В 2011 году стали активно публиковаться манускрипты из коллекции Мартина Скёйена, до того закрытой. Владимир Емельянов разъясняет, почему это нужно считать главным событием года в шумерологии.
Историю человечества двигают вперед не только технические новинки, но и знания о прошлом. Археологи, антиквары и коллекционеры способствуют этому движению в неменьшей степени, чем изобретатели. Без сирийских переводов с греческих папирусов не состоялись бы арабская, а затем и европейская астрономия и медицина. Без раскопок Геркуланума и Помпеев не было бы свободных туник в одежде французских дам галантного XVIII века, а без египетских статуй — египетского стиля в европейском модерне.

Без знания сведений, оставленных в далекой древности на глине, камне, папирусе, пергаменте, шелке, бронзовых табличках и панцирях черепах, было бы невозможно развитие таких областей науки, как сравнительное языкознание, история Древнего мира, история права, литературоведение, религиоведение… не говоря уже об истории косметики, парфюмерии и кулинарии. Познавая прошлое, человечество обобщает свой опыт, узнаёт то, что не было сохранено и освоено ближайшими предками, но было неплохо известно более удаленным во времени поколениям. Полученное знание преображает современную жизнь. Вот почему, подводя итоги культурного развития человечества в XX веке, стоит обратить внимание на крупнейшие в этом столетии частные коллекции памятников древности.

Энтузиасты
В начале XX столетия в России появились две коллекции — собрание египетских древностей В.С. Голенищева (1856–1947) и собрание памятников письменности Н.П. Лихачёва (1862– 1936). Голенищевская коллекция была целевой и тематической, она выполняла роль инструмента в руках великого египтолога, поэтому в нее входили только памятники на древнеегипетском языке. Коллекция Лихачёва была значительно более масштабной. Ее хозяин — академик Императорской академии наук, крупный специалист по древнерусской дипломатике, сфрагистике и истории иконописи — задумал собрать все известные к началу столетия образцы письменных документов, и ему многое на этом пути удалось (см. врезку «Собиратель древностей»). Но такие честолюбивые замыслы занимали не только русские умы. Сегодня можно сказать, что лихачевская эстафета была подхвачена в Норвегии. Там 31 января 1940 года появился на свет Мартин Скёйен (Martin Sch?yen) — человек, которому суждено было сыграть большую роль в истории культуры (см. врезку «Путь Скёйена»). Его коллекция началась в 1955 году покупкой монастырских книг XIV–XV веков на старофранцузском и итальянском языках. Затем к ним прибавились редчайшие экземпляры Библии — Каролингский и Синайский кодексы VI века н. э. Попутно прикупались буддийские рукописи, китайские свитки, античные папирусы, египетские и греческие печати. В 1988 году на аукционе Sothbey’s Мартин Скёйен приобрел несколько кумранских свитков с частями Ветхого Завета. В этом же году появились и первые экземпляры его обширной коллекции клинописных текстов, которая насчитывает 107 единиц хранения.

На сегодня коллекция Скёйена состоит из 13 717 документов, написан ных на 120 языках и происходящих из 134 стран мира. Хронологически она охватывает период с 3000 года до н. э. по 1500 год н. э. Коллекция размещена владельцем в двух городах — Осло и Лондоне. Предметы хранятся в специальных условиях, при температуре 12–15 ?C с допущением не более 40% влажности.

С конца 1990-х годов вещи из коллекции Скёйена были экспонатами нескольких временных выставок. Тогда же к описанию коллекции стали допускаться эксперты, а в 2011 году был составлен первый, пока предварительный каталог с краткими описаниями предметов. Работа только началась — на сегодняшний день издано лишь 10% этого собрания.

Понятно, что на осмысление всей информации скёйеновской коллекции может уйти едва ли не половина столетия. Новые тексты подвергнут сомнению десятки гипотез и наблюдений, сделанных учеными прошлого столетия на базе предыдущих коллекций. Они послужат основой для уточнения множества датировок, для совершенствования методов истории и лингвистики.

Работа по полноценному описанию коллекции Скёйена еще впереди. Фото: DE AGOSTINI/GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM
Собиратель древностей
Историк Николай Петрович Лихачёв (1862– 1936), преподаватель Петербургского археологического института, член Археографической комиссии с 1894 года, успел в своей жизни побывать не только профессором-дворянином в Российской империи, но и советским академиком.
Большое состояние позволяло часто выезжать за границу, и там он покупал самые дорогие и ценные в культурном отношении предметы. Он постоянно переписывался со знакомыми антикварами, вещи отбирал тщательно и ни разу не купил подделку. В результате к 1917 году в коллекции Н.П. Лихачёва были десятки тысяч памятников: египетские и греческие папирусы, шумерские глиняные таблички, византийские и каролингские рукописи, древнерусские старопечатные книги, большое собрание православных икон, редкие автографы русских писателей и поэтов. Коллекция его икон, кстати, в 1913 году была куплена императором Николаем II и поступила в Русский музей.
В 1925–1930 годы он передал свою коллекцию Археологическому институту, и там на ее базе был создан Музей палеографии АН СССР (Лихачёв стал его директором), а при нем — Институт книги, документа, письма. Однако уже в 1931 году создатель коллекции был арестован, музей закрыт, а его сокровища переданы различным музеям и научным учреждениям Москвы и Ленинграда.
Первая в истории человечества попытка собрать все письменные памятники в одной коллекции завершилась трагически. Если бы не события российской истории, нет сомнения, что Лихачёву удалось бы создать и возглавить полноценный Институт палеографии, который занимался бы изучением развития письма и документа в истории человечества.
Поучения шумеров
Вкратце рассказать обо всех уникальных находках из коллекции Мартина Скёйена практически невозможно. Поэтому речь пойдет лишь о некоторых экземплярах ее клинописного раздела. Прежде всего в коллекции Скёйена есть немало клинописных текстов, связанных с сюжетами Ветхого Завета — Сотворением мира, Потопом, Вавилонской башней и Десятью заповедями. На старовавилонской (XX–XVI века до н. э.) табличке MS 5103 можно прочесть неизвестную ранее версию шумерского мифа о сотворении мира: «В далекие дни, в те дни, когда судьбы определили, когда Ан и Энлиль Законы Неба-Земли учредили, — Энки, всезнающий бог, подобный верховному жрецу с широким ухом, младший Энлиль, был владыкой всех стран. Согласно Законам Неба-Земли, неизменным законам, установил города он, прорыл он Тигр и Евфрат. Законы всех стран установил он: обряд омовения рук, возлияния (богам и богиням)».

Текст MS 5103 примыкает как к гимнам царей Исина, в которых Энки назван младшим Энлилем, так и к соз данному на основе этих гимнов песнопению, известному под условным названием «Энки и устройство мира». Во всех этих текстах Энки изображается созидателем мироздания, действующим на основе «МЕ» (см. врезку «Кто сказал “МЕ”») — магических сил, дарованных ему Аном и Энлилем.

Старовавилонская табличка MS 3026 — вторая из известных нам таблиц, содержащих шумерский миф о потопе. До сих пор была известна только одна-единственная, датированная примерно тем же временем (начало II тыс. до н. э.), хранящаяся в Филадельфии. Новая табличка содержит 35 строк — в том числе (что самое главное) начальные строки мифа, разбитые в первом известном экземпляре. Текст имеет отличия от уже известной версии. В частности, праведник Зиусудра, спасенный от потопа богом мудрости Энки, назван здесь «жрецом-консекратором Энки». Становится понятно, что Энки неслучайно спасал жизнь именно этого человека: в шумерской версии Зиусудра является его слугой.

Имя Зиусудры, возможно, знакомо читателям по так называемым «Поучениям Шуруппака», дошедших до нас из разных эпох и в разных версиях. Легендарный царь Шуруппак обращается в них к своему сыну Зиусудре. А теперь взглянем на две таблички из коллекции Скёйена. Первая из них содержит одну из древнейших версий шумерского Царского списка. Список царей из Шуруппака здесь заканчивается сыном Шуруппака, царем УбарТуту, правившим 36 тыс. лет.

На этой табличке можно увидеть ноты древних шумеров. Современная запись той же мелодии приводится ниже. Фото: THE SCHOYEN COLLECTION, OSLO AND LONDON www.schoyencollection.com
Тут необходимо уточнить, что шумерологи хорошо знают (из текстов экономического плана), что царей в Шуруппаке не было, только градоначальники. Все эти цари были придуманы составителями Царских списков, как придуманы и годы их правления. Самые ранние правители якобы царствовали 432 тыс. лет, потом всё меньше, и, наконец, ко времени Убар-Туту получился невнушительный срок всего в 36 тыс. лет. В поздних версиях Царского списка последним царем значится Зиусудра — сын Убар-Туту, и срок его правления достигает той же самой цифры 36 тыс. лет.

Еще одна табличка MS 3396 датируется по почерку и орфографии старошумерским периодом (около 2600 года до н. э.) и содержит «Поучения Шуруппака», в которых нет Зиусудры! А в более поздних версиях он появляется. Что же получается при сопоставлении двух последних текстов с текстом мифа о потопе? Подтверждается высказанная автором этих строк версия о том, что Зиусудра (имя переводится с шумерского как «жизнь долгих дней») — мифологический персонаж, сконструированный жрецами старовавилонского периода и отсутствующий в текстах шумерской эпохи. Следовательно, и сам шумерский миф о потопе следует датировать не ранее начала II тыс. до н. э. (ранее его датировали серединой III тыс.).

Если же прочитать внимательно сам текст таблички MS 3396, то можно отметить, что здесь впервые зафиксированы этические запреты, весьма сходные с Десятью заповедями Моисея и с библейскими пословицами: «Не убивай!», «Не заигрывай и не сиди в одной комнате с замужней женщиной!», «Не воруй и не грабь!», «Не исторгай из себя ложь!» Мы видим, что запреты подобного рода были характерны для людей еще в эпоху ранней древности. Библейские тексты послужили мощным транслятором традиции, идущей еще с шумерских времен. Поскольку египетские поучения XXVI века до н. э. нам неизвестны, то можно сказать, что именно в Шумере появилась традиция записи морально-этических заповедей.

Башни и законы
В современной науке давно уже принято отождествлять Вавилонскую башню из Книги Бытия с вавилонским зиккуратом Этеменанки. Этот высотный храм начали строить в конце VII века до н. э. при халдейском царе Набопаласаре, но самый значительный этап в его строительстве пришелся на время правления Навуходоносора II (605–562 годы до н. э). Мы никогда не видели и даже не надеялись увидеть, как выглядел храм Этеменанки. Но стела MS 2063 из коллекции Скёйена позволила нам сделать это.

Слева на ней изображен семиярусный храм, возле которого написано: «Этеменанки, зиккурат Вавилона». Справа изображен царь Навуходоносор II. Под его изображением идет следующая надпись на аккадском языке: «Я — Навуходоносор, царь Вавилона, собрал все страны для завершения Этеменанки и Урмеиминанки, всякого и каждого правителя, поднятого на видное место перед всеми народами мира. Основание для высокой террасы я наполнил, его строения из битума и обожженного кирпича я создал, его вершину к Небу возвел, подобно Солнцу храм сиять заставил». Постройка семиярусного храма была в стиле ретро тех лет, поскольку вавилонские цари VI века до н. э. увлекались собиранием древностей, а надписи создавали в старой орфографии. Вполне возможно, что Навуходоносор II знал из шумерских надписей о существовании семиярусных храмов, называвшихся по-шумерски «Э-па» и считавшихся хранилищами священных «МЕ». Вторая упомянутая в тексте башня так и называется — Урмеиминанки, «корень семи “МЕ” Неба-Земли».

Путь Скёйена
Отец Мартина Скёйена, инженер М.О. Скёйен (1896–1962), с 1920-х годов начал собирать средневековые рукописи и книги на норвежском языке. Он был неутомимый путешественник, завсегдатай антикварных лавок и передал сыну свою страсть к собирательству. Пойдя по стопам отца, Мартин Скёйен стал сперва инженером, а затем крупным финансистом. Огромные доходы позволили ему не только продолжить дело по собиранию норвежских книжных памятников, но и значительно расширить коллекцию за счет приобретения памятников всех народов и эпох по лихачевскому образцу. Молодой миллионер понял, что вкладывать деньги лучше всего не в недвижимость, дворцы и машины, а в древние тексты. Доходы с таких сделок со временем приумножатся, да и само имя человека, собравшего столько ценностей культуры, благодарное человечество не забудет. Будущее показало, что в своих расчетах он не ошибся. Фото: Scanpix/UPPA/Photoshot/East News

Другой замечательной находкой исторического содержания является табличка MS 2064 с оригинальной версией законов Ур-Намму. Табличка датируется правлением урского царя Шульги. В ее составе есть законы, способные удивить историков права. Часто можно встретить мнение о том, что развитие права шло от брутализации к цивилизации, то есть к постепенному смягчению нравов. Тем не менее, если сравнить два текста законов с вердиктом по поводу одного прецедента — законы Ур-Намму (XXI век до н. э.) и законы Хаммурапи (XVIII век до н. э.), — следует признать эту теорию ошибочной. Так, в законах УрНамму сказано: «Если человек выбьет глаз человеку, то он должен отвесить полмины серебра». Между тем в законах вавилонского царя Хаммурапи, составленных на три столетия позднее, говорится нечто иное: «Если человек выколет глаз человеку, то ему самому нужно выколоть глаз». Как видим, нравы изменились, но только в сторону ужесточения, а не смягчения.

В составе скёйеновской коллекции есть и надписи царей, о которых мы знаем только из кратких упоминаний в хозяйственных документах: Синэрибама из Ларсы, Эрибамардука из Вавилона. Надпись на межевом камне II раннединастического периода упо минает имя Энпипи, царя древнего шумерского города Уммы. Найдены и новые надписи уже известных царей — в частности, цилиндр Синиддинама, царя Ларсы. Его уникальность в том, что он содержит 286 строк. Это самая пространная царская надпись Старовавилонского периода, содержащая богатую информацию об отношениях Ларсы с соседними городами. Есть и еще одна замечательная табличка, содержащая список царей Ура (5 царей) и Исина (15 царей). Она также датируется Старовавилонским периодом, точнее — 1813 или 1812 годом до н. э., эпохой правления царя Дамикилишу. Это самый древний экземпляр Царского списка и единственный пока Царский список, имеющий датировку с точностью до года.

Среди табличек скёйеновской коллекции встречаются замечательные образцы литературных и религиозных текстов. Это большое количество фрагментов из шумерских и аккадских песен о Гильгамеше, самый древний из которых восходит к началу старовавилонского периода (фрагмент песни «Гильгамеш и Агга»). Это и замечательные календари с указанием благоприятных и неблагоприятных дней, множество заговоров и предсказательных текстов средневавилонского и новоассирийского периодов. Есть и совершенно уникальный лексический текст MS 2340, в котором перечисляются неведомые ранее музыкальные инструменты (23 вида), типы струн (9) и музыкальные интервалы. Но даже эта редчайшая находка перекрывается еще более удивительной: на старовавилонской таблице MS 5105 (XX век до н. э.) записана клинописными нотами мелодия для четырехструнной лютни. Это древнейшая в мире запись музыкального текста (до сих пор самой ранней музыкальной записью считалась хурритская табличка середины II тыс. до н. э.).

Века познания
Мы рассказали только о клинописной части скёйеновской коллекции. А ведь есть в этой коллекции и Евангелие от Матфея на коптском языке, и экземпляр Евангелия от Иуды, и «Труды и дни» Гесиода III века до н. э., и алхимические трактаты, и трактаты по средневековой магии. Античные папирусы, египетские вещи, буддийские тексты и картины... Есть даже доисторические вещи, например сирийские печати V тыс. до н. э.

Человечество до Скёйена было не тем, чем оно станет, овладев всем содержанием его многоязычной коллекции. Оно будет не просто больше знать, но знать качественно иначе. Если бы спросили, кого можно назвать истинным героем ушедшего года, можно смело назвать Мартина Скёйена — норвежского миллионера, сохранившего наше общее прошлое для общего будущего.

Нам пока удается прочесть едва ли половину «божественных правил». Фото: Scanpix/UPPA/Photoshot/East News
Кто сказал «МЕ»?
«МЕ» — многозначная категория шумерской религии. В одном из мифов названо более 100 «МЕ», из которых удалось прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как «магическая сила», «правосудие», «закон», «предопределение», «доброта», «мир», «победа», «ложь», «страх», «ремесла» и проч. Некоторые исследователи считают, что «МЕ» — это прототипы всего живого, излучаемые богами и храмами, «божественные правила».
Древняя Месопотамия
В переводе с древнегреческого Месопотамия означает «Междуречье». Название дали древнегреческие географы из-за расположения этой области между реками Тигр и Евфрат (ныне территория Ирака). Самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что ее начало совпадает с началом собственно мировой истории. Наиболее древняя известная культура Междуречья относится к последней трети V — первой половине IV тыс. до н. э., считается, что она была создана шумерами при взаимодействии с местным автохтонным населением. На рубеже IV–III тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии у шумеров появилась письменность. Шумерский язык уникален, и его не относят к той или иной известной языковой семье. В северной же части Месопотамии с начала III тыс. до н. э., а вполне возможно, что и ранее, жили восточно-семитские скотоводческие племена. Их язык называется аккадским. У него было несколько диалектов: в Южной Месопотамии был распространен вавилонский диалект, а к северу, в средней части долины Тигра, — ассирийский. Много веков семиты и шумеры сосуществовали, но к концу III тыс. до н. э. семиты заняли всю Месопотамию, и аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. В начале II тыс. на историческую сцену выходят Ассирия и Вавилон.