В 1633 г. писатель Джон Обри написал королю Карлу II письмо с предложением посетить Эйвбери, поскольку это место «…настолько превосходит своим величием знаменитый Стонхендж, насколько собор превосходит приходскую церковь».

Эйвбери в годы своего расцвета — между 2600 и 1600 гг. до н. э. — представлял собой Храм Солнца. Таким образом, он предшествует временам друидов и старше Стонхенджа. Это самый большой доисторический монумент в Европе и, возможно, в мире, его площадь более 28 акров. Размеры сооружения можно представить более наглядно, если знать, что на занимаемой им площади могут уместиться 250 тысяч человек.

Монумент представляет собой земляной вал 450 м в диаметре и 8 м высотой, внутри которого находится ров глубиной около 10 м. В пределах рва сооружено кольцо из каменных глыб, некоторые из них до сорока тонн весом. Хотя до наших дней уцелело всего 27 таких глыб, первоначально их было 98. Внутри наружного кольца находились два меньших, каждое состояло примерно из тридцати камней. Многие глыбы были расколоты в XVIII веке при строительстве деревушки Эйвбери, расположенной в пределах этого массивного сооружения.

Точный план этого оригинального памятника неизвестен. Одна из каменных «аллей» идет в юго-восточном направлении, к так называемому Святилищу на Овертон-Хилл. Это аллея 15 м шириной и 5 миль длиной. Практически установлено, что существовала вторая такая аллея, которая вела в противоположном направлении. В мае 1999 г. на участке земли, принадлежавшем одному из фермеров, исследователи Марк Гиллингс, Джош Поллард и Дейв Уитли обнаружили ранее неизвестный ряд каменных плит. Вероятно, они составляли часть второй, Бекхэмптонской аллеи и, таким образом, свидетельствовали в пользу существования «исчезнувших» дорог — гипотеза об этом впервые была выдвинута Стьюкли. Теперь существование Бекхэмптонской аллеи, как прежде думали многие, бывшей лишь плодом его воображения, подтверждено археологическими раскопками. Все сооружение, как считают исследователи, первоначально имело вид змеи, и вторая «улица», по замыслу ее строителей, дважды изгибалась. Некоторые авторы полагают, что «улиц» было четыре и они образовывали кельтский крест.

Святилище состояло из деревянных построек и каменных колец. Вероятно, в центре находилась статуя бога или богини, которым поклонялись его создатели. Эту статую выносили по главной улице на центральный круг для совершения религиозных обрядов, вероятно, включавших в себя жертвоприношения. Аллеи были предназначены для процессий, танцев или состязаний на лошадях как составных частей религиозных торжеств.

Установление каменных глыб, вероятнее всего, сопровождалось захоронениями или жертвоприношениями. В грамоте короля Ательстана (X век) упоминается о том, что в этом месте производились захоронения, а у основания четырех камней в наше время были найдены погребенные останки древних людей.

Расположение камней, среди которых чередуются глыбы фаллической и ромбовидной формы, наводит на мысль о том, что здесь совершались обряды плодородия. По местной традиции женщины, желавшие забеременеть, должны были посидеть на Стуле Дьявола — одном из крупных камней — и загадать желание.

Новейшие теории утверждают, что здесь было одно из важных мест погребения людей, живших на этой территории в эпоху бронзового века. В 634 г. рядом с кругом была построена христианская церковь, однако языческие верования, которые воплощал монумент в Эйвбери, продолжали привлекать внимание людей, и в XIV в. церковь попыталась решить проблему, уничтожив кольцо. Часть рва была засыпана землей, а камни повалены или зарыты. По иронии судьбы, это и спасло глыбы от полного уничтожения во время позднейших строительных работ. Позднее они были снова выкопаны и водворены на место. При раскопках был найден скелет человека, который, очевидно, был придавлен во время работ перевернувшимся камнем.

Многие считают, что это место обладает духовной энергией, которую можно выявить с помощью ясновидения или лозохождения. Это объясняют тем, что в Эйвбери в течение столетий исполнялись древние ритуалы и что камни расположены так, что «ловят» и «фокусируют» духовную энергию. Есть множество сообщений о неких фигурках, танцующих вокруг камней по ночам, некоторые считали их «духами земли». Согласно более реалистической версии, появление «духов» объясняется комбинацией естественной игры освещения лей-местности и человеческой фантазии.

Сам участок расположен на так называемой Большой линии, соединяющей Лендз-Энд, Гластонбери-Тор и Эйвбери и продолжающейся до Бери-Сент-Эдмундс в графстве Суффолк. Некоторые ученые предполагают, что энергия Эйвбери может быть использована для сообщения между священными местами, расположенными на этой линии.

Впервые место было исследовано доктором Уильямом Стьюкли, который решил описать монумент, поскольку ему грозило уничтожение. Он изучал древние культуры и использовал в своих исследованиях знание египетской, еврейской и греческой истории. Именно Стьюкли отметил, что очертания Солнечной Змеи и Символа Солнца в Эйвбери сходны с образами, которые использовали древние египтяне в качестве символов высших истин, идеалов и мудрости. Стьюкли писал об уничтожении этой достопримечательности, местными жителями: «Изумительное сооружение, которое на протяжении тысячелетий выдерживало натиски непогоды, а предоставленное себе, в силу своих свойств могло бы простоять до скончания веков, стало жертвой жалкого невежества и жадности жителей маленькой деревни, к несчастью, расположенной в его пределах».

Большую исследовательскую работу проделал в 1930-х гг. Александр Кейлер. Его находки можно увидеть в музее Эйвбери, который он сам организовал.

В октябре 1916 г. Эдит Оливье оказалась неподалеку от этих каменных глыб, в конце аллеи, на которой они расположены, и вышла из автомобиля, чтобы взобраться на, холм. Внизу она увидела ярмарку. В своей книге «Не зная мистера Уокли», опубликованной в 1938 году, Оливье писала: «Мегалиты и скромные дома были плохо видны из-за сгущавшихся сумерек и дождя, но и камни, и дома были достаточно освещены огнями будок и балаганов. Примитивные качели то появлялись, то исчезали, качаясь на освещенном пятачке; кокосовые орехи слетали с палок, на которые были насажены… И все это время небольшая толпа местных жителей бродила от одного места к другому с истинно уилтширским безразличием. Эти огромные глыбы, наследие неизвестного народа, успешно приспособились к нынешней жизни деревни. Я некоторое время стояла, наблюдая эту сцену…»

Позднее писательница узнала, что ярмарок, некогда бывших в Эйвбери ежегодными, не было с 1850 г., то есть более чем за шестьдесят лет до того, как она привиделась ей в мираже! Если описание верно, то видение Оливье отражает события даже ранее 1850 г., поскольку она описывает мегалиты на аллее, которые исчезли еще до начала XIX в.

Паранормальное видение Эдит Оливье было не единственным в этих местах. В августе 1966 г. некая миссис Харрис, находясь в этих краях со своим мужем, увидела существо, которое поначалу они приняли за бродягу — «грузного мужчину среднего роста, одетого в темное теплое пальто ниже колен и темную шляпу с опущенными полями. Мой муж запомнил, что он был невысок и плотен, пальто было длинное и темное, ему велико и все — в складках, а темная шляпа закрывала лицо». Супруги на мгновение отвернулись, а оглянувшись, обнаружили, что неизвестный исчез.

В последние годы окрестности Эйвбери стали центром наиболее сложных колец, привлекших к себе внимание всего мира.