Без Лавры Киев немыслим. Высокие колокольни на холмах, белоснежная легкость церквей с сияющими крестами словно драгоценные камни, брошенные щедрой рукой на бархат майской зелени. А началось все с пещеры, выкопанной на склоне днепровской кручи монахом Антонием.

Большинство исследователей указывает 1051 год как год поселения преподобного на месте нынешних Дальних пещер. И именно эту дату принято считать началом основания Киево-Печерского монастыря.

Антоний считал, что служение Богу состоит в суровой аскезе и уединении. Чуть позже к нему присоединился Феодосий, видевший путь спасения в труде и заботе о ближних и учредивший "общежительный" монастырь. Полная чудесных и драматических событий жизнь Лавры всегда была связана с пещерами.

Жизненный подвиг

Уже в XI веке число монахов увеличилось, началось формирование подземного монастыря. В крошечных пещерках, десятилетиями не видя дневного света, братья предавались посту и молитве. Самым суровым обетом было затворничество. Приняв его, монах символически умирал для мира, его замуровывали в келье, оставляя лишь маленькое окошко, сквозь которое раз в несколько дней затворник получал воду и пишу. На долгие годы затворники прекращали общение с людьми, обрекая себя на полное одиночество. Если монах не отзывался на благословение, когда приносили пишу, келью раскапывали, чтобы убедиться, что ее обитатель умер. Умерших хоронили в их же кельях.

После строительства Успенского собора насельники Печерского монастыря переселились в Верхнюю Лавру. Пещеры же стали использоваться как место молитвенного уединения и погребения монахов. Умершего клали на доску, покрывали лицо и помещали в узкую нишу-луку-лу. Со стороны пещерного коридора погребение заставляли иконой или замуровывали его. Через три года останки открывали: черепа и кости складывали в отдельных костницах. Однако тела многих подвижников не разлагались, а мумифицировались. Их объявляли нетленными и причисляли к лику святых. В 1643 году был составлен "Канон Печерским Святым", а к XVIII столетию церковь признала печерских святых общерусскими.

При святителе Петре Могиле мощи преподобных начали перекладывать из древнерусских нишлукул в раки-саркофаги, которые для удобства богомольцев устанавливались в специально выдолбленных нишах — аркосолиях. На стене над каждой гробницей находилась икона почивающего в ней святого.

Дальние пещеры

Дальние Феодосиевы пещеры расположены на глубине от 5 до 15 метров, их протяженность около 300 метров. В них находятся мощи 45 преподобных. Церковные источники говорят о разных чудесах, явленных здесь.

Одно из самых очевидных — мироточивые главы, "о которых нам неизвестно, от каких они людей, но, что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром", — написано в Печер-ском патерике. Они хранятся в серебряных и стеклянных сосудах в одной из подземных церквей. Еще в древности началось изучение этого чуда. Главы мироточат не одновременно, и состав их мира неодинаков. Ежедневно в 13.00 в храме преподобного Феодосия Печерского в Дальних пещерах совершаются молебны, после которых все присутствующие помазываются миром от чудесных глав.

В Феодосиевых пещерах находится рака с мощами Ипатия Печерского, прозванного Целебником. Еще при жизни он врачевал женские болезни. К нему же обращаются молодые матери, если нет молока. Агафону-чудотворцу, при жизни обладавшему даром предвидения и целительства, паломники молятся о здравии, а Моисей Угрин спасает от пламени плотских страстей.

Ближние пещеры

Ближние Антониевы пещеры были основаны в 1057 году. Общая длина их подземных коридоров составляет 383 метра. В результате нескольких переделок подземные ходы утратили свои изначальные размеры. Ныне их высота составляет два с половиной метра, ширина—полтора. В 1830 году полы пещер выложили чугунными плитами, изготовленными в Туле.

В Ближних пещерах покоятся мощи 73 печерских подвижников, в том числе основателя монастыря преподобного Антония. Легенда гласит, что перед смертью он попрощался с братией и вошел в свою келью, после чего земля за ним осыпалась. Иноки хотели откопать останки преподобного, но пламя, ударившее из-под земли, лишило их этой возможности. При попытке проложить в келью еще один ход на братию обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и по сей день.

В Антониевых пещерах покоятся мощи Нестора Летописца, у которого просят о помощи в учебе, а былинный Илья Муромец наделяет силой. Искренняя молитва перед гробом Иоанна Младенца помогает излечиться от супружеского бесплодия. Погребенный в Антониевых пещерах Агапит Печерский при жизни никогда не отказывал в помощи страждущим. И после смерти Агапит не раз являл миру чудо исцеления даже безнадежно больных. Преподобный Дамиан, лечивший молитвою и святым елеем, продолжает свое богоугодное дело и поныне. К нему обращаются с просьбой о здоровье и благополучии. Даром целительства обладают и мощи первого иконописца Киева—Алипия Печерского.

Сила молитвы и подвиги печерских иноков привлекают в Лаврские пещеры сотни тысяч людей, приходящих поклониться их святым мощам и просить совета и участия. Все страждущие здесь услышаны и обретают успокоение. "Если святых будем призывать с верою и любовью, то они тотчас же услышат нас", — писал Иоанн Кронштадтский. Если вы действительно нуждаетесь в помощи, ваши помыслы чисты, а молитва исходит из глубины сердца, в Лаврских пещерах вы почувствуете, что святые угодники молятся вместе с вами, а значит, ваша молитва будет услышана.

Наука против религии: победителей нет

Скептики всегда подвергали сомнениям Лаврские чудеса. Однако неоднократные научные исследования так и не смогли найти объяснения феномена нетленности мощей.

Во времена атеистической пропаганды в Антониевых пещерах был устроен филиал музейного городка. Именно в этот период ученые пытались научно обосновать причины нетленности мощей. С этой целью в пещерах не раз проводили исследования. В результате было установлено, что среднесуточные показатели температуры в пещерах изменяются в пределах 7-9 °С, а относительная влажность составляет 79-99 %. Эти условия крайне неблагоприятны для сохранения каких-либо органических веществ. Не получила также подтверждения теория бальзамирования тел. Ученые пришли к выводу, что останки святых, возраст которых исчисляется сотнями лет, сохранились необъяснимым наукой образом, то есть фактически признали, что это чудо. Химический анализ мира, проведенный Ю. В. Хмелевским в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института в 1988 году, обнаружил в нем высокое содержание белка, что характерно только для живых организмов. Феномен мироточивых глав ученые объяснить не могут.