Как известно, инквизиция изобрела немало пыток и казней, потрясающих воображение современного человека. Имена некоторых палачей стали нарицательными. Однако человек, превзошедший своей жестокостью и изобретательностью даже первого великого инквизитора Испании Торквемаду, не только пользуется почетом до сих пор, но даже… был причислен к лику блаженных, а затем и канонизирован католической церковью.

Его имя Педро Арбуэса. Этого «мученика за веру», убили жители испанского города Сарагоса, доведенные им до отчаяния.

Педро Арбуэс д’Эпила был личным духовником испанской королевы Изабеллы и по совместительству — одним из виднейших деятелей инквизиции. Когда в Мадрид поступил донос из Сарагосы, что в этом городе набирает силу ересь, именно Педро Арбуэс отправился «исправлять ситуацию». Вместе с д’Эпилой разбираться с еретиками поехал и его коллега из Арагона Гаспар Хуглар, также зарекомендовавший себя жестоким палачом.

В Сарагосе, как выяснили инквизиторы, доносчики посчитали еретиками местных евреев, которые достигли больших успехов в торговле и банковском деле, а потому вызывали зависть у коренного населения, особенно у обедневших дворян, один из которых и написал «пасквильное письмо». Тем не менее, хотя о настоящей ереси и речи не шло, Педро и Гаспар рьяно взялись за дело.

Несколько массовых аутодафе евреев, пыточные подвалы для лидеров иудейской общины, а заодно и для местных «колдунов» — все это вызвало ненависть горожан к парочке инквизиторов. Ведь большинство жителей Сарагосы не только не имели ничего против евреев, но и были связаны с ними деловыми отношениями и родственными узами. Именно родственники замученных организовали масштабный заговор, жертвой которого стал Гаспар Хуглар: его отравили, подсыпав яд в чашу с вином. Педро Арбуэс осознавал, что излишняя ретивость в казнях еретиков опасна для жизни, но не перестал преследовать местных жителей. Зато он начал носить под плащом кольчугу, а под капюшоном рясы — шлем.

Одним из «гениальных» изобретений Педро Арбуэса стали живые шахматы.

Суть этой жуткой игры состояла в следующем: когда в застенках инквизиции набиралось достаточно еретиков (мнимых или настоящих — это значения не имело), их, одетых в белые и черные одежды, расставляли на огромной расчерченной доске. На лобном месте играли в шахматы два старых слепых монаха, и стоило одному «съесть» у другого фигуру — на соответствующей клетке палач убивал человека, отрубая ему голову или прокалывая копьем. К концу игры на шахматном поле тут и там валялись обезображенные трупы и багровели лужи крови. Впрочем, шансов выжить не было даже у победившей стороны: оставшиеся «шахматные фигуры» отправляли на «очищающий» костер.

Это зверское изобретение будущего «святого» переполнило чашу терпения сарагосцев, и позиции заговорщиков в городе очень укрепились. Король Испании Фердинанд узнал, что в «Сарагосе готовится нечто страшное», и предостерегал духовника своей супруги. Но Педро в религиозном рвении не только не сбавлял обороты, но казнил все новых и новых еретиков — десятками и сотнями. Достаточно сказать, что от репрессий Педро пострадала примерно пятая часть населения города!

Сарагосские евреи и «еретики» объявили сбор денег на то, чтобы заплатить убийцам, которые возьмут на себя труд избавить их от инквизитора. Когда требуемая сумма была собрана, заговорщики наняли троих головорезов. 15 сентября 1485 инквизитор был убит.

Когда весть об убийстве Педро Арбуэса дошла до королевской четы, Фердинанд и Изабелла впали в ярость. В Сарагосе были поставлены два памятника инквизитору (деньги на них насильно собрали с населения). С подачи Изабеллы в городе проводится собрание виднейших жителей. Королева обещает дать 500 дукатов (огромная сумма по тем временам) всем, кто укажет бежавших убийц.

При активной позиции королевской четы вскоре все заговорщики оказались захвачены. В Сарагосе, куда их доставили, начался настоящий террор: тем, кто подозревался в соучастии в убийстве Педро Арбуэса, сначала отрубали руки, а потом несчастных сжигали. Ежедневно шли на костер как минимум десяток человек…
А «невинно убиенный борец за веру» Педро Арбуэс, который стал виновником этой бойни, в 1664 году был причислен к лику блаженных, а в 1867 году — канонизирован.