Странный всплеск космического излучения может оказаться сверхновой

Странный всплеск космического излучения может оказаться сверхновойЗагадочный всплеск космического излучения, свидетельства которого были обнаружены совсем недавно в годичных кольцах, может указывать на ранее неизвестную сверхновую.

Таким же образом можно объяснить жуткий «красный крест», воссиявший в вечернем небе над Британией в 774 году.
Небесные кресты на закате не такое уж редкое явление. (Фото shimmertje.)

Несколько недель назад молодой биохимик Джонатон Аллен, студент Калифорнийского университета в Санта-Крусе (США), прослушивая «КЛ»-подкаст имени А. Халецкого, узнал о том, что в японских кедрах найдено увеличение концентрации углерода-14, относящееся к 774 или 775 году. Скорее всего, причиной послужил некий высокоэнергетический удар по верхним слоям атмосферы, который ускорил образование данного изотопа.

О подобном явлении учёным ничего не было известно, что тоже странно, ведь такой катаклизм должен был привести к яркому сиянию в небе, которое обязательно было бы зафиксировано в летописях. Сообщалось, впрочем, о записи английского хрониста Роджера Уэндовера о страшных знамениях в небесах, относящейся к 776 году.

Г-н Аллен с помощью интернет-поиска обнаружил ещё одно свидетельство — в Англосаксонской хронике на сайте электронной библиотеки «Авалон» Йельского университета (США). Под 774 годом упоминалось о «красном распятии», которое появилось в небе после захода солнца.

Предположение о том, что это сверхновая, — самое логичное и простое. А покраснение, по словам энтузиаста, может означать, что источник излучения скрывался за очень плотными облаками пыли, которые рассеяли весь видимый свет за исключением небольшого количества красного. Та же туча не позволила современным астрономам обнаружить остаток той сверхновой.

Действительно, отмечает астроном Геза Гюк из планетария Адлера в Чикаго (США), то, что «знамение» вспыхнуло в западной части небесной сферы сразу после заката, говорит о расположении в тот момент источника за Солнцем. Это обстоятельство вкупе со слабостью новой «звезды» объясняет, почему в летописях не осталось воспоминаний о появлении нового светила на небосклоне.

Тем не менее наш любимый ньюсмейкер Дональд Олсон из Университета штата Техас (США), известный своими штудиями о связи космических событий с историческими, предупреждает, что слова хронистов не так-то легко интерпретировать. Он напоминает, что этот пассаж из Англосаксонской хроники уже попадал в поле зрения учёных. В 1870 году в журнале Nature некий Джон Иеремия предположил, что это одно из наиболее ранних литературных описаний северного сияния.

Можно предложить и другое объяснение, полагает г-н Олсон. Например, закатное солнце осветило частицы льда на большой высоте, а у наблюдателей возникла иллюзия вертикальных и горизонтальных полос.

Но, разумеется, никто не отрицает и того, что это могла быть сверхновая. «Небо большое, — подчёркивает г-н Гюк. — Звездочёты могли что-то пропустить».

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Nature News.