Несколько лет назад в японском городе Яцусиро решили восстановить небольшой храм, построенный еще в 17 веке. Храм окружала полуразвалившаяся каменная стена. Нужно было разобрать стену, которая грозила рухнуть на головы горожан. Вынув несколько камней из фундамента, строители приостановили работы и пригласили полицейских. Оказалось, что в земле, примерно на полутораметровой глубине, лежат человеческие кости.

Приехавшие на место происшествия блюстители закона вскоре выяснили, что состава преступления здесь нет, так как обнаруженным останкам уже много лет. Сколько? На этот вопрос смогли ответить археологи. Они установили, что кости принадлежали ребенку, убитому более трех столетий тому назад. Находка не слишком удивила ученых. Ведь в древности во многих странах существовало поверье: если в основании здания находится человеческий скелет, оно будет очень прочным и простоит века. Существует множество легенд, описывающих подробности убийств малолетних детей, предназначенных для жуткого ритуала, который, по поверью, делал строение долговечным.

В Германии, например, перед началом строительства замка Либенштейн мать, растившая без отца пятерых детей, сама привела малолетнюю дочку и предложила в качестве жертвы. Сумма, которую посулили женщине за жизнь ребенка, показалась ей слишком маленькой, и она долго торговалась. Наконец ударили по рукам. Однако мастер, руководивший строительством замка, потребовал у матери, чтобы она не уходила и успокаивала девочку. В толстой каменной стене устроили нишу, в которую посадили ребенка. Туда же поставили столик, на нем разложили игрушки и сладости. Девочка, не привыкшая к сытости в бедной семье, накинулась на угощение, а потом взяла со стола куклу и стала ее баюкать.

Наконец ребенок обратил внимание на то, что его отгораживают от матери каменной стенкой. Приняв происходящее за какую-то новую интересную игру, девочка стала кричать: «Мамочка, я тебя вижу!» По мере того, как стена росла под руками рабочих, малышка продолжала выкрикивать: «Я все еще вижу тебя!» Когда же в стену был положен последний камень, из ниши глухо донеслось: «Все, я тебя больше не вижу. Мамочка, возьми меня отсюда! Получив плату за жизнь своего ребенка, мать спокойно удалилась.

Похожая история, согласно летописям, произошла в средневековом Копенгагене. В течение нескольких лет вокруг города не могли построить прочную крепостную стену - она постоянно обрушивалась то в одном, то в другом месте. Тогда было решено использовать последнее средство - замуровать в стену живого ребенка. Однако на этот раз жертвой выбрали уже 12-летнюю девочку, которая понимала весь ужас своего положения, кричала и плакала, протестуя против насилия. Для того чтобы заглушить вопли бедняжки, рядом с нишей, где она была замурована, в течение нескольких дней без передышки играли музыканты. Говорят, до сих пор участки древней кладки время от времени сотрясаются от рыданий безвинно погубленного ребенка.

В Шотландии и Англии считалось, что ребенка не обязательно замуровывать в строении. Достаточно было оросить стены его кровью. Но и здесь существовали свои правила. В качестве жертвы годиться только малолетний ребенок, к тому же незаконнорожденный.

У сербов есть легенда о том, как три родных брата взялись построить на берму реки крепость. Они наняли триста каменщиков, которые работали от зари до зари. Однако, просыпаясь утром, каменщики видели крепостные стены разрушенными. Решив, что здесь не обошлось без нечистой силы, каменщики пошли к братьям, которые их нанимали. «Мы боимся работать, - заявили каменщики. - Черт за ночь ломает все, что построено днем, поэтому завтра мы уйдем отсюда, а вы никогда не закончите свою крепость, потому что ни один человек не захочет иметь дело с нечистым!» Поразмыслив, братья приняли страшное решение. Вспомнив обычаи предков, они задумали замуровать в стену рушащейся крепости человека.

По их мнению, нечистая сила, задобренная таким образом, перестала бы чинить строителям препятствия. Но кого избрать в качестве жертвы? Каждый день ближе к полудню к братьям приходили их жены и приносили обед. «Пусть та из них, которая первой принесет еду, и сложит здесь свою голову!» - решили мужчины. Они договорились также не говорить женам о своем решении, пусть сам Бог рассудит, которая из женщин окропит своей кровью каменную кладку.

Однако ночью старший и средний братья потихоньку сходили в деревню и предупредили своих жен о грозящей им опасности. А младший, понадеявшийся на честное слово родственников, спокойно спал всю ночь. В полдень на дороге, ведущей из деревни к строящейся крепости, появилась ничего не подозревающая жена младшего брата. Ее немедленно схватили и замуровали в стену. Незадолго до этого бедняжка родила, поэтому она умолила своих мучителей оставить в стене отверстие, через которое она могла бы кормить младенца.

В этом ей не отказали. Но когда ребенок подрос настолько, что уже мог обходиться без материнского молока, в стену вставили последний камень. Невероятно, однако, с тех пор крепость перестала разрушаться и могла противостоять нашествиям врагов. Иной раз жертвой становился первый попавшийся человек. Так, в 1463 году крестьяне, возделывавшие поля на берегах польской реки Ногауг, решили укрепить плотину, которая время от времени разрушалась и вода губила их посевы. Для того чтобы укрепить плотину, крестьяне напоили вином нищего, зашедшего в одну из деревень, а потом закопали его живьем неподалеку.

Вера в то, что человеческая плоть, заложенная в фундамент того или иного строения, делает его крепче, существовала не только в Европе и Японии, но и, конечно же, в далеких экзотических странах. В 18 веке французский матрос Джон Джексон волей судьбы оказался на острове Фиджи и несколько лет жил среди коренного населения. Однажды туземцы задумали построить своему вождю новое жилище. Как-то раз Джексон, прогуливаясь неподалеку от места строительства, услышал, что из ям, в которые были поставлены угловые столбы, доносятся стоны.

Он подошел к одной из ям и увидел стоящего в ней человека, по пояс засыпанного землей. Руки несчастного были связаны таким образом, что он вынужден был обнимать столб. Оказалось, что в каждой яме стоит по человеку. Судя по всему, туземцы собирались закопать их живьем. Возмущенный моряк попытался препятствовать изуверским действиям дикарей, но те отогнали его от ям, объяснили, что если не закопать тут живых людей, вождь не сможет обрести крышу над головой. По их словам люди, стоявшие в ямах, добровольно согласились принести себя в жертву, и та сила, которая толкнула их на этот поступок, будет охранять дом после их смерти.

Можно до бесконечности перечислять случаи, когда в разных странах совершали человеческие жертвоприношения во имя незыблемости крепости или несокрушимости дворца. Откуда идет этот обычай, сказать трудно. Однако и сейчас новоселы, впускающие в дом кошку, и строители, бросающие в фундамент горсть мелких монет, приносят символическую жертву во имя прочности жилья и счастья в нем. И, скорее всего, даже не догадываются, что этот невинный обычай имеет длинные кровавые корни, уходящие в темные глуби истории.