тебя в любой момент могут обвинить в отступничестве.

Подавляющее большинство иудеев предпочли уехать. Они могли продать имущество, но только в обмен на товары или векселя.

Уже после смерти Торквемады его преемники настояли и на изгнании мавров. Из страны депортировали сначала торговцев и финансистов, а потом лучших земледельцев и ремесленников. А лучшие воины вскоре отправились искать счастье в Америку. В Испании остались инквизиторы и запуганный невежественный народ. Не удивительно, что даже американское золото не спасло страну от упадка и деградации.