Есть такая абхазская легенда. Жил в давнопрошедшие времена некий князь. Человек весьма подозрительный, он в каждом поступке своих ближних видел какой-нибудь подвох. Всякий раз, возвращаясь домой, он спрашивал у стен, что случилось в его отсутствие. И каменные стены подробно рассказывали хозяину, что происходило в комнатах замка.

Конечно, это всего лишь сказка. Однако и в действительности камни могут сообщать нам порой необыкновенно интересные сведения о прошедшем, особенно если камни имеют отношение к древней истории. Время оставляет на них свои следы, по которым ученый восстанавливает подробную картину далеких событий. Возраст таких событий исчисляется многими тысячами, а иной раз и миллионами лет. На поверхности слоистых камней, например, можно увидеть не только следы ископаемых существ, но и многие другие — дождя, прошедшего миллионы лет назад, следы сильных заморозков. Так мы узнаем не только о живом мире прошедших геологических эпох, но и о том, каким был на Земле климат в разное время, в разных широтах.

В Крыму, близ Керчи, на берегу моря нашли обломки окаменевшего ила, у которых один из слоев был смят, собран в складки, в то время как другие — ровные. О чем же рассказал камень? Оказалось, что здесь в отдаленном прошлом произошло сильное подводное землетрясение. Морской ил накапливается постепенно из мелких частиц, которые, оседая на дно, образуют слой за слоем. Со временем такие слои окаменевают. Когда происходит землетрясение, дно моря претерпевает значительные изменения: в одном месте оно резко опускается, в другом поднимается. При этом верхний, ровный и еще не окаменевший слой ила нарушается — трескается, сминается в складки, сползает в сторону образовавшегося склона. А после землетрясения на этот смятый слой начинают ложиться новые, уже спокойные слои.

Проходят миллионолетия, и перед нами — слоистый камень, у которого один из слоев хранит следы прошлой катастрофы.

Море не вечно. Со временем оно меняет свои очертания, уходит в другое место. Об этом тоже рассказывают камни. Подводные породы оказываются материковыми. Изучая такие образования, ученые находят во многих местах, в тысячах километров от морей, океанов, следы подводных оползней.

Свидетели морских землетрясений найдены на Урале в отложениях, образованных более 200 миллионов лет назад. Камни «кавказской прописки» рассказали, что там около 75 миллионов лет назад происходили катастрофические землетрясения.

Сохраняются и следы вулканических извержений. На камне среди других слоев мы видим слой более темного цвета. Это окаменевший вулканический пепел, попавший при извержении на дно моря.

О многом способны поведать древние каменные свидетели, если их расспросить «с пристрастием» и умело. Но порой они цепко хранят свои загадки.

Несколько десятилетий назад археологи в поисках затерянных цивилизаций обнаружили в лесах Центральной Америки огромные человеческие головы, высеченные из базальта. Каменные изваяния достигали высоты 3—4 метров и поражали своим совершенством.

Глубоко вросшие в землю, они стояли здесь, несомненно, уже много веков. Но кто был их создателем? Что выражают эти одинаковые скульптурные изображения? И почему неведомые древние ваятели придерживались только одного творческого направления — создавать головы без какого-либо намека на туловище? Наконец, каким инструментом они пользовались в своей работе? Ведь базальт — крепчайшая горная порода.

Конечно, загадочными изваяниями занялись ученые. Но пока разъяснилось немногое. Установлено, что авторы каменных голов жили в первом тысячелетии до нашей эры. Талантливые каменотесы принадлежали к древним племенам ольмеков, предшественников ацтеков и майя. Однако если о жизни последних археологи и историки уже имеют некоторые представления и сведения, то эпоха ольмеков дочти неизвестна. Исполинские базальтовые головы хранят свою тайну.

Пожалуй, еще более «чудесны» каменные шары Коста-Рики. Их на территории страны не одна сотня. Диаметр многих достигает двух — двух с половиной метров, а располагаются они так, что образуют на земной поверхности огромные треугольники. Отдельные шары подняты высоко в горы.

Что кроется за этой загадкой? И как могли сделать неизвестные нам каменотесы столь совершенные сферы? Дело в том, что отклонение от идеальной геометрической формы у шаров-исполинов не превышает 2—3 сантиметров. Такая точность обработки даже в наше время считается в подобных работах очень хорошей. Какими же инструментами пользовались авторы шаровых скульптур? Кто и когда выполнил эту удивительную работу?

Рассказывая об археологических находках на Американском континенте, нельзя не вспомнить «невозможную реальность», обнаруженную археологом Митчел-Хеджесом в джунглях Британского Гондураса в 1927 году. Ученый вел раскопки обнаруженного им древнего города народа майя — Лубаантуна. В одном из храмов под грудой камней он наткнулся на копию черепа женщины, сделанную целого куска кварца весом 5 килограммов. Выполнен он был с такой тщательностью, что производил впечатление не просто скульптуры, а чего-то живого, мрачного.

Археолог вспомнил, что в преданиях майя рассказывается о «черепе смерти», который жрецы использовали в религиозных обрядах. Часами, гласит легенда, они смотрели на этот символ смерти, призывая беды на головы своих врагов.

Позднее, когда редкостную находку изучил искусствовед-реставратор ДорлЯнд, выяснились поразительные подробности. Исследование под микроскопом показало, что череп сделали, не пользуясь никакими металлическими орудиями. Поверхность кристалла полировалась специальной пастой, составленной из песка и кварцевой крошки. Сколько же времени потребовалось, чтобы так тщательно обработать кусок кварца, придать ему столь точное подобие настоящего черепа?

Нижняя челюсть у черепа подвижная. Когда он подвешен в воздухе, достаточно небольшого усилия, чтобы она пришла в движение — словно мертвая голова начинает говорить! Еще большее впечатление производят сверкающие глаза черепа — стоит поставить перед ним зажженную свечу. А если вместо свечи расположить какие-либо предметы, то при определенном положении их отражения появляются в глубине черепа.

«Можно себе представить,— пишет Дорланд,— какой эффект создавал висящий в полутьме над алтарем череп со сверкающими глазницами, двигающий челюстью и изрекающий повеления богов. Тем более когда в нем можно увидеть любые предметы реальной действительности — лица людей, горы, зверей — и плоды собственного воображения в переливчатой игре туманных пятен... Я сам наблюдал эффект, который оказывает этот череп из кварца на впечатлительных людей. У одних учащается пульс, другие испытывают жажду или ощущают различные запахи, некоторые даже засыпают. Жрецы, которые пользовались им, могли прослыть действительно всемогущими».

...Разные загадки ставят перед исследователями древние камни. Вот еще одна из них. На юго-западе Англии близ местечка Стоунхендж с незапамятных времен стояли странные сооружения: огромные каменные столбы, покрытые сверху каменными плитами и образующие несколько кругов. Внутреннее кольцо имеет диаметр около 15 метров, поперечник второго, опоясывающего первый,— около 30 метров; далее идут кольца с поперечниками в 40, 53,4 и 88 метров. Сейчас от этого величественного (высота столбов достигает 7 метров) и загадочного сооружения сохранились лишь отдельные части, но по оставшимся следам ученые восстановили его прежний облик.

Долгое время господствовал взгляд, что каменные исполины Стоунхенджа связаны с религиозными воззрениями наших далеких предков. Возраст сооружения составляет около 4 тысяч лет. Возможно, это был храм, в котором жрецы совершали культовые обряды. Однако более тщательное изучение каменной загадки привело ученых к поразительному выводу: Стоунхендж был своеобразной астрономической обсерваторией. Это теперь подтверждается рядом наблюдений.

Вход в Стоунхендж сделан с северо-востока. В том же направлении примерно в 85 метрах от центра сооружения стоит каменный стол — менгир. Наблюдатель, находясь в центре, может видеть его через одну из каменных арок 30-метрового кольца. И. вот что примечательно: в день летнего солнцестояния дневное светило восходит точно над менгиром. Во все другие дни точка восхода солнца находится справа от этого ориентира, описывая за полгода над горизонтом дугу в 78°. Так древние астрономы могли с достаточной точностью измерять время, прошедшее между двумя летними солнцестояниями.

Другие наблюдения и расчеты ученых (для этого, кстати сказать, была использована электронно-вычислительная машина) показали еще более неожиданное: каменная обсерватория древних позволяла предсказывать солнечные и лунные затмения! Нам остается только удивляться тем познаниям, которыми обладали люди, жившие на Британских островах сорок веков назад.

Впрочем, рассекреченная загадка Стоунхенджа выглядит совсем бледно в сравнении с сенсационными сообщениями о «камнетеке» перуанского ученого X. Кабрера из города Ика. В ней собраны тысячи камней с высеченными на них изображениями. В этих-то изображениях и заключена вся сенсация. Судите сами.

Всадники на лошадях и слонах. Хирурги, пересаживающие сердце. Учителя, объясняющие своим ученикам какие-то космические явления. Люди, охотящиеся на... динозавров и летающих ящеров...

А по внешнему виду все эти люди похожи на наших далеких предков — неандертальцев. Чудеса какие-то! И таких камней у Кабреры почти 16 тысяч.

Изучение их дало ученому основание выдвинуть гипотезу, по словам руководителя сектора Андских стран Института Латинской Америки Академии наук СССР Ю. Зубрицкого, «весьма дерзкую и интересную». Суть ее коротко такова.

Одна из ветвей неандертальцев достигла высокого уровня производительных сил, науки и культуры. «Перуанские неандертальцы» приручили не только лошадей и слонов, но и громадных ящеров. Очередное оледенение, говорит Кабрера, резко изменило климат на Земле, животные вымерли, и цивилизация неандертальцев, не знавшая других источников энергии, исчезла.

«Вероятность положений, выдвинутых перуанским ученым, не исключена,— пишет Ю. Зубрицкий,— если учесть, что известные до сих пор науке ветви неандертальцев имели для достижения высот цивилизации все необходимые предпосылки: определенный производственный опыт, членораздельную речь, зачатки искусства, религии и абстрактного мышления, пользование огнем, общественную организацию.

Речь идет о высокоразвитых разумных существах и их цивилизации, о которых мы пока что почти ничего не знаем. Это та самая Атлантида, утверждает Кабрера, смутные воспоминания о которой оставались у древнеегипетских жрецов и были поведаны миру Платоном.

Сторонники Кабреры полагают, что объем археологических исследований, проводившихся на Американском континенте, несоизмеримо мал по сравнению с его территорией; он просто ничтожен, чтобы можно было делать категорические выводы об отсутствии на континенте ископаемых человекообразных обезьян или какой-либо тупиковой ветви человечества. А кроме того, разве исключена возможность миграции неандертальцев, достигших определенного уровня развития, из Старого в Новый Свет!»

Конечно, высказанная Кабрерой мысль всего лишь гипотеза, которая вызывает очень серьезные возражения. И даже не гипотеза. «Это фантазия. Она опирается на многие ошибочные суждения о неандертальцах» — таково мнение доктора биологических наук В. Алексеева. Другие ученые приводят соображения, которые если и не опровергают полностью выводы Кабреры, то берут их под большое сомнение. Так, все рисунки выполнены в одном стиле. Создается впечатление, что все они — продукция некоей «фирмы», занимающейся в наши дни производством «археологических находок».

Такого рода бизнес достаточно широко распространен в современном мире. В той же Перу не столь уж редко разоблачают «открытия древности», которые на поверку оказываются подделкой. Вызывает сомнение и тот факт, что рисунки на камнях сделаны при помощи вполне современных технических средств. Ни бронза, ни кремний не позволяют выполнить ту гравировку, какую мы видим на камнях Ики.

Еще одно соображение. В основе гипотезы Кабреры лежат рисунки на камнях, и только. Но среди них нет изображений жилищ и орудий труда. Почему? Не найдено на территории предполагаемой цивилизации и материальных останков их культуры, быта, захоронений.

Что же тогда остается от гипотезы перуанского ученого? Маловато, но все же остается. Многие ученые сходятся, например, на том, что в обширной коллекции камней Кабреры есть подлинные древности, которые и послужили источником для изготовления подделок. Известно также, что подобные каменные находки хранятся в других небольших частных коллекциях перуанцев.

Далее. Если изображение охоты на ящера можно рассматривать как фантазию художника, то рисунки с человеком на слоне и на лошади вполне мог сделать неведомый художник далеких времен.

Загадка камней Ики существует. Нельзя забывать, что Перу — страна, которая, как ни одна другая на Американском материке, хранит множество удивительных памятников своей истории, не раз преподносила науке археологические сюрпризы. Древние, еще во многом загадочные народы, обитавшие в этом районе мира, оставили после себя несомненные свидетельства высокой культуры, глубоких и обширных познаний в области медицины и астрономии, зодчества и прикладных искусств.

Думается, что «камнетека» из города Ика еще ждет своих исследователей.

...Перенесемся в другую часть света — в долину многоводного Нила. Не одну тысячу лет часовыми вечного времени стоят здесь циклопические сооружения древних — пирамиды. Одни уже подробно изучены учеными, другие ждут своего часа. Но и те и другие хранят в своих лабиринтах еще не одну тайну.

Эти гигантские сооружения из каменных блоков создавались для захоронения земных владык. Позднее выяснилось: пирамиды могли быть и громадными телескопами, а размеры их сторон в определенной пропорции отражают? расстояния до планет Солнечной системы.

Теперь раскрылся еще один секрет пирамид. Впервые о нем заговорили в начале нашего века, когда французский ученый Бови обнаружил в одной из пирамид несколько мертвых крыс. Крысы не разложились, как можно было бы ожидать, а полностью мумифицировались. Бови предположил, что строение пирамид столь же благоприятствовало процессу мумификации фараонов, как и бальзамирование их останков.

Возвратившись во Францию, он приступил к опытам. Ученый построил модель каменной пирамиды и поместил в нее мертвое животное. Прошло некоторое время, и животное начало превращаться в мумию!

Основываясь на этих опытах, «оптимисты от науки» выдвигают заманчивую гипотезу: в здании, построенном из каменных блоков наподобие египетских пирамид, человек сможет прожить до двухсот лет.

Заманчиво, конечно, но и слишком маловероятно.

Более реально другое. Оказывается, что некоторые продукты питания, помещенные в подземелья пирамид, сохраняются в свежем виде втрое дольше. Проведенные в США эксперименты показали: при этом происходит обезвоживание продуктов, что, как известно, способствует их длительному хранению.

С египетскими пирамидами связана и другая, уже раскрытая сейчас загадка. «Тайна», весьма изрядно приправленная мистикой.