Ройстонская пещера — это помещение в форме колокола, выдолбленное в меловой стене в городе, Ройстоне, который лежит на древней Икнилдской дороге. Происхождение пещеры неизвестно, хотя рельефы на ее стенах, несомненно, средневекового происхождения и имеют религиозный характер. В некоторых фигурах можно узнать св. Екатерину, св. Лоренса и св. Кристофера. Другие, как считают, изображают Марию Магдалину, Ричарда Львиное Сердце и ветхозаветного царя Давида.

Пещера была обнаружена в 1742 г. рабочими, которые сдвинули с места мельничный камень, чтобы вбить опоры для скамьи. В пещеру спустили маленького мальчика, чтобы он посмотрел, нет ли там сокровищ. Работами по открытию пещеры руководили Джордж Леттис и Уильям Лилли — портной и торговец, жившие в доме над входом в пещеру. Никаких сокровищ найдено не было. Зато обнаружили остатки человеческого скелета, фрагменты кубка и небольшой кусок латуни.

Возможно, пещерой пользовались рыцари-тамплиеры до того, как орден был упразднен папой Климентом V в 1312 г. Местная исследовательница Сильвия Бомон считает, что храмовники использовали пещеру между 1199 и* 1254 гг., когда держали в Ройстоне еженедельную ярмарку. Пещера могла быть использована как холодильная камера для продуктов торговли, а также как часовня для частных лиц.

Некоторые из рельефов явно языческого происхождения. Один из наиболее известных изображает женщину с короной, держащую в поднятой руке колесо с восемью спицами. Христиане признали в ней св. Екатерину. Тамплиеры особо почитали эту святую, поскольку именно в годовщину праздника св. Екатерины в 1177 г. они одержали победу над сарацинскими войсками под командованием Саладина. Однако, по другим версиям, здесь изображена Персефона, царица подземного царства.

Изображение св. Кристофера может также иметь отношение к образу Гермеса, покровителя путешественников и торговцев. Его помощниками были отшельники, охранявшие дороги и тропы. Изображение двух фигур рядом друг с другом, возможно, является частью известного тамплиерского символа: два рыцаря на одной лошади. Еще один рельеф на стене остается загадкой, хотя и его связывают с тамплиерской символикой. На нем изображен мужчина, стоящий перед алтарем, но на голове у него, по всей видимости, колпак еретика. «Если это действительно так, — пишет Питер Хулдкрофт из Ройстонского исторического общества, много лет занимавшийся пещерой, — то фигура может изображать Великого магистра храмовников Жака де Моле, которого сожгли на костре в 1314 г. в Париже. Сначала у нас были сомнения, поскольку Великий магистр изображен без бороды, но ведь бороды сбривали перед казнью. Это очень интересная гипотеза, поскольку она помогает датировать пещеру, а также доказывает, что храмовники пользовались пещерой после того, как их орден был запрещен. Они собирались здесь тайно, чтобы принять в свои ряды новых членов или дать клятву верности».