Кометы возле Кита совсем разбушевались

Кометы возле Кита совсем разбушевалисьЗвезда 49 Кита, расположенная от нас на расстоянии 189 световых лет, выглядела бы самой ординарной, если бы не газовое облако, удаленное от нее на 50 астрономических единиц. Дело в том, что, по подсчетам экспертов, возраст светила составляет от 40 до 60 миллионов лет и облако уже давно должно было рассосаться. Почему же этого не случилось?

Как правило, газопылевые облака вокруг звезд рассасываются по мере формирования планетной системы, если только светило не сформировалось в регионе с высокой концентрацией межзвездного газа (в данном случае это не так). На рассасывание уходит максимум миллион лет. При этом 49 Кита является самой обычной звездой отнюдь не редкого спектрального A1VC-класса со средней металличностью и массой, равной 2,17 солнечной.

Бенджамин Цукерман из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Инсеок Сонг из Университета Джорджии (США) предположили, что "виной" всему аналог нашего пояса Койпера, присутствующий в этой молодой звездной системе. В Солнечной системе масса астероидного пояса составляет 0,1 земной. Предполагается, что изначально, после формирования нашей системы, масса пояса Койпера равнялась 40 земным, но за последние 4,5 миллиарда лет планеты и другие небесные тела возле Солнца подверглись изрядной кометной бомбардировке, которая сильно "проредила" пояс.

Между тем, как подсчитали астрономы, астероидный пояс в системе 49 Кита весит 400 земных масс. Это вдесятеро превышает массу пояса Койпера на заре Солнечной системы и в 4 тысячи раз — его нынешнюю массу!

Таким образом, в системе созданы самые что ни на есть экстремальные условия. "Сотни триллионов комет вращаются вокруг 49 Кита и еще одной звезды, что чуть моложе, около 40 миллионов лет, — комментирует Цукерман. — Представьте себе эту прорву, каждая комета размером с кампус Калифорнийского университета (примерно 1,6 километра в диаметре), все это вертится вокруг звезды и то и дело натыкается друг на друга… По нашим подсчетам, кометы вокруг обеих звезд сталкиваются каждые шесть секунд. Я был изумлен, когда мы получили эти цифры".

До этого подобный феномен наблюдался только один раз — вокруг белой молодой звезды спектрального класса, А — HD 21997. В нашей Солнечной системе столкновения между кометами, конечно, тоже происходят, но они довольно редки, так как размеры комет довольно малы. Чаще всего кометы падают на планеты или другие крупные космические тела, но катастроф опять-таки не случается, поскольку размеры комет несоизмеримы с размерами тел, о которые они ударяются. Но если предположить, что таких комет в системе сотни триллионов, то, как бы малы они ни были, они станут постоянно сталкиваться друг с другом: в среднем десять раз за минуту.

Пока сложно оценить все последствия, которые может иметь такая ситуация. Но вот о том, какое количество газа высвободится после этих коллизий, можно сказать более или менее точно…

По мнению ученых, по мере приближения к светилу, особенно в пределах так называемой "снеговой линии", столкновения должны происходить реже. Поэтому можно допустить, что в этом регионе могут формироваться планеты (хотя современные приборы пока не в состоянии их обнаружить). Однако, при наличии кометного пояса такой массы формирование планет-гигантов должно иметь свои особенности.

Кстати, не так давно исследователи наблюдали в созвездии Кентавра обратный феномен. У молодой звезды TYC 8241 2652 1 (ее возраст около 10 миллионов лет), которая расположена примерно в 460 световых годах от Земли и была обнаружена в 2008 году, бесследно исчез зафиксированный ранее пылевой диск. Он был разогрет до 180 градусов и находился на довольно близком расстоянии от звезды. Поскольку в аналогичном регионе Солнечной системы когда-то зародились Меркурий, Венера, Земля и Марс, было выдвинуто предположение, что и вблизи TYC 8241 2652 1 могут существовать планеты, подобные нашей.

Астрономы наблюдали свечение, начиная с 1983 года. Но в январе 2009 года внезапно оказалось, что оно уменьшилось на две трети, а 2010 году практически исчезло… Особенно удивляло ученых то, что газопылевой диск вокруг звезды улетучился в рекордно короткие по астрономическим меркам сроки: обычно этот процесс занимает от сотен тысяч до миллионов лет.

Группа ученых выдвинула гипотезу о том, что светило с самого начала не имело постоянного протопланетного диска. Возможно, произошло единичное столкновение двух массивных небесных тел — планет или очень крупных астероидов, что привело к выбросу в околозвездное пространство большого количества разогретой пыли. Впоследствии же эта пыль либо рассеялась, либо осела на поверхности звезды.

Возможно, рано или поздно исследования позволят подробнее судить о подобных явлениях. А пока нам остается только удивляться, когда события разворачиваются не по сценарию…