Под этим термином сегодня понимается комплексное научное направление, охватывающее проблематику, называемую "неопознанные летающие объекты". Трудности становления этой проблематики в научном мире известны-это и отсутствие устойчивой научной парадигмы, и рабочей гипотезы, и экспериментальная невоспроизводимость, и вариабельность объекта исследования и многое другое.
Как известно, любая наука должна развиваться на фундаментальных основаниях. Сегодня кроме оставленных нам диалектическим материализмом истин, составлявших пъедестал любой научной дисциплины, полезно учитывать и некоторые концепции, способствующие продвижению и в области уфологии.
Первое. Это развитие представлений о материальности мира. Уфологическая практика заставляет полагать, что материален не только мир вещей, но разновидностями Материи являются также Энергия, Информация, Разум и Время. Такой подход вынуждает по-новому оценить сложившиеся приоритеты. Еще Ф.Энгельс полагал, что Разум, затухая на одном небесном теле, неизбежно возрождается на другом. В этом пастулате заложена не только идея перманентного существования и распространения Разума в Космосе, но и мысль о том, что Разум(сознание) всегда присутствовал во Вселенной наряду с Материей и неизвестно, что из них первично, а что вторично.
Даже мы с вами, доморощенные философы несравнимо более низкого ранга, воспитанные на ленинской теории отражения, понимаем сегодня, что искра разума может привести в движение массив материи, а искусственно сконструированная в голове идея, не диктуемая бытием, природой, может изуродовать это самое бытие.
Второе. Это концепция о многомерности мира и недоступности для нас предела его мерности. Об этом убедительно говорят в своих работах ветеран Советской уфологии москвич Ю.А.Фомин и особенно кроснодарец Е.В.Порфирьев. Мир представляется как качественно-количественная бесконечность бесконечностей материальноразумной реальности. Это интегрально распространяется как на Иерархию форм разума во Вселенной, где нам, трехмерным, по-видимому, в силу ограниченных возможностей восприятия отведен один из нижних уровней, так и на неисчерпаемость энергоиниформационных "разумных", а, может быть, и каких-то иных связей. Кстати, такой подход дает возможность допустить существование Сверхматериально разумного.
Отсюда вытекает, что Вселенная представляет собой единое взаимосвязанное целое, где возможны быстрые переходы из одного плана в другой с использованием высших измерений, а также существование параллельных и взаимопроникающих миров.
Третье-это постижение сути Времени и обращение к исследованиям А.Козырева и А.Вейника. Вырисовывается, что время-это физический фактор, обладающий свойствами, которые позволяют ему активно участвовать во всех природных процессах, обеспечивая причинно-следственную связь явлений. Время не распространяется во Вселенной, как свет, а присутствует в ней постоянно, а это означает, что его взаимодействие с процессами и объектами происходит мгновенно. Говоря проще, используя свойство времени, можно получать информацию из любой точки Вселенной или передавать ее в любую точку. Козырев А. утверждает, что звезды живут, излучают тепло и свет не за счет своих запасов, а за счет прихода энергии извне. Энергия эта-время.
И, наконец, четвертое. Это идея о существовании внеклеточных информационных структур, которая вытекает из нашего первого постулата об информации, как одной из форм существования материи.
Ю.А.Фомин, в частности, показал, что кроме биологической структуры человек(особь) обладает и так называемой информационнораспорядительной структурой(ИРС), существование которой угадывалось под условным наименованием "душа". ИРС содержит огромный объем информации; накапливает информацию при жизни особи и сохраняет ее после смерти; выполняет распорядительные функции, необходимые для формирования и функционирования живого организма; получает информацию о состоянии организма, его деятельности и взаимодействии с окружающей средой; обладает способностью обмениваться информацией с другими биологическими структурами и их информационными комплексами, как при жизни, так и после смерти; выполняет все связи вне зависимости от расстояний.
Биологическая структура(БС) не может функционировать без ИРС. При нарушении связи между ИРС и БС последняя погибает и распадается(смерть), а ИРС продолжает существовать, сохраняя весь комплекс информации и программ и, подчеркиваю, самосознание. Поэтому смерть следует рассматривать не как прекращение существования субъекта, а как переход его в новое качественное состояние.
На этой основе объясняется телепатия-передача информации на расстояние без применения технических средств. Она рассматривается как контакт ИРС на высшем уровне, что исключает зависимость от возможного экранирования и расстояний. Разновидностями телепатии являются экстрасенсорные диагностика и лечение, телевизионные сеансы экстрасенсорного лечения, а также спиритизм. Под этим понятием предполагается общение одного человека или группы людей с каким-то духом или духами с помощью блюдца, планшентки, маятника, рамки или без них.
Таковы некоторые концепции, учет которых, на наш взгляд, способствовал бы развитию уфологии. Нет сомнения, что элементы приведенных идей или близкие к ним рассуждения высказывались в разные времена различными авторами с использованием другой терминологии и понятийного аппарата. Упомянуть всех всех в коротком докладе невозможно. Во всяком случае изложенное можно рассматривать как попытку формирования нового естественно-научного подхода к уфологии.
Ну а что же сама уфология ?-Несмотря на сотни тысяч зарегистрированных случаев появления НЛО, сегодня мы не можем констатировать, что сбор и обобщение фактов привели к переходу количества в качество. И сегодня наши знания о генезисе НЛО, мотивации их действий практически не пополнились. Почему ? Можно, конечно, уповать на отказ официальной науки серьезно заниматься этим явлением или говорить о засекречивании информации, чтобы она не волновала широкую общественность. Но здесь, видимо, надо искать более глубокие причины.
Одна из них, по терминологии Ж.Валле-это многоликость объекта(его вариабельность, полиморфизм). Описание НЛО показывают, что мы имеем дело с широким спектром явлений, по-видимому, самого различного происхождения. Отсюда-представляющиеся бесполезными попытки классификации НЛО без понимания существа этих явлений. Внешнее сходство здесь не может выступать критерием.
Во-вторых, если допустить, что какая-то часть НЛО есть проявление деятельности инопланетных цивилизаций, то мы неизбежно столкнемся с качественно новыми категориями, требующими нового миропонимания. Не познав их мы вряд ли разберемся в природе непонятного явления.
К сожалению, многие работы на уфологическую тему не выводят нас за рамки вчерашних, скажем так, знаний и представлений. Это касается не только технических, но и других аспектов проблемы НЛО.
Расхожая концепция обычно сводится к следующему. Некая инопланетная цивилизация(цивилизации) достигнув превосходящего наш уровень развития, посылает на Землю обитаемый космический корабль(корабли) или зонды для автоматического сбора информации. Прямые контакты с нами заказаны до момента нашего "повзросления". Отдельным землянам все же "выпадает счастье" вступить в личный контакт с пришельцами(контакт третьего рода) или спиритическим путем. Совершенные корабли пришельцев все же имеют много общего с земной техникой, нуждаются в профилактике и ремонте и даже подвержены авариям.
Такая концепция представляется логичной и понятной. Она не противоречит нашему миропониманию и, главное, объясняет явление НЛО. Как говорит в работе "Анатомия чудес" Ю.А.Фомин:"Отрицать возможность такой концепции пока нет оснований, но и для ее утверждения явно недостает фактов. Она строится на спекулятивных предположениях, не подтверждающихся объективными данными. Мир, в котором мы живем, значительно сложнее, чем мы предполагаем, и происходящее в нем далеко не всегда соответствует нашим логическим представлениям".
В то же время, гипотеза о многомерности пространства и времени, предполагающая возможность существования параллельных миров, реальность осуществления связи с ними, снимает вопрос о расстояниях и времени перемещения на дальние расстояния и в корне изменяет все наше миропонимание. Признание существования ИРС живых организмов и возможности осуществления контактов между особями для получения и обмена информацией также существенно изменяет представление о возможных формах и целях контактов.
И, наконец, еще раз возникает вопрос о правомерности использования понятий "инопланетная цивилизация","инопланетянин".
При относительности расстояний и реальности существования параллельных миров, взаимопроникающих и пронизывающих миров такие понятия теряют свой первоначальный смысл и превращается в абсурд.
Можно также полагать, что часть случаев, которые мы относим к НЛО, являются неизвестными нам формами проявления ИРС. Пока об этих образованиях мы знаем недостаточно.
Завершая эту часть сообщения, хочу обратить внимание еще на два обстоятельства.
Формируя уфологическую парадигму, некоторые иссследователи теряют самое уфологию как научную дисциплину в потоке общефилософских, экологических и социальных проблем. Известны попытки представить уфологию в качестве универсальной панацеи для человечества. Это неверно. Не умаляя значения уфологии как науки не нужно забывать, что главное в ней-комплексное раскрытие всех сущностей феномена НЛО и его влияния на человеческую деятельность.
Наблюдается смешение научных подходов с религиозными. В данном случае одна загадка(НЛО) заменяется другой(богом). Можно использовать исторические церковные документы, но предавать науку во имя слепой веры недопустимо.
И небольшая ремарка о соотношении уфологии и эниологии - науки об энергоинформационном обмене. На наш взгляд здесь все очень просто: уфология должна использовать методы и достижения эниологии наряду с методами и достижениями других наук(физики, философии, биологии и т.д.).
В последнее время в уфологию мощным клином стал вторгаться спиритизм-мысленное, т.е. телепатическое общение с неизвестным корреспондентом или контрагентом. Зачастую люди, то есть спириты, безгранично доверяют получаемой информации, теряют способность к самостоятельности и, выполняя советы контрагентов, поневоле превращаются в биороботов. Были случаи, когда такое поведение приводило к трагедиям, вплоть до гибели спирита. Иногда сеанс дополнялся зрительными образами и даже полтергейстом.
Полученная информация иногда носит наукообразный характер и может трактоваться по-разному, содержит множество намеков и недомолвок, исключающих возможность проверки. Там, где проверка все-таки удавалась, выяснилось, что у разных спиритов, контактировавших с одним и тем же источником, сообщенные им концепции, как правило, противоречили друг другу. В большинстве случаев поступает либо известная людям информация, либо непроверяемая, либо дезинформация. Только 5-10 % телепатической информации подтверждается. Поэтому такой способ не может рассматриваться как источник информации.
Можно предположить, что контрагентами выступают ИРС умерших людей, активизирующиеся за счет энергии, заимствованной у людей, участвующих в сеансе связи.
Любопытно, что в XIX веке в России контрагентами в спиритических сеансах выступали души умерших или кто-либо из семейства Дьявола. Инопланетяне и космический разум не фигурировали. Все это возникло с началом космической эры и наиболее ярко отразилось в книгах Г.Адамского, установившего, по его утверждению, постоянные контакты с инопланетянами.
Спиритические контакты продолжаются и в наше время. Например, бюллетень "М-ский треугольник" специализируется, в основном, на публикации спиритической информации. Как указывает Ю.А.Фомин информация "М-ского треугольника" противоречит материалам другой спиритической группы, изложенная в брошюре М.Ельцина и Н.Лебедева "Смерть пилотов НЛО".
Иногда у спиритов, попавших в полную зависимость от контрагентов, и находящихся в постоянном контакте, создается уверенность, что они являются посланцами другого мира или инопланетянами, а их тело - это временная оболочка, позволяющая общаться с землянами.Наверное к этому разряду можно отнести и Мзию Левашову, и безусловно, итальянца Еуженио Сирагуза, которого уфоманы Аппенинского полуострова канонизировали еще при жизни.
И еще к тому же. По статистике "Союзуфоцентра" выявляется интересная тенденция: способность к спиритизму у многих переходит по наследству.
Следует ли включать в уфологию спиритизм? Только, как говорят бюрократы, в части касающейся с учетом выше изложенного.
Для продвижения вперед в уфологии не хватает традиционных знаний и методов, поэтому обращение к нетрадиционным способам познания можно рассматривать как необходимость. Но здесь возникает проблема доказательности, на которой зиждется наука.
Многоликость проявлений НЛО велика. В первую очередь нас должно интересовать воздействие их на людей, выявление факторов, провоцирующих его отрицательные эффекты. Надо принять во внимание результаты Ж.Вале по радиационному воздействию НЛО на туземцев в Южной Америке, оставление узоров на коже (случаи в Средней Азии и Прибалтике), поражение зрения, многочисленные случаи вивисекции и, наконец,попытки похищения и сами похищения людей без возврата.
А вот новые данные другого плана. В Японии мне передали видеофильм, о наблюдении НЛО на Луне, снятый через восьмисоткратный телескоп. Объекты размерами до 20 км летели над Луной со скоростью около 200 км/сек.
II. Медико-психологическое обследование контактантов
Медико-психологическое обследование контактантов- это результат работы сотрудников медико-психологического отдела "Союзуфоцентра" во главе с доктором мед. наук Р.В.Рожанцом, включающего врачей-психотерапевтов и психиатров, а так же медицинских психологов, в задачу которых входила охрана психического здоровья контактантов и их медико-психологическая реабилитация. То есть, мы хотели бы обратить Ваше внимание на личность самих контактантов, на их личностные особенности, их психологический статус и и состояние их психического здоровья. Тем более, что в доступной нам литературе, во всяком случае в нашей стране, мы не встретили аналогичных работ по данной проблеме.
Вся популяция контактантов может быть типологически разделена на 3 группы: здоровые неакцентрированные личности, здоровые акцентированные личности и "проблемные". Это континуум, из одной группы люди могут мигрировать в другую в зависимости от микросоциальных условий, влияния среды, но внутри каждой группы существует классификация, на которой за неимением времени останавливаться не будем.
Хотелось бы обратить внимание, что группа "проблемные" вовсе не означает, что все они душевнобольные. Эта группа включает в себя и пограничные нервно-психические расстройства (психопатии, неврозы), относящиеся не к "большой" психиатрии (психозов), а к так называемой "малой психиатрии".
Было проведено клиническое и экспериментально-психологическое исследование 106 контактантов, обратившихся в "Союзуфоцентр", из них 56 человек были обследованы только клинически, а 50 человек - комплексно, клинически и с применением батареи, комплекса объективных психологических методик. Следует сказать, что обследование в секторе контактантов - это довольно трудоемкий процесс. Клиническое обследование проводили независимо друг от друга, как правило, два врача-психотерапевта (как независимые эксперты, случаев несовпадения диагностики не было). Время обследования (комплексного) каждого контактера в среднем 3-4 часа. Был использован следующий набор тестовых психологических методик (что такое объективность?):
1. Методика многостороннего исследования личности - русский модифицированный и нестандартизованный вариант американского теста ММPI, предназначенный для исследования как нормальной, так и патологической личности, а так же актуального психического состояния - этот психодиагностический тест количественно оценивает психическое состояние, но не диагносцирует болезни.
2. Методика "16 личностных факторов" - модификация теста "16 PI" - Р.Кэттэлла для выявления ведущих личностных характеристик, детерминирующих поведение.
3. Методика "Прогрессивные матрицы" Равена для оценки интеллектуальных функций, количественного определения способности человека к обучаемости, анализу, синтезу, абстрагированию.
Предварительная клиническая характеристика обследованных: Здоровые-неакцентированные личности - не выявленно
Здоровые акцентированные личности - 4 человека
"Проблемные" - 102 человека, из них:
шизофрения - 47 человек из них парафренный этап параноидной шизофрении 16, периодические формы - 9, дефектное состояние с выраженными дефицитарными расстройствами - 10, дифференциально-диагностическими сомнениями о форме хронического душевного состояния - 10 человек;
психопатии - 40 человек, из них параноидные формы - 24, истерические - 12, гипертимные - 6 человек;
интеллектуальная недостаточность - 5 человек ("индуцированый бред");
органические поражения ЦНС - 80 человек (церебральный атеросклероз, последствия травмы головы с потерей сознания и т.п.);
циклотимия - (маниакальная фаза) - 2 человека.
В этих случаях больным была предложена альтернативная помощь (особенно, если речь шла о защите от отрицательного влияния космических сил): терапия психотропными препаратами и их сочетаниями. Более половины обследованных проявили готовность продолжать контакты с врачом и принимать лекарства (иногородние!). То есть, эта часть контактантов и работа с ними может рассматриваться как альтернативный вариант, уфологический вариант психоневрологического диспансера. Сама по себе гуманная цель, это позволяет больным не обращаться к официальным психиатрам с вытекающими отсюда для них возможными последствиями.
Психологические особенности контактантов усредненный профиль личности контактантов, полученный с помощью психологических тестовых методик, характеризуется: склонностью контактантов к формированию своеобразных, необычных концепций, суждений, умозаключений, носящих сверхценный характер и мало поддающихся коррекции, в сочетании с нарушением социальной адаптации, импульсивностью, взрывчатостью. Замкнутость, избирательная общительность этих людей причудливо и парадоксально сочетаются с демонстративностью, артистизмом, богатством воображения и широкими контактами, носящими формальный характер и лишенных адекватной эмоциональной окраски и глубины. Высокая способность к абстрагированию сочетается у этих лиц с эмоциональной выразительностью, пессимистической оценкой перспективы. Богатое творческое воображение,субъективизм, стремление следовать за своими мыслями, куда бы они их ни заводили. В целом для группы контактантов высокий социальный и волевой контроль поведения, дисциплина эмоций и общего поведения, проявление заботы о своей социальной репутации и реноме.
Анализируя полученные результаты, хотелось бы предостеречь от всевозможной дискредитации уфологических исследований группой больных людей,на которых нередко ссылаются наши средства массовой информации, некритично используя их, в том числе и бредовые высказывания. Это серьезные вопросы этики. Представляется продолжить научно-исследовательскую работу по медико-психологическим аспектам уфологии, особенно, в отношении лиц, где речь не идет о клинических случаях душевных заболеваний, (особенно же далеко зашедших), сосредоточив научное исследование на здоровых или лицах с пограничными функциональными расстройствами. Представляется, что полученные результаты нецелесообразно, особенно в их клинической части, публиковать в научно-популярных изданиях.
Ажажа В.Г.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Класснуть
Читать еще: