Живя на земле, человек, без всякой необходимости, создал себе массу проблем и сейчас решает главный вопрос: "быть или не быть". В сущности, этот вопрос решался человеком почти всегда, но сейчас он стоит особенно остро. Окружающая среда загрязнена, озонный слой разрушен, все новые и новые ураганы носятся над городами, разрушая все. Обыватель говорит о конце света, а ученые считают, что человек сам нарушил устойчивость атмосферы, и поэтому все пошло по-другому. Поэтому и происходят ураганы, наводнения, снегопады в Африке и т. п. Ученые видят причинно-следственную связь и понимают, что будет еще хуже. По расчетам, к 2040-му году озонный слой настолько разрушится, что жить на Земле будет невозможно.
Есть два типа проблем в настоящее время — проблемы отношения человека с Природой и проблемы отношения человека к другим людям, то есть проблемы общества. Ясно, что вторые проблемы, в конце концов, подчинены главным проблемам— отношению человека и Природы. Но и проблемы второго класса не являются второстепенными. За всю свою историю человек не сумел научиться организовывать жизнь коллектива людей (общества) правильно. Предложений было много, но даже из самых лучших из них ничего не получилось. Сейчас все это из области утопии и никто уже не верит, что утопии когда-либо сбудутся.
Человек живет за счет природы. Но использует природу, ее ресурсы и вообще окружающую среду очень нерационально, а главное — губительно для себя же. Если экономика в мире будет развиваться по тем же принципам, что и сейчас, то человек столкнется с проблемой сырья, энергии и продовольствия. Тем более, если народонаселение будет увеличиваться так же стремительно. Это, если можно так сказать, внешние пределы развития человеческого общества. Но есть и внутренние пределы. Об этом Римский папа Пий XI сказал так: "Человеческий труд, который даже после совершения первородного греха был предписан человеку Богом на благо его души и тела, во многих случаях достигает обратной цели: с фабрики вещи выходят усовершенствованными, а человек деградировавшим и развращенным". Первородного греха, конечно, не было и человек с самого своего возникновения на земле обязан был трудиться, как и все живое, но в последних словах папы содержится горькая правда — деградация и развращение человека очевидны.
Трагедия человека состоит не в том, что он не знает, что ему делать (все он прекрасно знает) , а в том, что он не хочет этого делать. Он считает, что для правильных поступков еще не наступило время, как выразился экономический "прагматик" Дж. М. Кейнс. Он писал:
"Когда все будут обеспечены, общество снова начнет ценить цели выше, чем средства, и предпочитать хорошее полезному. Но не спешите! Для всего этого еще не настало время. По крайней мере, еще 100 лет мы должны внушать себе и другим, что дурное — хорошо, а хорошее — дурно. Потому что дурное — выгодно, а хорошее— нет. Алчность, выгода и предусмотрительность еще некоторое время должны оставаться нашими богами. Ибо только они смогут вывести нас на дневной свет из туннеля экономической необходимости".
Значит, вначале, разрушая природу и друг друга, все должны стать обеспеченными, а затем начнем жить праведниками, как положено. Но правда состоит в том, что все не будут обеспечены никогда. С каждым днем разрыв между богатыми (как странами, так и просто людьми) и бедными увеличивается. Пружина растягивается все больше и больше, и она должна будет, в конце концов, когда-то сжаться. Но это сжатие ударит больно по всем.
Основатель Римского клуба ученых так понимал проблему:
"Истинная проблема человеческого вида на данном этапе его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить, прежде всего, и главным образом изнутри его самого. Трансформация нашей материальной цивилизации и разумное использование ее огромного потенциала возможны лишь за счет соответствующего развития человеческих качеств и способностей во всем мире".
В другом месте Печчен писал: "Либо мы окажемся на высоте положения и сможем так развивать свои качества, чтобы они гармонировали с вызываемыми нами же самими кумулятивными изменениями, касающимися как всех нас, так и окружающего нас мира, либо, отчужденные и вытесненные продуктами своего же собственного гения, будем постепенно сползать в направлении к всеобщей, кумулятивной катастрофе.
Только тот прогресс и только такие изменения, которые соответствуют человеческим интересам и находятся в пределах его способностей к адаптации, имеют право на существование и должны поощряться".
Как же можно избежать надвигающейся катастрофы. Основными условиями такого спасения специалисты считают следующие:
1) восстановление на качественно новой основе серьезно нарушенного глобального топливно-энергетического и материально-сырьевого баланса,
2) восстановление на качественно новой основе нарушенного глобального демографического баланса, нормализация воспроизводства поколений,
3) восстановление глобального экологического баланса,
4) необходимость всеобщего и полного разоружения,
5) надо поставить во главу угла системы ценностей гуманность, то есть самого человека, его благополучие и полноценное развитие.
Новая цивилизация должна быть: низкоэнергичной, высокоустойчивой, экологически чистой, полностью демилитаризированной и подлинно человечной.
Таким образом, должна быть создана экономика, основанная на новых принципах (альтернативная экономика). В условиях такой экономики в процессе труда представится возможным достичь следующих целей:
— дать личности возможность использовать и развивать свои способности, — позволить ей преодолеть эгоцентризм, объединившись с другими людьми для совместной деятельности, и произвести товары и услуги, необходимые для существования.
Альтернативная экономика должна обеспечить всеобщую занятость, творческий труд, соединение индивидуального и коллективного... Она должна гарантировать потребление по потребностям или по труду, а сам труд должен быть востребован по способностям. Авторы проекта такой экономики (альтернативной) верят в то, что экономическое развитие подвластно действию моральных императивов, благих намерений и здравому смыслу. Они уверены в том, что рыночный механизм может "адекватно реагировать на дефицит природы, если предприниматель будет нести ответственность за причиненный природе ущерб".
Первым шагом к реализации альтернативной экономики должен быть отказ от идеи индустриализма, промышленного роста как предпосылки или цели развития. Надо раз и навсегда забыть идею изобилия, поскольку потребности никогда не могут полностью удовлетворяться в системе, которая ориентирована на рост, поскольку потребности растут быстрее, чем производительные силы. Другими словами, надо отказаться от роста производства. Но разные страны находятся в разных условиях. Как быть — применять принцип ограничения только к развитым странам, а развивающимся дать возможность догнать их в своем развитии? А может, затормозить развитие всех стран одновременно?
Специалисты по альтернативной экономике считают, что надо идти вторым путем.
Поскольку экономический рост отвергается как цель для развитых стран, он в качестве глобальной цели отвергается и для развивающихся. Модель западного мира объявляется гибельной, ибо сформулированные в рамках этой модели притязания и потребности людей, их стиль жизни, получив статус общемировых, сразу же придут в очевидное и драматическое несоответствие с объемом природных ресурсов и законами равновесия сложившихся на Земле экосистем. Один из альтернативистов писал:
"Из всех кампаний западного мессианства, компания развития, основанного на высоком уровне потребления энергии и на путях интенсификации, рекомендуемых экспертами, является наиболее обреченной. Эта программа базируется на экономически несостоятельной концепции господства человека над природой и на антропологически извращенных попытках заменить местную культуру, с ее естественной драматургией удач и неудач, стерильной средой, где хозяйничают эксперты".
Но если производственный должен быть ограничен, то как быть с наукой и техникой, какова их дальнейшая роль? Не будем забывать, что до сих пор их главная задача состояла в создании эффективных средств уничтожения людей. Большинство теорети-ков-альтернативистов отдают себе отчет в том, что отвергнуть возможности современной науки и техники — значит надолго сберечь сотни миллионов несчастных, голодных, тяжко работающих крестьян на бесчеловечное существование. Полагают, что надо идти по принципу "добровольного опрощения". "Оно решает проблемы, связанные с истощением ресурсов, экологическими стрессами, инфляцией. . . спасает нас от отчуждения и агрессии. . . Это универсальная реакция на бессилие и нищету материализма".
Стремление к простоте диктуется также "чувством социальной ответственности, немыслимым 10—15 лет назад". Начался процесс трансформации потребностей, который затронул количественно небольшой слой, но все же достаточный, чтобы назвать его массовым. Этот процесс является предпосылкой прорыва "за грань скончавшейся истории". Человечество должно быть способным предвидеть результаты своих действий, уметь оценивать состояние биосферы и заранее знать, где находится та запретная черта, которая отделяет возможность дальнейшего развития цивилизации от ее более и менее быстрого угасания. Показательной является программа "зеленых" в ФРГ. В ней сказано:
"Наш высший принцип гласит: гуманных целей нельзя достичь негуманными средствами". Эта программа развернута в альтернативном издании "Ненасильственная революция". В ней говорится:
«Мы должны сломать цикл насилия, начав ненасильственную революцию. В повседневной жизни, работе, молитвах мы должны порвать с моделью системы угнетения, разоблачить публично всю ее ложь, несправедливость и гнет.
Мы должны бороться против системы не тем оружием, которое она использует против нас.
Необходимо организовать народные массы, обеспечивать участие всех, а не только элиты активистов.
Надо заниматься обучением, люди должны быть готовы к борьбе. Необходимо иметь союзников во всех слоях общества и во всех частях мира. Необходимо научиться кооперироваться с другими общественными группами, не утрачивая своего лица. Совместной борьбе мы говорим— "да", кооптации— "нет".
Необходимо организовать акции, какими бы незначительными они ни были, чтобы обеспечить массовое участие и ощутить вкус победы.
Необходимо постоянно анализировать и оценивать ход борьбы».
Все должно начаться с революции личности:
"Если революция личности все-таки произойдет, то это будет интимная революция, которая в первую очередь коснется основ жизни... Она должна пустить корни дома, по соседству, в школе, на работе; она должна открыть заново деревни, погребенные под громадами наших городов; она высвободит плодороднейшие земли из-под толщи гладкого, грязного асфальта современных улиц. Везде потребности и нужды личности будут формироваться и удовлетворяться общинами... Город будет оторван у коллективной анонимности посредством превращения его в дружеское сообщество урбанизированных общин. Каждый шаг, медленно и постепенно сделанный в направлении этого процесса, явится реальной основой для утверждения прав личности и благосостояния планеты".
Основной принцип новой экономики состоит в том, что она в первую очередь, и более всего, стремится удовлетворить нематериальные потребности человека, она "дает возможность людям хорошо делать свое дело за вознаграждение и безвозмездно, она будет поощрять стремление опираться на свои силы, она будет рассматривать здоровье как составную часть богатства, беречь ресурсы и окружающую среду". Это цитата из программы английских "зеленых" .
Это значит, что экономические теории альтернативного движения основываются на таких понятиях, как гармония, природа, жизнь, здоровье и т. д. Идеи альтернативистской экономики изложены в докладе Римскому клубу "Пределы роста", в манифесте английских экологистов "Проект выживания" и в книге Э. Шумахера "Малое— это прекрасно".
В "Пределах роста" был очерчен характер и масштабы фундаментальных проблем. В "Проекте выживания изложены те изменения, которые должны произойти, чтобы проблемы были решены. Шумахер изложил свои размышления над философскими основами проблемы. На фоне неприятия экономического роста принцип "малое— это прекрасно" вполне естественный.
Отказаться от роста производства можно двумя путями. Во-первых, можно вообще отказаться от рынка и ориентироваться только на самообеспечение (натуральное хозяйство). Но это слишком нереально. Рассматривается и второй вариант— совмещение альтернативной экономики с уже существующим крупным производством. Но здесь все упирается в собственника. Альтернативисты считают, что продвижение к "зеленому политическому будущему" невозможно даже "начать в столь гротескно неравном обществе".
Они полагают, что политическое общество немыслимо создать без радикального перераспределения богатства, земли, средств производства. Призывая людей руководствоваться иной системой ценностей и иным пониманием благополучия, состоятельности, богатства и не зависеть от так называемого благосостояния, аль-тернативисты говорят о перераспределении богатства, земли и средств производства. Без этого немыслимо создать экономическое общество. Цель в том, чтобы превратить в собственников наемных тружеников. В программе "зеленых" сказано:
"Мы думаем, что господствующая система частной собственности и право распоряжаться средствами производства являются одной из причин социальной субординации и эксплуатации человека и природы. Собственность в частных руках, а также в руках государства дальше не может господствовать над другими людьми, разрушать природу, контролировать экономику, общество и политику. Земля, природные ресурсы, средства производства и банки должны быть превращены в новые общественные формы собственности. Мы отвергаем известные методы национализации, так как они делают невозможным демократический контроль масс".
Альтернативисты выступают против того, чтобы собственность перешла в руки государства.
Неприемлемость рынка объясняется не столько его экономической "жестокостью" (неравномерным, несправедливым распределением общественного богатства) , сколько "жестокостью" нравственной, ибо рынок убивает в людях всечеловеческое, воспитывает их в духе конкуренции, взаимной вражды и погони за прибылью. Человек оказывается поглощенным и подавленным системой, которая навязывает ему потребности и заставляет жить по собственным законам.
Эта "реформация" глубже, чем марксистская, и даже диаметрально противоположна марксистской трактовке базиса социализма. "Не обязательно и даже ошибочно связывать этот вопрос с определенным минимумом технологического развития... Нет низшего предела развития производительных сил, которое делает социализм невозможным, но есть верхний предел". Это сказал О. Ульрих — западногерманский альтернативный теоретик.
Отвергается и рыночное и государственное регулирование экономики.
Американец И. Иллич считает, что цивилизация создала два исторических типа личности: человек экономический (homo economicus) — производящий и потребляющий блага через сферу рыночных отношений, и человек умелый (homo habilis) — удовлетворяющий свои нужды помимо рынка, на основе самообеспечения и самообслуживания. "Экономический человек" непосредственные блага переводит в стоимости, а наращивание стоимостей не имеет предела. "Человек умелый" знает, сколько он может потребить, и не будет производить сверх того. "Человек экономический" производит то, что сам не потребляет, и потребляет то, что сам не производит. Он никогда не задается вопросом о качестве, полезности, красоте, счастье, морали. Его волнует другое— меновая и прибавочная стоимость, производительность и объем произведенного.
Произошла чудовищная деградация современной личности. Это принудило человека к заданному извне типу экономического поведения, которое стало его натурой. Оно выработало у него соответствующее политическое сознание, замкнуло его духовный горизонт, вызвало к жизни примитивную структуру потребностей и влияний.
Основой альтернативных моделей является экология. Острая тревога за судьбы Земли возникла, когда до общественности дошли результаты научного анализа состояния природы и пессимистические модели будущего, основанные на самых современных методах комплексного научного анализа.
Экологическая обстановка в мире способствует быстрому распространению новых ценностных ориентиров. Дальнейшее развитие общества невозможно без экологизации сознания, ядром которого является экологический императив, постулирующий социальную необходимость считаться не просто с законами природы, но и с предъявляемыми с ее стороны "техническими условиями". Экологическое сознание связывает человека с миром в целом, "предполагая полную реализацию возможностей, открытых человеку в обществе и природе не только на основе альтруизма и сострадания".
Проблема занятости в новой альтернативной цивилизации решается следующим образом.
Полная занятость не может быть восстановлена, но для все большего числа людей она будет заменена "самостоятельно организованным трудом". Труд по найму в течение неполного рабочего дня в сфере "Формальной экономики" в сочетании с частичным трудом в сфере "Неформальной экономики" станет рассматриваться как норма "Нового трудового порядка". Что касается принципа "Малое — это прекрасно", то позиция альтернативистов состоит в следующем. Главное требование движения за простоту состоит в упрощении материального аспекта жизни. Следуя этому принципу, люди добровольно ограничивают свои потребности, возвращаются к простому образу жизни, переселяются в деревни, пекут сами для себя хлеб, обогревают свои дома солнечной энергией и т. д. На вопрос: "Что значит жизнь в соответствии с принципом простоты?" автор статьи "Простота как жизненный принцип" Д. Элджин отвечает: "Сущность такого образа жизни состоит в том, чтобы внешняя сторона жизни была как можно проще, а внутренняя как можно содержательнее". Простота — только предпосылка социальной эволюции, которая, как полагают ее сторонники, необходима для того, чтобы обеспечить самые минимальные условия долгосрочного выживания в мире. Простой образ жизни лишь создает основы для успешного решения проблем в масштабах всего общества". Альтернативисты отрицают общество с высоким уровнем материального потребления (общество всеобщего благоденствия) . Доводы их понятны. Люди получили телефон, машину, коттедж, возможности для комфортабельного отдыха, доступ к высшему образованию, разнообразные развлечения. Но стали ли они счастливее?
Человек всегда нуждался в том, чтобы есть, пить, любить, превозмогать болезни, быть сильным, далеко видеть, хорошо слышать, быстро передвигаться. Богатство не приносит радости, а погоня за наслаждением делает человека несчастным и одиноким. "У человека есть биологические, социальные, духовные и эстетические потребности, а не материальные или технологические". Новые ценности должны обусловить соответствующие изменения в обществе и вывести его из кризиса.
Общество будущего должно характеризоваться следующими свойствами:
— сбалансированное удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, обеспечение возможностей для самореализации индивида, активного участия каждого в общественной жизни;
— экологическая этика, основанная на сознании ограниченности природных ресурсов, необходимости партнерства и гармонии в отношениях человека и природы;
— перемещение акцентов с формального равенства перед законом в сторону повышения социальной ответственности, переход от принципов "неистового индивидуализма" к ценностям "ответственной личности".
В одной из книг альтернативистов читаем: "Мы стоим на границе эпохи, когда жизнь человека стремится реализоваться в новых формах. Ложное разделение человека и природы, времени и пространства, свободы и безопасности очевидно, и мы вырабатываем новое представление о человеке и истории, в котором эти понятия находятся в органическом единстве". Дай-то Бог.
Оптимальное устройство общества мыслится так: "Общество состоит из небольших поселков (до 2 тысяч жителей) с коттеджами на одну-две семьи. К ним примыкают земельные участки, на которых выращивается все необходимое для жизни. В хозяйствах используется солнечная энергия биогаза. Крупных промышленных центров не существует, нет высотных домов.
Города разделены на множество отдельных экономических районов, функционирующих на основе самоуправления и самообеспечения. В них преобладают небольшие ремесленные предприятия и коммунальные мастерские, централизованных производств немного, поскольку территориально места работы и жительства совпадают, автострады упраздняются. Основное транспортное средство— велосипед. Для дальних путешествий (например, во время отпуска) служат электромобили и электропоезда.
Использование воспроизводимых источников энергии и экономных в отношении сырья технологий определяет характер производства в целом. Применяются лишь небольшие машины, обеспечивающие потребности ремесленного труда. Нулевой экономический рост замедляет темпы технического прогресса. Различия в доходах, а тем самым и престижное потребление постепенно преодолевается. Политическое управление децентрализовано, основано на базисной демократии, на прямых формах участия людей в принятии политических решений. Отдельные общины, в значительной мере экономически автономные, живут своей замкнутой политической жизнью. Федеральное правительство или правительства отдельных земель занимаются лишь общенациональными и международными проблемами.
Принципиально изменяется стиль жизни людей. Разделение труда упраздняется, каждый выполняет множество различных функций и, таким образом, приобретает возможность всестороннего развития своих способностей. Этому соответствует система образования и локальная структура производства. Твердая ориентация на сотрудничество и устранение конкуренции создают предпосылки для коллективизма, уничтожают авторитарные структуры господства и приводят к более гуманному стилю жизни.
Описанное выше альтернативное общество— это мечта. Специалисты говорят, что это — модель. Модель в том смысле, что оно получено на бумаге путем расчетов. Расчеты же могут быть разные. Для того, чтобы считать, надо задать условия. Разные авторы задают разные условия. Но имеются и некие общие для всех альтерна-тивистов принципы. Это прежде всего:
— уважение различий,
— устранение дискриминации,
— гарантия прав меньшинства.
Концепция альтернативного движения основывается на следующих политических принципах:
1) целостный подход к мировым проблемам,
2) экологические проблемы,
3) обеспечение мира,
4) децентрализация социальной и политической активности,
5) трансматериалистические убеждения, способность говорить о духовности в формулах, понятных религиозным людям, внутреннее самосовершенствование,
6) феминизм,
7) социальная ответственность перед бедными,
8) культурный плюрализм, направленный против массовой культуры,
9) ненасильственные изменения,
10) упор не на идеологиях, а на вовлечении масс (просвещение, мобилизация).
Разные авторы в своих исследованиях приходят к разным выводам. Всех их можно поделить на три группы. Первую группу составляют те, которые считают, что изменить что-то существенно не удастся и все пойдет само собой, как и сейчас. Но конец этого пути безрадостный. Вторую группу составляют те, кто видит в будущем принципиальные изменения в организации экономики. Они полагают, что впереди нас ждет экономика, в которой будут фигурировать "электронные кооперативы", семейные или региональные предприятия, основанные на самоуправлении, которые будут бесприбыльными и т. п. Третью группу представляют те, о которых мы больше всего говорили выше. Они считают, что для того, чтобы предотвратить гибель человечества, надо отказаться от экономического роста и выработать новые принципы социального поведения человека.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Класснуть
Читать еще: