Образ этой хорошо знакомой всем птицы весьма противоречив. У разных народов и в разные времена она вызывала порой диаметрально противоположное отношение. Однажды я задумалась над созвучностью слов сорок, сорока и сорочка. Я хорошо знаю, что в базовых словах каждого языка могут скрываться удивительные тайны. Не раз, потянув за тоненькую ниточку при расшифровке первичного значения такого слова, удавалось выйти на интересные открытия. О некоторых из них я уже писала. Например, в статье про Божье око. Вот и теперь'созвучие трех вышеуказанных слов было предметом моих досужих размышлений до тех пор, пока я не встретилась с куклой Сорокой. Яркий, самобытный образ Сороки заставил с новым интересом посмотреть на ребус «сорока». Сейчас я поделюсь с вами тем, что удалось обнаружить и собрать, работая над этой темой.

Сорок сороков

В славянских языках, таких как украинский и русский, есть одна загадка. Слова, обозначающие числительные от двадцати до восьмидесяти образованы единообразно: тридцать, пятьдесят, семьдесят и тому подобное. Исключение составляет только число сорок. Откуда взялось это название числа, которое должно бы называться четыредесят?

Исследователи считают, что в давние времена существовала именно давно. «Сорокой» или «сорочкой» назывался мешок, в котором помещалось четыре десятка соболиных, куньих и тому подобных шкурок. Именно столько меха нужно было набрать на шубу. Таким образом, сорок выступало числом систематизированного множества, удобным для счета при торговле. Хотя словосочетание «сорок сороков» как раз обозначает неопределенное множество, абстрактно большое количество. Похоже на то, как «тьма» — «тысяча» употребляется в выражении «тьма тьмущая».
Но откуда же возникло название этого самого мешка? Есть предположение, что славяне переняли его то ли у греков, то ли у турков. Выдвигается также версия, что скандинавское serkr, обозначающее «шкура» и «рубашка» («берсерк» — «медвежья шкура, рубашка»), связано с нашим словом «сорочка». Ученые мужи страстно спорят, кто у кого в данном случае заимствовал это слово, но тем не менее очевидно, что оно общее для славян и варягов. Хотя у меня вызывает большое сомнение, что наш народ, имевший достаточно высокий уровень культуры, оказался не способным самостоятельно назвать предмет первой необходимости, имеющий, как мы увидим позже, глубокий сакральный смысл.

Что же касается названия числа, мне больше импонирует точка зрения, высказанная еще В. Далем, выводящем слово сорок от словосочетания со рок. Рок — судьба, срок, урочное, уреченное время, пора, а ректи — говорить, вещать, сообщать. Таким образом, сорок — это число, соответствующее Року или судьбе. Сорок и срок — возможно, когда-то были синонимами? Сорок — это временная единица, определяющая срок, назначенный, изреченный роком? Посмотрим, что говорит об этом древняя наука нумерология.
такая форма числительного. В пользу этого предположения говорит то, что, например, в литовском языке сохра-нилась похожая форма — keturiasdesimt.

Откуда же взялось это слово, так явно выбивающееся из общего ряда? Общепринятая на сегодняшний день версия гласит, что обычай считать сороками появился на Руси очень давно. Исследователи считают, что в давние времена существовала именно давно. «Сорокой» или «сорочкой» назывался мешок, в котором помещалось четыре десятка соболиных, куньих и тому подобных шкурок. Именно столько меха нужно было набрать на шубу. Таким образом, сорок выступало числом систематизированного множества, удобным для счета при торговле. Хотя словосочетание «сорок сороков» как раз обозначает неопределенное множество, абстрактно большое количество. Похоже на то, как «тьма» — «тысяча» употребляется в выражении «тьма тьмущая».

Особое значение этого числа хорошо объяснялось пифагорейцами, последователями учения великого математика, философа и мага. Они утверждали, что в «четверице», тетрак-тисе заключено описание Универсума, проявленного Мира:

*1 — Бог, самодостаточность, первичный импульс;

*2 — Богиня, пара, дуальность, взаимодействие;

*3 — Дитя, движение, развитие;

*4 — Материя, остановка, проявленность; четыре стихии, четыре стороны света.

Сложение первых четырех цифр порождает десятку, или декаду: 1+2+3+4=10. Первые три цифры выражают Божественный мир, или Троицу, четверка дает возможность воплотиться, материализоваться божественному творению. Десятка, таким образом, путь, который необходимо пройти Первичному импульсу до воплощения. Но для полного и окончательного завершения акта творения необходимо пройти этот путь четырежды, в соответствии с особенностями четырех основных стихий, в четырех основных направлениях (восток, юг и т. д.). К слову, эта закономерность великолепно иллюстрируется системой построения младших цифровых арканов карт Таро. Только так дух может обогатиться опытом проявленного мира: 10x4=40. Таким образом, сорок символизирует тайну инволюции духа с его окончательным падением в материю и возможностью оттолкнуться от дна материальности для последующего возрождения.

Мы можем встретить отголоски восприятия сакральности числа сорок, идущие с незапамятных времен и плавно перешедшие во времена христианства: «сорок морозов после праздника Сорока мучеников (праздника Сороки)»; Масленица — «трех матерей дочка, сорока бабушек внучка» и тому подобное.

Следует отметить, что особое значение числа сорок встречается не только в славянском мире. Достаточно вспомнить Али Бабу и сорок разбойников из арабской сказки. В предместье Константинополя, к примеру, есть район «Сорок церквей».

С числом сорок связаны и представления о странствиях души. Нумерология и здесь проливает свет на тайну сорока. 1 — начало всех вещей, 3 — Божественное число творения. С помощью этих чисел мы можем получить усложненный, более совершенный образ Проявленного Мира. Единица, три, трижды три и трижды трижды три, то есть геометрическая прогрессия. Получаем 1+3+9+27=40. Эта формула принадлежит к наиболее сакральным. Она выражает этапы перехода души в иной мир, приобщение ее к вечности. После дня похорон поминки отмечаются на 3-й, 9-й, 27-й (редко) и на 40-й день. Эти сроки обозначают качественные переходы, рывки и разрывы с прежними уровнями. Люди, понесшие утрату и находящиеся в тесной связи с удаляющейся душой, отмечают несомненные изменения своего состояния в эти моменты.

Примечательно существование точки зрения о том, что после зачатия душа вселяется в зародыш лишь на сороковой день. До этого она пребывает рядом с матерью, присутствуя при начальной стадии формирования нового тела, присматриваясь к маме и давая ей возможность принять окончательное решение по поводу наступившей беременности.

И еще, у украинцев на сороковой день после рождения крестная мать дарила крестнику его первый поясок, который не снимался до трехлетнего у девочек и четырехлетнего у мальчиков возраста. Он вместе с нательным крестиком (значительно более поздняя традиция) считался самым сильным оберегом малыша. Откуда в этом случае период в сорок дней? Возможно, до этого момента ребенок еще не до конца воплотился, и его охраняют высшие силы? А на сороковой день после рождения душа окончательно пересекает невидимый рубеж, и поясок (также один из сакральных элементов одежды) помогает неокрепшему телу удерживать ее в новом мире?

Таким образом, можно сказать, что сорок выражает 4if?.io испытания, предшествующее» переходу души в
иное качество. Именно столько дней требуется для преодоления сомнений, страхов, и страстей. Сорок дней продолжался потоп, завершившийся радугой Завета. Сорок лет водил Моисей свой народ по пустыне. Сорок дней провел Христос в пустыне, прежде чем вышел к людям с новым учением. Сорок дней прошло между Воскресением и Вознесением Христа.

Не случайно мы можем насчитать сорок звезд на иконе Софии Премудрости Божия XV века. Следовательно, сорок — это срок, период, действительно отмеченный Судьбой или Роком, неким высшим законом. Единица времени, соразмерная высшему ритму Бытия.

В Украине число сорок было ключевым при подготовке к свадьбе. Девушка до вступления в брак должна была соткать сорок поясов и вышить не менее сорока рушников. Каждый из этих предметов прокладывал дорожку будущей счастливой семейной жизни на разных ее этапах.

Теперь интересно было бы про-следить связь между словами сорок, сорочка, сорока.

Сила сорочки

Сорочка — так называется женская и мужская нательная одежда. В русском языке это название практически вытеснено словом «рубашка». В украинском оно по праву до сих пор занимает почетное место. В Украине сорочка, особенно мужская, была символом «кохання» (точного перевода на русский язык нет). «Випрати (выстирать) сорочку» — означало в чумацких песнях стать возлюбленной чумака во время его странствия. Чумаки остерегались давать в пути чужим женщинам стирать сорочку, хоть бы и пошла «сьома недшя» странствия. Это и понятно. Пропитанная потом сорочка была почти что второй кожей или даже двойником чумака. Его единственной защитой там, где не было родных стен, которые помогают. Чумаки хранили верность оставшимся дома любимым, зная, что женщина, стирающая сорочку, получала особую власть над ее хозяином.

Сорочки, вышитые символическими орнаментами, присущими данному региону, обладали большой защитной силой. Через узоры, цвета и символы вышиванка обеспечивала связь с силами родной земли и предками.

Считалось, что доживет до старости тот, у кого была «четвергова» сорочка. Ее для своего мужа кроила и
Традиционная украинская вышиванка XIX века. Историко-архе-ологический музей «Древняя Арата — Украина» в селе Триполье.
шила жена за один четверг, навязывая на ней столько узелков, сколько лет жизни желала своему мужу.

Новорожденных принимали в старую родительскую сорочку. Мальчиков — в отцовскую, девочек — в материнскую: «Бо вони (сорочки) вже випробуваш». На Черниговщине, собираясь в людное место, на малышей надевали сорочки задом наперед, чтобы «не пристав пристргг» (сглаз).

Особым знаком счастливой доли считалось рождение в «сорочке». Про таких людей говорили, что он «счастье в пазухе носит». Эту «сорочку» высушивали и зашивали в ладанку. Ее хранили и передавали из поколения в поколение. Считалось, что она приносит удачу всему дому. Куда бы ни ехал обладатель «сорочки» и что бы ни делал, — ему всегда сопутствовал успех.

Так неужели слово сорочка, как считают некоторые исследователи, произошло от названия мешка для хранения шкур, в котором прорезали дырки для рук и головы? Или от варяжского слова «шкура»? Вряд ли. Скорее, можно сделать вывод, что осознанно, с любовью и по всем правилам пошитая и вышитая сорочка — это зашифрованное соединение сорока божественных энергий, творящих совершенную, гармоничную долю человека.

Сорочины и Сорочинцы

Прац ник Сорочины, или Сороки, праздновался 9/22 березня/марта. Про него известно, что в этот день закликали птиц, выпекая из теста жаворонков. Парни и девушки гадали на суженых. В Украине существовала еще одна традиция, известная значительно меньше. Сорочины были особенным днем для ткачих. А ткачихами были раньше все женщины. Это искусство должна была постичь каждая девушка, готовясь к замужеству. Полотно, выходящее из-под умелых женских рук, несло в себе их энергию, любовь и заботу. Но если что-то омрачало душу ткачихи — полотно впитывало, вплетало в себя ее печаль и заботу. Хорошо, если при этом нить рвалась. Женщина могла спохватиться и омыть свою душу молитвой или специальной песней. Ткачество было одной из основ человеческой жизни. Из полотна шились сорочки, вышивались рушники.

На Сорочины каждая пряха должна была встать «до ceiT сонця» и выткать сорок щвок полотна (сорок струек, рядочков). После этого своеобразного жертвоприношения на целый год она получала благословение Великой богини, помощь «рожаниц и дццв-прадшв», которые именно в это время возвращаются вместе с перелетными птицами на родную землю из Ирия.

Неслучайно на Украине с девятого березня (марта) и вплоть до двадцать второго марта, как говорили деды, открываются ворота небесного Ирия и провозглашается начало весны, празднуется день Сорока святых, Сорочины, Сороки. А на Великдень (Пасху) особенным почетом пользуется писанка-берегиня «Сороковка» или «сорококлинка». Это живое яйцо, на котором все пространство поделено на сорок треугольников. Повернутые в разных направлениях вершинами, треугольники символизируют различные сочетания природных стихий в их Божественных взаимоотношениях.

Напомним, что Ирием называли в старину благодатный край, в который уходят души праведных предков, и где созревают души тех, кому предстоит родиться. Изобильный, богатый край, похожий на ярмарку в Великих Сорочинцах, гениально, с добрым юмором описанную нашим земляком Николаем Васильевичем Гоголем: «Що, Боже Ти мш, Господе! чого нема на тш ярмарщ! Колеса, скло, дьоготь, тютюн, ремшь, цибуля, KpaMapi всяю... так, що хоч би в кишеш було

рубл1в i з тридцять, то й тощ б не закупив yciei ярмарки».

Возможно, это славное село на Полтавщине получило свое название в честь весеннего праздника Сорочины или интересующей нас птицы. А может, именно тут мастерицы вышивали самые красивые сорочки? И как праздник этот знаменует собой окончательную победу весны над зимой, тепла над холодом, радости над унынием, так и замечательная традиция Сорочинских ярмарок вот уже не одно столетие подтверждает победу неистребимого оптимизма и жизнелюбия украинцев над временщиками всех мастей. Если вы еще не бывали на этом фантастическом мероприятии, проходящем в конце лета, непременно найдите для этого время. Не пожалеете!

Народу там собирается несметное количество и всем при этом хватает места. Вы не только найдете на ярмарке нужный товар, но и купите то, о существовании чего раньше даже не догадывались! Я, например, привезла оттуда соломенное чудо — берегиню. Это сплетенное по спирали из пшеничных стеблей большое яйцо, заканчивающееся пучком из пяти спелых колосьев. Раньше такие обереги висели под потолком на сволоке (потолочной балке, поддерживающей «небо») в каждой хате. Мою берегиню продавала бабушка в платочке, лет восьмидесяти пяти. Я спросила у нее:

— Это Вы сами плетете?

— Hi, я тшьки продаю. А плете моя старша сестра. (!)

Я купила у нее столько соломенных берегинь, сколько могла довезти, и подарила всем своим близким.

Народ на Сорочинской ярмарке, действительно, шумит, как огромная стая сорок. И пора нам снова вспомнить об этих примечательных птицах

Птица сорока

Говорят, что эта птица, не улетающая на зиму в теплые края, строит гнездо, укладывая в него сорок веточек. Детская потешка про Сороку испокон века сопровождает одну из первых игр, в которую играет множество поколений мам и бабушек со своими малышами. Помните, как ваша мама водила пальцем по вашей ладошке, приговаривая:

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали.

Сорока-ворона Кашку варила, Деточек кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Ты дров не рубил! Ты воду не носил! Не дам тебе кашки! Тут синичка (щекочем запястье) Туг криничка (щекочем локтевой сгиб)

Тут холо-о-одненькая водичка (щекочем подмышку)

И после этой игры малыш и мама заливаются счастливым смехом. А в сознании ребенка, на позитиве и ненавязчиво поселяется понимание того, что только тот, кто трудится, помогает маме и дружно живет со своей семейкой, удостаивается счастья отведать самой вкусной на свете еды — Сорокиной кашки! Кстати, по-украин-ски «лоскоче» означает «щекочет», а по-сорочьи — «стрекочет».

Сороки от природы превосходные строители. Их гнездо добротно и внушительно. Основание прочно закреплено толстым слоем веток с раствором земли и глины. Гнездо имеет крышу, которая защищает лоток от дождя, ветра и хищных птиц. Тщательная забота птицы о своем гнезде и потомстве превратила ее в сказках и песнях в домовитую заботливую хозяйку. Сорока — «справная» хозяйка, заботливая и требовательная мама. Возможно, этим объясняется участие сорок в свадебных обрядах. Так называли свах и подружек невесты. На Черниговщи-не частью свадебного обряда был примечательный танец. Когда после первой брачной ночи из коморы (специально оборудованная для молодых часть хаты) выносили сорочку молодой, под предводительством старшего дружки жениха с сорочкой в руках обходили в танце вокруг стола и всей хаты трижды. Здесь мы снова видим отголоски обряда инициации, перехода из одного состояния в другое (смотри выше тайную пифагорейскую формулу сорока). Девушка умерла, в ее теле родилась женщина, и это подтверждалось пролитой ею кровью. И кратная сорока единица времени, необходимая для качественного перехода, заменяется сорокой. Эта символическая, мистическая сорока (танец, хоровод), закручивая спираль против движения солнца, завершает, «узаконивает» посвящение невесты в жену.

Не этими ли старинными обрядами был вдохновлен А.С. Пушкин при написании его озорной поэмы «Царь Никита и сорок его дочерей»?

Но участием в свадебном обряде присутствие сороки в семейной жизни женщины не ограничивалось. Ее славное имя носит головной убор, сохранявшийся в обиходе на юге Российской империи до начала XX века. Он напоминает современную бандану. Такой платок — сороку — надевали поверх головного обруча, на который женщины накручивали свои пышные волосы, чтобы те не выбивались наружу. Сорока обильно украшалась на лбу вышивкой. По бокам она имела длинные концы — крылья, завязывавшиеся сзади, а на затылке — хвост, позатылень. Все это сооружение действительно напоминало крылатую птицу.

Заметим, что птиц вокруг жилья наших предков водилось множество. Почему же для названия обязательной части головного убора замужней женщины выбрали именно сороку? Это не может быть случайностью! Видно, знали наши пра-пра-бабуш-ки, что обладает белобока некими важными качествами, которые полезно позаимствовать для сохранения счастья в семейной жизни.

Петита, сороки, ухватите уроки

Наши предки давно заметили, что кратность числа сорок связана с силой, не являющейся исключительно позитивной. Это просто сила. А будет ли она использована для утверждения добра или зла, жизни или смерти, зависит от того, в чьи руки она попадает. Так, считалось, что у темных сил на службе состоят сорок злых демонов — лихоманок, наказывающих провинившихся, или нападающих на ослабевших людей (правда, в некоторых случаях их насчитывается 9,12, 13 или 77). И бороться с неприятностями следует их же оружием. Возможно, с этим связана продолжительность карантина против чумы, оспы в Средние века — сорок дней. И Великий пост, продолжающийся сорок дней, способен очистить нас от многих грехов.

Однако не всегда эффект сорока может справиться с неприятностями, и тут на помощь приходит сорока. Дело в том, что у нее есть доступ к миру, для человека враждебному. Украинцы говорят, что она создана чертом, и он использует ее в качестве

ездового животного. Поэтому она может быть посредником или инструментом в противоборстве с вредоносными проявлениями. Часто убитую сороку вешали в хлеву в качестве предостережения нечистой силе. Считалось, что она оберегает также домашнюю птицу от хищников. Поскольку сороками оборачивались некоторые ведьмы, тушка или чучело этой птицы считались надежным оберегом и от них.

В народе считалось, что сорока на своем длинном хвосте приносит новости. Если сорока или сороки кричат на хате или возле нее, это значит, что хозяина кто-то будет ругать или он получит известие. А может быть, к нему собираются гости. Помните про то, что в течение сорока дней после зачатия душа ребенка размышляет о том, остаться ли у этой мамы насовсем? Возможно, по этой причине считалось, что беременной нельзя выходить во двор, если там стрекочут сороки.

Правда, бытовали и другие взгляды на то, почему беременным женщинам следует опасаться сорок. Считалось, что именно в этих птиц чаще всего превращаются вещицы или вещуньи. Вещицами называли женщин, родившихся с особенными способностями узнавать истинный смысл вещей, прошлое и будущее. Их боялись и обвиняли в похищении и поедании младенцев из утробы матери. Сделать такое вещица могла только в отсутствии мужа беременной. Поэтому если муж уезжал, будущая мама надевала что-нибудь из его вещей, хотя бы пояс. Тогда она оставалась под мужниной зашитой. Иначе вещица прилетала к ней ночью и тут же (если незадачливая молодуха заснула навзничь, а еще и без креста) извлекала и съедала младенца, а взамен клала в живот краюху хлеба, голыш или кусок льда. Надо заметить, что народная молва при этом отмечала, что делает это вещица не со зла, а в силу особенностей своей природы. Вещицей могла стать

девочка, которую родители зачали в особенный, недобрый час (между полуночью и часом ночи, или между полуднем и часом дня), или та, которая родилась на ущербе луны, в новолуние.
Чтобы воспрепятствовать нежелательному воздействию сил, связанных с сороками, каждая женщина знала специальные заговоры. Например такой:

«Сороки-вороны! Прыгайте далеко, крылами махайте широко в густых лозах, во черных лесах, на великих берегах, в червонных песках — там везде бывайте, а сюда не прилетайте! Ху, ху, ху!»

Сохранилось старинное поверье, что вещица оборачивается сорокой, перекинувшись в подполье через двенадцать ножей. Верхняя часть туловища вещицы становится сорочьим телом с крыльями и головой, а нижняя часть так и лежит в подполье, в темном углу, под старым корытом. Поэтому считается, что иногда вещицу можно поймать и обезвредить, накрыв ее корытом.

Когда вещица летит, в сумеречном небе движется чуть заметный синий огонечек, — так ее можно отличить от обыкновенной сороки.

Связь сороки с такими особенными существами объясняет некоторые поверья и обряды, бытовавшие на Украине. Считалось, что если убить сороку, вынуть ее сердце, настоять «на ropumi» и дать настойку выпить невестке, то она потеряет способность членораздельно изъясняться, «залос-коче сорокою». Если забирать из гнезд сорочьи яйца, то лицо станет рябым. И в то же время, если дотронуться или помазать сорочьим яйцом лицо, то пропадут веснушки.

Увидеть одну сороку в народе считалось к несчастью, две — к удаче, три — к свадьбе, четыре — к рождению ребенка. А целая стая сорок предвещала шумное и счастливое событие, праздник, свято. Кроме того, сороки могли помочь избавиться от неприятностей и сглазов, и даже не слишком укоренившейся порчи (в украинском языке вроки, уроки, причина, пристргг).

Внимания заслуживают украинские слова уроки, вроки. Здесь просматривается явная связь и интересующей нас сорокой, а также сорочкой и числом сорок. В их основе корень «рок», «рекги». Если в русском языке слою урок означает некое задание, которое необходимо усвоить или выполнить, наука, то в украинском языке это слово сохранило еще одно более древнее значение: то, что было речено, сказано во вред кому-либо и исказило его судьбу, рок. Напрашивается параллель: род — урод, рок — урок. И именно сороки, как утверждала народная традиция, могли отличить правильные уроки от сбоев в программе, «компьютерных вирусов», как мы сказали бы сейчас. И на своих длинных хвостах унести такие уроки туда, откуда они пришли.

Эти заклинания наговаривались на живых птиц. Ведь сороки всегда жили рядом с человеком и были известны своими способностями находить общий язык с другими живыми существами. Мне часто приходится наблюдать, как эти шустрые птицы в моем дворе развлекаются, дразня собаку или кошку. При этом собака относится к проделкам сорок с философским добродушием, а полную собственного достоинства кошку они задевают за живое. Она не может их достать, но страстное желание мести совершило настоящее чудо. Недавно мы обнаружили, что кошка научилась подражать стрекоту сорок! Когда одна из них садится на ветку рядом с окном, кошка прыгает на подоконник и издает горлом тихие, но вполне отчетливые звуки, имитирующие пощелкивание и стрекот. Мы наблюдали это не раз! Сорока может вызвать на разговор кошку, известную своей способностью взаимодействовать с невидимым народцем, значит, и уроки ей нипочем.

Сейчас многие живут в городах, где общение с сорочьим племенем затруднено, и некому поручить унести вредные уроки. Но сделать это может кукла Сорока.

Делаем Сороку

Вот схема Каркуши, взятая из Интернета от кукольницы из Пскова по имени Ганна. Она переняла ее у кукольников из Каргополья. Там эта интересная кукла называется

Каркуша. Говорят, что это оттого, что тамошние жители с большим недоверием относятся к сорокам и лишний раз их имени произносить не хотят. А на Новгородчине, по словам Ганны, кукла так и прозывается - СОРОКА-БЕЛОБОКА.

Я эту схему дополнила деревянными трехпалыми ножками. На мой взгляд, так кукла гораздо интереснее и работает сильнее.

Для того чтобы сделать куклу Сороку, вам понадобится:

* Клюв: ткань однотонная средней плотности 10x20

* Голова: однотонная ткань 15x15

* Лапы: две палочки с тройной рогатинкой на кончике длиной 15 см

* Нижняя юбка 30x15

* Верхняя юбка 20x15

* Крылья 25x25

* Фартук 10x5

* Платок с диагональю ок. 40 см

* Поясок

* Бусинки для глаз

* Нитки.

Существенным элементом куклы являются ее «сорочьи лапки». Это веточки, на кончике которых развилки в виде маленьких трезубцев. Трезубец — один из древнейших на земле символов триединства. Направленный вверх, он является атрибутом многих могущественных богов. Например, Посейдона, греческого бога морей, или Шивы, грозного ведического божества, следящего за соблюдением порядка во Вселенной. Вид трезубца имеет и одна из рун Альгиз (старший Футарк/алфавит).

Основное ее значение — просьба о защите и сама защита Высших сил. Однако в большинстве скандинавских футарков руна изображается направленной трезубцем как вверх, так и вниз. При этом прямая руна называется Маннар или Манн — «мужчина», а перевернутая — Ир, ассоциируется с женским началом. Впрочем, прямая и перевернутая Альгиз часто меняются ролями. Для нас с вами интересно то, что трезубец, направленный вверх, во всех традициях связан с кроной Мирового древа, с богами и потомками, а направленный вниз — с корнями Древа, с Матерью землей, с предками. Таким образом, этот знак позволяет перемещаться по Древу миров, находясь под некой защитой. Кстати, применяют его и в горизонтальном написании. При этом знак так и называется — «воронья или сорочья лапка», и используется для путешествия между мирами.

Некоторые люди даже рождаются с таким знаком у основания ладони, с развилкой в сторону пальцев. Считается, что такой человек был могущественным колдуном в прошлой жизни. Теперь ему необходимо быть чрезвычайно осторожным со всеми своими мыслями, желаниями и словами, чтобы потом не пожалеть, когда необдуманные желания исполнятся.

В нашей кукле «лапки» используются как антенны, направленные вниз к энергиям земли. Держа готовую Сороку на ладони левой руки, можно попросить ее достать из глубины подсознания весь мусор, «червячков» сомнений, подгрызающих молодые «корни» намерений, планов и начинаний. Раскопать «личинок» неприятностей, конфликтов и болезней. При этом нужно скрести ее лапками по ладони против часовой стрелки, приговаривая:

«Вороны-сороки, хватайте уроки у (имя), несите по темным лесам, по частым кустам».

Заговаривает Сороку

Если Вы хотите придать кукле Сороке особую силу, присущую, как считали наши предки, некоторым ее пернатым собратьям (к сожалению, нет слова «сосестрам»), ее стоит заговорить. При этом можно использовать готовый заговор или создать свой. При составлении своего текста заговора нужно учитывать несколько правил.

* Начинается заговор всегда с обращения к святым помощникам и природным силам. В нашем случае к очистительному огню, земле, воде, камню;

* Затем нужно указать первоисточник вроков, сглазов. Мастерство заговаривающего зависит от количества упомянутых им вариантов происхождения неприятностей;

* И наконец, своеобразный экзор-цизм, приказание болезни убираться из человеческого тела;

* Затем отсылание негатива из мира людей в антимир, из которого он пришел.

Здесь мы приводим заговор, составленный из старинных заклинаний, передававшихся предками. Возьмите при этом Сороку в левую руку так, чтобы ее лапы стояли на вашем мизинце, а большой и указательный пальцы лежали под ее крыльями. Покачивайте рукой так, как будто Сорока скачет и помахивает крыльями. Разверните ее «лицом» от себя и произносите заговор от ее имени.

«Гад, гад, земля горить, тебе спалить, i я горю, тебе спалю! Гад, гад, вода горить, тебе спалить, i я горю, тебе спалю! Гад, гад, камшь горить, тебе спалить, i я горю, тебе спалю!

Чи ти водяний, чи ти впраяний, чи ти насланий, чи ти бегучий, чи ти летучий, чи ти CTpie на дороз1, чи на nopo3i, чи ти з вихору, чи ти з очей, чи ти з уроюв, чи ти з CMixy, чи з страху, чи ти чолов1че, чи ти парубоче, чи ти жшоче, чи ти дцвоче, чи ти насла-не, чи ти наспане, чи дане в ne4i, чи ти в сю, чи ти в сну, чи ти в плачу, чи ТИ 3 ходи, ЧИ ТИ 3 води, чи ти з виру. Ворони-сороки, хапайте уроки у Ом'я). HeciTe, сороки, по темним люам, по частим кушам. На лоз1 почепися, на Tpaei покотися, на вош потопися, на шипшиш поколися. Одкуль BiH взяв-ся, щоб худи вш i подався. Амшь!"

Привожу перевод заговора, хотя, на мой взгляд, эффективнее его произносить на языке оригинала.

«Гад, гад, земля горит, тебя спалит, и я горю, тебя спалю! Гад, гад, вода горит, тебя спалит, и я горю, тебя спалю! Гад, гад, камень горит, тебя спалит, и я горю, тебя спалю! Хоть ты водяной, хоть ты ветряный, хоть ты насланный, хоть ты бегучий, хоть ты

летучий. Хоть ты встретил на дороге, хоть на пороге. Хоть из вихря, хоть из очей, хоть из уроков, хоть из смеху, хоть из страху. Хоть ты мужское, хоть ты юношеское, хоть женское, хоть девичье. Хоть ты наслано, хоть ты наспано, хоть ты из печи, хоть из еды, хоть во сне, хоть в плаче. Хоть из ходьбы, хоть из воды, хоть из ветру. Вороны-сороки, хватайте уроки (имя). Несите, сороки, по темным лесам, по густым кустам. На лозе зацепись, по траве покатись, в воде утопись, на шиповнике наколись. Откуда он взялся, чтоб туда он и подевался. Аминь!»

Выше я говорила, что в народе менялось восприятие сорок как знака или приметы, в зависимости от их количества. Наиболее благоприятным считалось увидеть стаю сорок. То есть чем их больше, тем позитивнее энергии, с ними связанные. Поэтому «зарядить» вашу Сороку лучше в компании ей подобных. На наших занятиях готовых куколок мы располагаем «стайкой» в центре стола и произносим над ними это заклинание. С этого момента они связаны коллективным «разумом», позволяющим пользоваться взаимной поддержкой и вместе находить правильное решение поставленной задачи.

Завершающим этапом является «отверзание очей». Пришейте ей на переносице глазки-бусинки. Теперь Сорока будет за вами присматривать. Она сможет не только приносить полезные известия, но и уносить ненужную информацию, которую вы, словно вирус, подцепили где-нибудь. Она сможет стать отличной помощницей, если вы захотите помочь кому-то. Разумеется, если речь не идет о слишком серьезном случае, в котором уместна работа профессионала. В качестве скорой помощи, когда вы или ваш знакомый внезапно, без видимых причин, почувствовал уныние, все валится из рук и на плечи давит непонятная тяжесть, можно взять Сороку в руки и произнести:

«Летите, сороки, ухватите уроки с раба божьего (имя). Понесите на леса, на болота. Сороки, летите,

уроки, пропадите. Сороки летали, уроки пропадали из твоих рук, из твоих ног, из твоих плечей, из карих очей, из веселой головы, из ретивого сердца и из всяких суставов».
После этого поставьте Сороку на подоконник «лицом» на улицу и оставьте так до следующего утра. Если в ее создание вы вложили достаточно души и любви, она обязательно поможет и унесет на своих крыльях чужие уроки, которые не предназначены Роком (судьбой) вам.

Бели нужны известия

Даже в наше время при наличии изощренных средств связи и разветвленных электронных социальных сетей не всегда удается получить необходимые известия. Часто нам нужна весточка от человека, связь с которым прервалась. Или мы по ка-ким-либо причинам не считаем для себя возможным сделать первыми шаг навстречу, чтобы узнать, как у этого человека дела. Для таких ситуаций существует проверенный метод, дающий хорошие результаты. Но он применим, если у вас есть сорочка (рубашка) искомого человека. Тогда вы можете взять ее и, связав рукава, произнести: «Пропажа — (имя искомого человека), завяжись! Мне, (свое имя), отзовись!» Сорочку нужно положить в западном углу вашего дома. На рассвете перенесите сорочку в восточный угол и развяжите ее рукава со словами: «Пропажа — (имя искомого), развяжись! Мне, (свое имя), отзовись!»

Однако мы не всегда располагаем нужной частью гардероба интересующего нас лица. В этом случае можно обратиться за помощью к Сороке. Возьмите ее за крылышки, как за ручки. Произнесите слова: «Сорока-белобока! Близко ли далёко, высоко летала, вести собирала. А ты, (имя искомого), голосом звени, на солнышке блести, Сороку примани!» После этого вашу маленькую посланницу положите в западной части дома, лучше на подоконник. На восходе солнца перенесите в восточную часть вашего жилища и скажите: «Сорока-ворона шустра и смышлена! Принесла Сорока вести из далёка. От (имя) весточка мне (имя) на ушко, как по утру солнышко!»

А вам на прощанье только добрых известий и полезных уроков!