ской Академии наук однажды сказал: «Камни не могут падать с неба, потому что на небе нет камней». Так он ставил точку в спорах своих современников о метеоритах и других «скитальцах космоса», с которыми то и дело приходится сталкиваться Земле. Но он был не прав.

Земля, как и все другие планеты, подвергалась метеоритным атакам из космоса с момента своего образования. Эти атаки продолжаются и сегодня и вряд ли прекратятся в будущем. Даже короткая по вселенским масштабам история человечества изобилует памятниками «космических вторжений».

Надо сказать, что еще на заре истории люди относились к «небесным камням» с великим почтением и хранили их в святилищах. Достаточно вспомнить самый знаменитый из метеоритов — Черный камень Каабы, издревле находящийся в священной Мекке. Сегодня каждый новый метеорит находит себе место в музее или научной лаборатории. Метеоритное вещество даже стало предметом торговли и продается, как драгоценные металлы, на граммы и унции. Цена одного грамма, в зависимости от состава метеорита, может доходить до десятков тысяч долларов.

ИМПАКТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Не меньший интерес, чем сами космические странники, вызывают следы, оставленные ими на теле Земли, — кратеры. Изучением одного из самых известных кратеров — Аризонского — занялся в начале XX века американский геолог Дэниел Барринджер. Именно он впоследствии и связал появление этого крупного геологического объекта с космической бомбардировкой Земли. Теперь знаменитый кратер носит имя своего первого исследователя, но тогда идеи Барринджера о метеоритном происхождении гигантской воронки не получили поддержки.

Однако кое-кто все же воспринял слова ученого о регулярных атаках Земли из космоса всерьез. За Барринджером последовал геолог Уолтер Бачер, который нашел и исследовал на территории США еще несколько «странных» кратеров. Правда, он предполагал, что их появление вызвано некими взрывами, которые ученый объяснял своей теорией «пульсации Земли». И только в 1936 году продолжившие дело Барринджера геологи Джон Бун и Клод Албриттон-младший окончательно установили, что кратеры имеют ударное происхождение.

Следы звездных атак на земной поверхности часто малозаметны: осадки, выветривание, деятельность человека — все это приводит к разрушению кратеров. Поэтому, видимо, изучение материальных свидетельств падений на Землю небесных тел велось очень вяло.

Одно такое неторопливое исследование имело место на эстонском острове Саа-ремаа. Началось оно еще в Российской империи, а закончилось уже в независимой Эстонии. Находящийся там кратер Каали изучался с 1827 года, но только сто лет спустя геолог Иван Рейнвалъд доказал его метеоритное происхождение.

До появления разведочной аэрофотосъемки теория ударного происхождения кратеров долгое время считалась вымыслом. Однако начиная с 60-х годов XX века, имея данные воздушной геологоразведки, ученые взяли эту гипотезу в работу. В частности, американский геолог Юджин Шумейкер провел комплексное исследование, полностью подтвердившее некоторые положения этой теории. Он обнаружил следы импакти-тов — горных пород, которые могли возникнуть только в условиях космического удара. Именно в 1960 году импактным кратерам придумали название. Американец Роберт Дитц предложил именовать эти объекты астроблемами, то есть «звездными ранами» (от греч. astron — звезда и Ыеша — рана).

В 70-е годы геологи обнаружили десятки кольцеобразных геологических структур необъяснимого строения и происхождения. Отправленные к загадочным кольцам экспедиции однозначно заявляли: это следы ударов космических тел.

Первой астроблемой, обнаруженной на территории России, был 80-километровый Пучеж-Катунский кратер, открытый в 1965 году. Он расположен к северу от Нижнего Новгорода, на расстоянии, сравнимом с размерами кратера. Ученые определили, что этот памятник звездных атак появился около 167 миллионов лет назад.

Падение космических тел и их обломков на Землю продолжается. Правда, их размеры не впечатляют (к счастью!) — до нескольких метров в поперечнике и весом до полутора тонн.

Такая «мелкота», конечно, не может вызвать больших последствий и оставить особенно заметных следов на поверхности планеты. Размеры воронок от падений и взрывов этих «малышей» доходят до нескольких десятков метров. Так было, например, при выпадении Сихотэ-Алинского железного дождя 12 февраля 1947 года в Приморье. 8 Справедливости ради стоит сказать, что сам Сихотэ-Алинский метеорит был большим, и если бы он не разрушился в атмосфере, то последствия от падения оказались бы более ужасными, чем от взрыва его тунгусского собрата. Общая масса обломков, упавших на землю 12 февраля 1947 года, оценивается в 60-100 тонн.

Полвека космических исследований показали, что ударные кратеры — самая распространенная геологическая структура в Солнечной системе. Поверхности других планет буквально сплошь состоят из астроблемных ландшафтов. На Земле сегодня найдено более двух сотен таких объектов. Два десятка из них находятся на территории России.

Современные исследователи, вооруженные космическими технологиями разведки и поиска, находят астроблемы регулярно, от двух до пяти в год. Что же касается гипотез об их происхождении, хронологических рамок и датировок, то их количество на порядок выше.

Каждая из таких гипотез позволяет привязать ту или иную космическую атаку к важнейшим этапам развития Земли и объяснить произошедшую с планетой глобальную метаморфозу именно космическим ударом.

Практически достоверной считается гипотеза об астероидной причине вымирания динозавров. «Камешек», приведший к исчезновению гигантских пресмыкающихся 65 миллионов лет назад, имел диаметр 10-15 километров. Последствия падения такой махины могли убить не только звероящеров, но и до 80% всех животных и растений, обитавших тогда на планете. Астроблема, возникшая в результате этой катастрофы, могла достигать 200 километров в диаметре, что сравнимо с кратером Чиксулуб на полуострове Юкатан в Мексике. Но даже он не заслуживает звания рекордсмена. Так, кратер Вредефорт, расположенный в ЮАР в 120 километрах от Йоханнесбурга, имеет диаметр 300 километров. Его оставил «гость», посетивший Землю около двух миллиардов лет назад.

Впрочем, не факт, что размер «южноафриканца» определяет окончательный счет в списке астроблемных рекордов, ведь в запасе у ученых есть еще не исследованный кратер на Земле Уилкса в Антарктиде. Его гипотетический диаметр — 500 километров.

СПИСОК УБИЙЦ И ТУРИНСКАЯ ШКАЛА

Бывают и парадоксы. Например, 66-тонный метеорит Гоба, что и сейчас лежит в намибийской пустыне, не оставил после падения даже небольшой лунки. Будто каким-то странным образом он погасил свою скорость в атмосфере и мягко приземлился на двигателе «обратной тяги».

Другой необычный пример — Тунгусский метеорит. Взорвавшись 30 июня (17 июня по старому стилю) 1908 года над территорией Сибири, он оставил после себя множество небольших воронок, хотя диаметр кратера от такого взрыва (по оценке специалистов, он был эквивалентен взрыву 50-мега-тонной бомбы) должен был составлять не менее 10 километров.

Сегодня астрономами зафиксировано 300 тысяч малых космических тел, имеющих диаметр от 100 до 1000 метров, которые с большей или меньшей вероятностью могут упасть на Землю. Энергия взрывов при этом может составлять эквивалент одновременного взрыва нескольких десятков ядерных бомб. Катастрофично, но не смертельно. Космический объект более километра в диаметре при падении на Землю легко выжжет тысячи квадратных километров площади. Таких опасных «планеток» астрономам известно более двух тысяч.

Конечно,излишне драматизировать ситуацию не стоит. Вот и известный ученый астроном Борис Шустов, который руководит Институтом астрономии РАН, считает, что поражение Земли астероидами размером 50 метров возможно раз в 100 тысяч лет. Небесное тело размером 100-300 метров (например, Апофис, который превратился в своеобразную медиа страшилку) способно уничтожить Европу, но может упасть один раз в течение миллиона лет. Астероид размером 1000 метров, представляющий глобальную опасность для Земли, имеет еще меньшую вероятность падения. Но вероятность вероятностью, а прецеденты таких падений случались, и не раз. Об этом и свидетельствуют астроблемы.

Ученые из США Дэвид Моррисон и Кларк Чапман — серьезные специалисты, работающие в НАСА и наблюдающие околоземные космические объекты, не разделяют оптимизма российского коллеги. По их словам, наша планета — это мишень в космическом тире. К ней со всех сторон несутся убийцы — тысячи метеоритов и комет, которые ежедневно пересекают орбиту Земли.

Мало того — эту гипотетическую угрозу даже оценили по специальной шкале. Этот инструмент, напоминающий шкалу Рихтера для землетрясений, был предложен американским астрономом Ричардом Бинзелом. Он впервые представил эту разработку на астрономическом форуме в Турине, и с тех пор шкала Бинзела носит название «туринской». В ней астероидная опасность разделяется на 11 уровней риска — от нулевого до катастрофического — по размерам и скорости полета небесных тел относительно Земли. Шкала учитывает и вероятность самого факта столкновения космического тела с планетой, и масштаб потенциальных последствий этого события для человечества.

Астрономы из США сделали публичное заявление, в котором доказательно предположили, что вблизи Земли может существовать целая группа необнаруженных астероидов. Сейчас уже зафиксировано и отслеживается свыше 1200 астероидов, которые потенциально опасны для планеты. Специалисты НАСА приводят еще более угрожающую статистику: по их мнению, таких объектов около 100 тысяч и вероятность столкновения достаточно велика.

Так, 9 июля 2002 года астрономы открыли астероид с диаметром около 2 километров и дали ему стандартное наименование 2002 NT7. После этого в соответствии с такой же стандартной процедурой провели исследование его скорости и орбиты. А потом был шок. По предварительным подсчетам выходило, что космическое тело столкнется с Землей 1 февраля 2019 года. Следующие несколько дней прошли в лихорадочных расчетах и уточнениях. У ученых отлегло от сердца, только когда они убедились, что уточненная траектория все же проходит мимо Земли, хотя и не очень далеко. В 2019 году нам ничто не грозит, но «небесная скала», как ей и положено, вернется и снова создаст угрозу столкновения в феврале 2060 года. Так что теперь злополучный астероид не оставят без внимания.

С учетом того, что процесс поиска астероидов сейчас автоматизирован и перешел, что называется, на поточный метод, подобных сенсаций будет больше. За последние годы автоматическая американская лаборатория LINEAR сумела отследить более миллиона астероидов, 158 тысяч из них были впервые внесены в реестр. Обновился и список комет — он стал на 82 единицы длиннее.

Руководство космических держав наконец осознало угрозу, которую несет космос. «Актуальная задача астрономов — предупредить правительства стран о падении сравнительно мелких объектов, — говорит секретарь экспертного совета по космическим угрозам Института астрономии РАН Сергей Нароенков. — Сейчас в России развернута сеть мощных телескопов. Приборы с диаметром линз от полутора до шести метров сканируют пространство и ищут объекты, стремящиеся к Земле».

Но наблюдения сами по себе не решат проблем астероидно-кометной опасности. Что делать, если мы обнаружим крупное тело, которое, без сомнений, должно упасть на Землю? Космические буксиры, способные захватить астероид и сдвинуть его с орбиты, термоядерные

заряды на ракетах противокосмической обороны, способные разрушить летящую глыбу, покраска астероидов, которые в этом случае могут быть сдвинуты со смертоносного курса «солнечным ветром», — пока все это проекты из области фантастики. Наиболее реальной на фоне таких предложений выглядит директива МЧС, в соответствии с которой ученые должны предупредить ведомство о возможной атаке астероида за 35 дней. За это время спасатели сумеют вывести из опасной зоны несколько миллионов человек. Пока это все, что мы можем сделать.

Настоящей сенсацией в интернете в прошлом году стал видеоролик, снятый 10 мая космическим аппаратом SOHO, который наблюдает за Солнцем. В кадре видно, как гигантское (не менее 1000 километров в диаметре) космическое тело врезается в светило, после чего на звезде начинается мощный выброс энергии.

Астрономы могли лишь констатировать факт: на Солнце упала комета, и такие столкновения, к слову, происходят регулярно. В интернете можно найти аналогичные ролики, датируемые мартом 2010 года или июнем 1998-го, когда на Солнце упало сразу две кометы с интервалом в полсекунды.

И все бы ничего, но только ученые не могут предсказать, когда и откуда прилетит очередной объект. К нашей радости, сила тяготения Солнца настолько огромна, что оно притягивает к себе большинство непрошеных гостей, залетевших в Солнечную систему. Шанс, что у космического странника хватит энергии и скорости, чтобы преодолеть гравитацию звезды, ничтожно мал, но он все же существует. Конечно, можно развить на этой основе спекулятивную теорию скорого конца света, но пусть этим занимаются кинематографисты, гораздо приятнее наблюдать за апокалипсисом на экране кинотеатра, чем в окне своего дома.