Казалось бы, ночное светило всегда на виду и не может быть связано с какими-либо национальными секретами. Тем не менее некие тайны о Луне, по-видимому, тщательно скрываются. Об этом заставляют думать странности исследований нашего спутника. Опубликованная информация о результатах полетов к Луне составляет лишь часть полученных сведений. И все же иногда можно заметить кое-какие «следы», ведущие к стальным сейфам.
Загадки космической программы СССР

Космическая станция «Луна-12» была запущена 22 октября 1966 г. и через 3 дня стала искусственным спутником Луны. «Правда» 6 ноября 1966 г. писала:

Одной из задач этой станции являлось получение и передача на Землю фотоснимков отдельных участков лунной поверхности, сделанных со сравнительно близкого расстояния… Высота фотографирования и координаты участка фотографирования фактически не отличались от расчетных. После окончания фотографирования станция начала передачу снимков на Землю по телевизионному каналу. При этом каждый снимок раскладывался в телевизионном изображении на 1100 строк (в обычном телевидении всего 625 строк). Это обеспечило хорошее качество изображения. После передачи снимков фототелевизионное устройство было выключено.

Малая энциклопедия «Космонавтика» (М., 1970 г.) добавляет: «Были получены и переданы на Землю крупномасштабные изображения участков лунной поверхности в районе Моря Дождей, кратера Аристарх и др., на снимках различаются кратеры размером до 15–20 м». Но напрасно мы будем искать эти снимки в газетах и журналах. Они практически не вошли даже в научный оборот (по крайней мере, «открытый»). Лишь в 1996 г. ведущий российский специалист по Луне подарил мне пару снимков, сделанных «Луной-12». Несмотря на заверения об отсутствии каких-либо секретов, те снимки были извлечены все же из… стального сейфа.

Странная судьба постигла и снимки следующего фоторазведчика «Луна-19», работавшего на селеноцентрической орбите в 1971 г. Печальную традицию продолжила и «Луна-22». В отечественной литературе можно найти ссылки на орбитальные изображения Луны, полученные станциями только серии «Зонд», но чаще всего — на данные американских космических аппаратов.

По-видимому, результаты съемок «Лун-12, -19 и -22» были просто скрыты от общественности. И дело тут не в военных интересах. Договором «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» это запрещено. На одну из возможных причин таинственности вокруг советской лунной программы намекает следующая загадочная история.

В 1973 г. советское информационное агентство «Новости» сообщило западным читателям (но не гражданам собственной страны!) о странной находке «Лунохода-2»:

Луноход приступил к исследованию необычного куска лунного материала, выброшенного из лунных недр при образовании большого кратера. Эта плита длиною в один метр, напоминающая панель современного дома, оказалась совершенно монолитной. Давление тележки в сотню атмосфер оставило лишь слабые следы на тонком слое пыли, покрывавшем ее. Плита имеет гладкую поверхность, в то время как гигантские камни, лежащие поблизости, покрыты дырами кратеров, оставленных крошечными метеоритами. Исследование камней у подножий древних Гор Тавр показало, что они лежат здесь десятки и даже сотни миллионов лет. Необычная плита выглядит гораздо моложе… Было решено исследовать ее в дальнейшем, чтобы определить ее химический состав и магнитные свойства… Большинство каменных осколков вокруг является, возможно, результатом образования кратера. Каменная плита, которая так удивила ученых, явно не имеет с этим ничего общего.

Несмотря на «искусственный» вид плиты и большой интерес к ней исследователей и общественности, более об этом деле не было опубликовано ни строчки. Это неудивительно — ведь обнаружение внеземного разума сулит новые, стратегически важные преимущества в технике, экономике и политике. А к потенциальным открытиям всегда питала интерес советская цензура. Ведь в СССР для публикации любой научной статьи необходимо было заполнить «Авторскую справку», разъясняющую компетентным органам, не содержит ли рукопись сведений об открытиях или изобретениях…
НАСА тоже темнит

Обвинения в сокрытии информации о Луне постоянно раздаются и в адрес НАСА. Так, американский исследователь Дж. Х. Леонард убежден в присутствии разумных существ иных миров на нашем спутнике. Он прямо заметил: «Незнание их целей привело к засекречиванию истины о Луне». О том же пишет и Ф. Стеклинг:

Понятно, что военные пытаются защитить нашу страну. Вероятно, поэтому они держат по возможности в секрете многие вещи, касающиеся Луны… В то время как «защита» ничего не подозревающей общественности оправданна, в некоторых случаях «перезащита» может также быть вредной для умов… Я убежден, что существуют тысячи фотографий, которые могут оставаться непроанализированными НАСА из-за недостатка денег, но я также знаю, что многие крупноплановые фотографии помещены в засекреченные файлы.

И хотя книги Леонарда и Стеклинга весьма наивны и малодоказательны, их опасения о засекречивании части лунной информации, пожалуй, находят косвенное подтверждение.

Так, американский инженер В. Сачери опубликовал подробное описание своей попытки увидеть оригиналы фотографий экспедиций «Аполлон», на которые ссыпался Дж. Х. Леонард. Оказалось, что доступ в хранилище лунных материалов в Хьюстоне обременен всеми атрибутами секретности. После многодневных проволочек, заполнения множества бланков и проверки благонадежности, Сачери все же пустили в хранилище на 24 часа, но… при условии, что у него не будет ни фотоаппарата, ни ручки, ни бумаги, ни даже калькулятора! Его ни на минуту не оставляли без присмотра, сопровождая даже в столовую и в туалет. Странный режим для хранения сугубо научных данных о демилитаризованной Луне… Впрочем, сам Сачери уверяет, что основания для этого были — он якобы сам видел необычайно четкие снимки того, что ему показалось следами, машинами и сооружениями разумных существ. Но, заказав их копии, получил лишь нечто расплывчатое…

На фоне множества голословных и противоречивых заявлений уфологов заметно выделяются статьи американского энтузиаста Р. Смита. В течение нескольких лет сравнивая снимки нашего спутника, полученные с Земли и космических аппаратов, он столкнулся с рядом любопытных противоречий. В журнале «Селенолоджи» Р. Смит писал:

Правительство Соединенных Штатов имело возможность изменять фотографии с помощью компьютера, по крайней мере со времени полетов «Лунар орбитеров». Допуская, что на Луне были найдены чужие артефакты, нет причин верить, что американская общественность могла бы быть проинформирована об этом.

Он заподозрил ретушь изображений Агарского Мыса в Море Кризисов на снимках станции «Лунар орбитер-4» и экспедиций «Аполлон-15 и -17». На тех снимках Р. Смит не смог обнаружить некоторые детали поверхности, хорошо заметные с Земли. В частности, на снимке высокого разрешения, переданном фотозондом «Лунар орбитер-4», вместо Агарского Мыса видно лишь «большое белое пятно». И аналитик Военно-воздушных сил США, которому озадаченный исследователь показал снимки этого места, сделанные с борта «Аполлона-17», счел Мыс сильно заретушированным.

Другим случаем ретуши снимков «Аполлона-17» Р. Смит считает небольшой перешеек, соединяющий возвышенность к северо-западу от кратера Йеркс с краем Моря Кризисов. Эта деталь не только наблюдалась с Земли визуально, но также обнаружена на снимках Ликской обсерватории, станции «Лунар орбитер-4» и «Аполлона-16» как «белая мостоподобная деталь». Непосредственно над «мостом» пролетел «Аполлон-17» и сделал 2 снимка, на которых… нет и намека на перешеек. «Эти фотографии являются прямым противоречием другим фотографиям НАСА. Ясно, что-то является ложью!» — пишет Р. Смит.

Еще одним примером сокрытия изображений некоторых деталей лунной поверхности исследователь считает 3 курьезные платформы с «резко очерченными тенями прямоугольных очертаний» около кратера Архимед. Оказалось, что платформы отлично заметны на снимке «Лунар орбитера-4», но на снимке «Аполлона-15» вместо поднятий видно «туманное пятно в каждом случае, как будто оно было подчищено». Р. Смит отметил: «Мое мнение: тени на снимке скрывают существование артефактов, которые заретушированы».

Понятно, почему Р. Смит назвал одну из своих статей в «Селенолоджи» довольно резко: «Образцы обмана. Почему не стоит доверять фотографиям НАСА». Тем не менее его публикации не вызвали какой-либо заметной реакции. Впрочем, этого следовало ожидать, независимо оттого, заблуждался он или нет…

Свидетелем по «делу» о цензуре космических изображений в НАСА выступила Д.М. Хар, работавшая в Хьюстонской фотолаборатории НАСА. Она любезно переслала мне свою статью о странной встрече:

…Во время работы в фотолаборатории я забрела в соседнюю комнату, обозначенную как «Закрытая зона». Я имела секретный допуск, так что это было не страшно… В этой комнате на большом столе составлялась мозаика. Мозаика состояла из нескольких небольших фотографий, сделанных со спутников и сложенных вместе, чтобы создать большое изображение земной поверхности… Рассматривая эти фотографии, сложенные подобно кафелю на полу, я заметила маленькую круглую точку около чего-то, что выглядело лесистой местностью. Я спросила лаборанта: «Что это?». Он промолвил: «Я не могу вам сказать! А как, по-вашему, на что оно похоже?» Я ответила: «Оно выглядит как белое пятно на пленке, которое не проявилось», на что он возразил: «Но белые пузырьки в эмульсии не отбрасывают круглых теней на поверхность». Тогда я заметила, что белое пятно и деревья отбрасывали тени под одинаковыми углами, и поняла, что эта яркая белая точка была твердым объектом, а не изъяном в эмульсии пленки. Я спросила: «Это летающая тарелка?» Он улыбнулся и покачал головой: «Я не могу сказать». Тогда я спросила его, что он сделает с этой информацией, и он сообщил мне о приказе убирать эти «вещи» прочь со всех фотографий до их публикации.

Рассказ Д.М. Хар запечатлен на пленку японской группой, специально посетившей США для съемок фильма в июне 1992 г. Позже Д.М. Хар сама выступила в американской печати. И не важно, был ли объект, увиденный ею, чем-то аномальным или просто большим воздушным шаром (монгольфьером) — интересна уже сама боязнь НАСА утечки подобной информации.

Весьма интересно и интервью Карла Вольфа, работавшего техником в 4444-й группе технической разведки при Штабе Тактического Воздушного Коммандования США в Лэнгли Филд. Он занимался интерпретацией фотоснимков разведывательных самолетов U-2 и спутников-шпионов. Но в 1966 г. его подключили к обработке первых изображений лунной поверхности, полученных космической станцией «Лунар орбитер-1». Во-первых, Вольф был удивлен уже тем обстоятельством, что первичная обработка изображений Луны осуществлялась не специалистами НАСА в Хьюстоне, а на военно-воздушной базе в Лэнгли (заметим, что в Лэнгли находится и штаб-квартира ЦРУ). Причем работа эта выполнялась со всеми признаками секретности — со спецпропусками, сопровождающими офицерами и ограничениями на общение сотрудников между собой.

Но все же коллега Вольфа по работе — «летчик», монтировавший снимки лунной поверхности из многих полос — не смог не поделиться новостью с Карлом: «Кстати, мы обнаружили базу на обратной стороне Луны. Да». В подтверждение Вольфу была показана фотография, которую он описывает так:

«Я видел геометрические формы. Я видел структуры, и это лучший ответ, который я могу дать вам. Я видел структуры, которые не были естественными структурами на поверхности Луны… Они были в несколько миль на поверхности… Я часто вспоминаю, как видел башню с отражателями на ней, круглыми объектами, похожими на чехлы телеметрической антенны-тарелки… Я действительно думал, что сообщение об этом могло бы появиться в новостях… Я помню как жду и жду, и смотрю новости каждую ночь. Ничего не произошло!»

О ревнивом отношении НАСА к снимкам странных феноменов на Луне поведал бывший инженер этого ведомства К. Джонстон.

21 марта 1996 года на пресс-конференции в Вашингтоне перед 16 телекамерами он рассказал, как одним из первых видел кинофильм, только что отснятый экспедицией «Аполлон- 14». Там якобы было видно 5–6 огней в одном из кратеров на темной стороне Луны и что-то вроде султана дыма. На следующий же день Джонстон рассказал об этом своим коллегам по работе. Но при повторном показе фильма те кадры оказались вырезанными по приказу его шефа — доктора Т. Пэйджа..

М. Бара подробно описал в Интернете свои сомнения насчет опубликованных снимков Луны, сделанных космическим аппаратом «Клементина». Сравнив снимки дна кратера Платон, он пишет: «По моему мнению, это различие [между снимками] приводит к двум выводам. Либо «официальное» изображение было изменено до публикации, или там есть некий «покров» над Платоном, который скрывает равнину».

Американец Т. Джеймс попытался решить проблему «в лоб», задав руководству НАСА прямые вопросы:

«1. Имел или имеет ли кто-нибудь в НАСА полномочия подвергать цензуре и засекречивать документы, изображения и/или данные в соответствии со служебными инструкциями?

2. Являются ли документы, изображения и/или данные, полученные НАСА любым способом, предметом цензуры и засекречивания (согласно действующим служебным инструкциям) для какого-либо подрядчика, агента или другого правительственного агентства, не обязательно (прямо или косвенно) связанного с НАСА?

3. Засекречивались ли когда-либо документы, изображения и/или данные, полученные НАСА каким-либо способом?»

Результаты эксперимента весьма интересны. Оказалось, что на тот момент в руководстве НАСА были 2 персоны, уполномоченные рецензировать и засекречивать космическую информацию — это Д. Голдин и М. Бореи. Джеймс запросил директора службы безопасности НАСА — М. Бореи, сделав акцент на «любые изображения планет, не относящиеся к Земле». Последовал следующий ответ:

«Да, это очень хорошие вопросы. Однако, я не могу ответить на них по электронной почте. Пожалуйста, обратитесь в Службу Акта Свободы Информации в Вашингтон…»

Фактически автора запроса отфутболили к правительству США для оформления официального запроса со всей его бюрократической волокитой и неясным исходом. Очевидно, НАСА имеет основания для сокрытия части информации о Луне.
Табу

А в космических фирмах Советского Союза режим секретности, конечно, был гораздо строже. Вместо ретуши и купюр, по-видимому, там просто закрывали свободный доступ ко всем результатам полетов на Луну. Но саму Луну не спрятать в сейф. И время от времени астрономы, как любители, так и профессионалы, становятся свидетелями загадочных явлений на спутнике. Президент Американского Лунного Общества Д.О. Дарлинг в одном из писем к автору книги заметил по этому поводу:

«Я должен согласиться, что некоторые лунные кратковременные феномены, наблюдавшиеся на протяжении веков, могли бы быть эффектами чужого присутствия на Луне. Это трудная тема для исследований в Соединенных Штатах и она рассматривается как табу».