Проблему опасности настоящего мира наши отечественные академики (и не только они) неизменно начинают описывать с предостережения английского физика Джона Берналла, который еще полвека назад утверждал, что научно-технический прогресс подходит к концу и наступает переворот в науке и технике, который будет иметь далеко идущие социальные последствия.
Нам же хотелось бы напомнить нашим отечественным мудрецам, которые смотрят исключительно только на Запад, что полвека до этого русский космист, автор идеи "Общего дела" Н. Ф. Федоров об этом уже писал, причем более глубоко понимая причины этой загадки, в которую попало человечество:
"...цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца".
Эти слова Федорова мы взяли эпиграфом к книге "Озонные дыры и гибель человечества?"
На Западе события развивались в следующей хронологии. Отец кибернетики Ноберт Винер поддержал Берналла. Он предвидел, что информатика, кибернетика изменит наш мир неузнаваемо, и не в лучшую сторону.
Но предупреждения не только Федорова, но и Берналла и Винера никто замечать не хотел. Американское общество потребления находилось на вершине блаженства, кидая другим развивающимся и недоразвитым, по их понятиям, странам крохи со своего пирога. Американское общество (реальные, а не декларированные принципы его организации) всегда базировалось на том, что внесли в его основание международные авантюристы и исключительно насильники. Это были принципы силы, насилия, принуждения. Поэтому они и сейчас смотрят на весь мир как на сферу своих интересов, разрушая его морально, подчиняя экономически и военно. Поразительно только то, что Россия со своей глубочайшей духовностью и культурой, своим человеколюбием и состраданием, как кролик, смотрит на удава и готова делать все, чего хочет удав.
Соединенные Штаты в шестидесятые годы торжествовали. Еще бы. Они были по доходам на душу своего населения на первом месте в мире. Если исходить из валового национального продукта на душу населения, то в 1965 году в США он составлял более трех с половиной тысяч долларов. В странах Азии, Африки, Латинской Америки эта сумма составляла всего примерно сотню долларов. Даже в Великобритании, ФРГ и Франции эта сумма была равна только двум тысячам долларов. Американцы торжествовали и смотрели свысока на всех остальных. Их будущее рисовалось им просто фантастичным. К 202 0 году они собирались эту цифру увеличить до 10 тысяч долларов. Простой расчет показывал, что догнать их никто и никогда не сможет.
Но не только общество, но и его руководители не понимают всей сложности и взаимосвязанности мира, в котором оно живет. Человек думает, что природу он уже победил, с Землей он может делать все, что захочет, и все ему разрешено. Но на самом деле это оказалось не так. Нельзя отменить действующие законы Природы, нельзя ее победить, нельзя поднять себя за волосы. И это стали понимать отдельные личности. И не в силу своей гениальности, а потому, что постиндустриальное общество уже дало первую трещину. Многим стало ясно, что "планета в опасности". На этот раз имелась в виду экологическая опасность.
В 1970г. появилась книга Тоффлера "Футурошок", которая приведенными в ней данными действительно вызвала шок. Анализ реальной ситуации и законов развития показывал, что мир ждет полная экономическая катастрофа, и США не может остаться в стороне от этой катастрофы. Более того, постиндустриальные Соединенные Штаты могут пострадать больше всех других стран. Один из специалистов позднее писал об этом так: "В обозримом будущем ближайших десятилетий США ждет конец еще более трагичный, чем уготованный на рубеже 80—90-х гг. Советскому Союзу".
Многим и сейчас это может показаться неправдоподобным— слишком сильны Штаты материально. Но и Союз был сильным, а его нет. Дело в том, что показателем развития общества не могут служить только материальные параметры. Есть нечто более важное и более эффективное, что управляет развитием общества. Поэтому делать прогнозы только по материальным признакам— дело безнадежное. На самом деле развитием общества управляет нечто духовное, о чем говорил Гумилев. На определенных этапах истории человечества, казалось бы, в безнадежной ситуации вдруг этот духовный вихрь начинает сплачивать нацию. Оно сплачивается, удесятеряет свои силы и делает чудеса. Мы уверены, что находимся на пороге этого момента, когда этот духовный вихрь закрутит Россию, поднимет ее с четверенек и она станет во весь свой рост. Кстати, что касается США, то ученый Э. Шумахер совершенно справедливо замечает, что индустриальная система, которая использует 40% основных ресурсов мира, чтобы обеспечить 6% населения, может быть названа эффективной, только если она добилась ошеломляющих результатов в обеспечении счастья, благополучия, культуры, мира и гармонии. Но американская система не смогла этого достичь.
Элвин Тоффлер в книге "Футурошок" показал на цифрах и фактах, что современный путь развития всего человечества — тупиковый. Собственно, в одном из документов "Юнеско" положение лишних людей в обществе описано так:
«Африканский крестьянин, устремившийся в город в поисках работы, оставшись без защиты охранявшей его прежде родовой общины; восставший против "системы" студент; мелкий провинциальный торговец, безжалостно зажатый между сборщиком налогов и открывшимся рядом с его лавчонкой новым современным супермаркетом; техник преклонных лет, вынужденный либо менять специальность, либо вовсе покинуть работу; революционер, стремящийся ниспровергнуть общество, кажущееся ему нестерпимым; почтенный горожанин, вдруг обнаруживший неприемлемость той системы ценностей, которая представлялась ему единственно возможной с самого момента рождения, — все эти люди, вынуждаемые к переменам, пытающиеся им противиться или беспомощно бьющиеся в их сетях, есть не что иное, как жертвы стресса изменений».
Ни один из этих людей не нашел способа адаптироваться к новым условиям. Что касается глобальных проблем, то их палитра выглядит так. Бесконтрольное распределение человека на планете; неравенство и неоднородность общества; социальная несправедливость, голод и недоедание; широкое распространение бедности; безработица; мания роста; инфляция; энергетический кризис; уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов; распад международной торговой и финансовой системы; протекционизм; неграмотность и устаревшая система образования; бунты среди молодежи; отчуждение; упадок городов; преступность и наркомания; взрыв насилия и ужесточение полицейской власти; пытки и террор; пренебрежение законом и порядком; ядерное безумие; политическая коррупция; бюрократизм; деградация окружающей среды; упадок моральных ценностей; утрата веры; ощущение нестабильности и, наконец, неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязей.
В 1968 г. Аурелио Печчен создал международный коллектив ученых-исследователей глобальных проблем, которые стоят перед человечеством. Каждое крупное исследование было представлено как специальный доклад Римскому клубу. Его результаты издавались отдельной книгой. Первый доклад представил Форрестер, и он опубликован в книге "Мировая динамика".
Было показано, что человечеству необходимо развязать туго затянутый узел взаимообусловленных проблем. Основные из них следующие:
экономические
— продолжение экономического роста в новых условиях или отказ от него,
— поиск источников возобновляемой энергии,
— разработка мягких технологий,
— оптимальные соотношения между концентрированным и децентрализованным производством
международные
— сохранение мира,
— отказ от ядерного оружия,
— преодоление разрыва между богатым Севером и бедным Югом
социальные
— достижение нового социального баланса, связанного с изменениями в социальном составе населения,
— обеспечение равноправия женщин,
— выработка нового отношения к труду,
— ликвидация безработицы
моральные
— раскрепощение личности,
— самореализация,
— социальная ответственность
политические
— воплощение демократических принципов,
— демократия участия
культурные
— демасефикация культуры,
— формирование контркультуры.
С начала 70-х гг. человечество вступило в критическую полосу своей истории. Основные проблемы:
1) опасность мировой войны,
2) "экологическая бомба"— разрушение озонного слоя и изменение климата,
3) деградация окружающей среды,
4) неконтролируемое распространение городов,
5) проблемы народонаселения,
6) неравномерность экономического и социального развития,
7) контрасты между бедностью развивающихся стран и богатством развитых.
Как создалось настоящее кризисное положение? К нему привела промышленная революция, в которой до сих пор усматривают основной признак прогресса человечества. Но так ли это? Капитализм ученый характеризует так: "Это весь культурный аппарат с особыми представлениями о природе человека, должном распределении политической власти и желаемой социальной структуре. Его ценности пронизывают все общество и проявляются в социальных подходах к отдыху, воспитанию детей, образованию и сексу. Не экономические слагаемые модернизаций; урбанизм как образ жизни, демографический взрыв, ликвидация неграмотности, которая веками была константой социальной жизни, приход общества на смену "общине", повышение социальной мобильности, процесс политической демократизации, образование системы политических партий, секуляризация, рационализация, бюрократизация".
Основные идеи эпохи промышленной революции продолжают господствовать в умах людей и в ХХ в. Это — идея эволюции, которая прилагается ко всему без исключения, идея соподчинения экономического базиса и политической надстройки; представление об истории человеческого общества как об истории классовой борьбы; идея релятивизма, отрицающая все абсолютно нормы и стандарты, затронувшая даже математику; позитивистский подход; фрейдистская интерпретация поведения, основанная на подсознательном.
Путь, пройденный капитализмом от начала индустриализации до 1970-х гг., — это путь к "городскому, демократическому, индустриальному, бюрократическому, рационализированному, масштабному, формализованному, светскому и технологическому" обществу. Это слова Р. Нисбета. Век XIX был веком индустриализации, веком национализма, веком европейской культуры. Ключевой показатель индустриальной эпохи— рост (как правило, экспоненциальной) основных экономических показателей. С этим феноменом связаны главные компоненты индустриальной системы: радикальные и постоянные изменения в технологии, замена ручного труда машинным, мускульной силы— энергией, образование рынка рабочей силы, концентрация рабочих, появление особого вида экономической деятельности — капиталистического предпринимательства.
Гегель о XIX в. выразился так: "В это время мир был поставлен на голову, сначала в том смысле, что человеческая голова и те положения, которые она открыла посредством своего мышления, выступили с требованием, чтобы их признали основой всех человеческих действий и общественных отношений, а затем и в более широком смысле, чтобы действительность, противоречащая этим положениям, была фактически перевернута сверху донизу. Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам... " На одном из заседаний Римского клуба (в Токио) обсуждался доклад "Глобальное видение человеческих проблем". В нем говорилось следующее:
"Все существующие на сегодняшний день серьезные исследования предсказывают, что если нынешний ход развития человечества не будет радикально изменен, то глобальный крах во всех человеческих делах неминуем. Есть основания полагать, что проистекающие все из тех же самых причин кризисы в социально-экономической и политической областях произойдут даже раньше, чем мы достигнем физических пределов роста. И энергетический кризис— лишь первый из целой серии вполне предсказуемых событий. И если оставить в стороне случайные и, следовательно, приходящие их элементы, то главная причина этих кризисов не вызывает ни малейших сомнений. Мир никогда уже не будет прежним. И отныне непростительно делать вид, что не замечаешь надвигающейся беды, не понимаешь, сколь глубоко ошибочен тот путь, по которому— в силу ли инерции или по узости мышления — упорно продолжает двигаться человечество!" Суть проблемы сформулировал член Римского клуба Эрих Янч в докладе "Попытка создания принципов мирового планирования с позиций общей теории систем". В докладе, в частности, сказано:
"В настоящее время мы начинаем осознавать человеческое общество и окружающую его среду как единую систему, неконтролируемый рост которой служит причиной ее нестабильности. Достигнутый ныне абсолютный уровень этого неконтролируемого роста определяет высокую инерционность динамической системы, снижая тем самым ее гибкость и способность изменяться и приспосабливаться. Стало совершенно очевидно, что в этой системе нет никаких внутренних кибернетических механизмов и не осуществляется никакого "автоматического" саморегулирования макропроцессов. Этим кибернетическим элементом эволюции нашей планеты является сам человек, способный активно воздействовать на формирование своего собственного будущего. Однако он может на деле выполнить эту задачу только при условии контроля над всей сложной системной динамикой человеческого общества в контексте окружающей его среды обитания... и это может возвестить вступление человечества в новую фазу психологической эволюции". В 1976 г. заседание Римского клуба прошло в Алжире. Обсуждался доклад "Новый международный порядок". Был сделан вывод, что в данный момент под обстрелом оказались... только богатые страны Запада и Япония. Однако в конечном счете это будет распространено на все промышленные страны, поскольку они монополизировали право пользоваться достижениями научно-технической революции. Это всемирная социально-политическая революция бедных. Она будет набирать силу, движимая не столько теми или иными положениями идеологического порядка, сколько гневом, возмущением и протестом против несправедливости. Миллиарды людей будут настойчиво требовать перераспределения власти, богатств и доходов. Невозможно предсказать, какие именно формы примет в дальнейшем это движение и какова будет реакция на него более благоустроенных стран. Однако можно утверждать, что эти революционные процессы невозможно остановить и самые бурные события еще ждут нас впереди.
Целью проводимого заседания Римского клуба был поиск путей "обеспечения достойной жизни и умеренного благосостояния для всех граждан мира". В настоящее время мы от этой цели очень далеки. Так, в 1970 г. средний реальный доход на одного представителя наиболее богатой десятой части мирового населения в 13 раз превышал соответствующий показатель для беднейшей десятой части жителей планеты. Это средние показатели по миру. Разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших будет еще во много раз выше. Предлагается сбалансировать рост в разных странах. В развивающихся странах среднегодовой рост должен достигнуть 5% в год (это много! !), в развитых странах его прирост должен либо оставаться на нынешнем уровне, либо дольше уменьшаться. Проект предусматривает период в 40 лет. За это время разрыв в доходах между бедными и богатыми должен быть сокращен с 13: 1 до 3: 1. Последнее представляет "предельно допустимое" соотношение, существующее ныне между богатыми и бедными районами Европейского сообщества. Более реально — 6: 1.
Осуществление этого возможно лишь при условии кардинального изменения всей структуры власти в мире во всех областях: технической, экономической, политической и военной. Должны быть проведены реформы и обновление всей практики международных отношений и деятельности соответствующих учреждений, рыночной системы и т. д.
Были выработаны новые подходы к решению широкого круга проблем. Это следующие вопросы: стратегия достижения необходимых изменений; валютная система; перераспределение доходов; финансирование развития; индустриализация, торговля и международное разделение труда; производство и распределение продовольствия; энергия и сырье; управление использованием океана; транснациональные предприятия; научные исследования и техника и сокращение вооружений.
Всем странам приходится жить в условиях глобальной взаимозависимости. Потребуется перестроить все политическое мышление . Управление взаимозависимости вместе с управлением изменениями и управлением сложностью на глобальном уровне составляют ту триаду, без которой нам не обойтись, если мы хотим выжить и улучшить качество своей жизни в век империи человека. Французский социолог Г. Азнариксал пишет: "Общество процветания раскалывается на занятых и безработных; возникает новая разновидность социального апартеида. Появилась проблема перераспределения труда, точнее, не труда как такового, а времени. Перевернута та страница истории, когда все взрослое население должно было проводить основную часть своей жизни на фабриках, рудниках, полях и в конторах. Сегодня всем можно работать меньше и жить лучше, если мы сумеем воспользоваться сложившейся ситуацией во благо большинства".
Богатые страны (США, Канада и др.) должны были бы взять на себя ответственность за обеспечение мира продовольствием и корректировать в обозримом будущем производственную и торговую политику, чтобы в первую очередь гарантировать соблюдение интересов мира в целом, даже в ущерб своим собственным национальным интересам.
Еще в 1972 г. в докладе "Пределы роста" Римский клуб пришел к заключению, что истинные пределы росту определяются причинами не столь физического, сколь экологического, биологического и даже культурного характера. Авторы доклада сделали вывод, что нашему дальнейшему стабильному росту препятствует сама социально-политическая архитектура и философские основы существующего в нашем мире конгломерата обществ.
Для того, чтобы действительно могли "цвести сто цветов человечества", необходимо, прежде всего, более равноправное общество на всех без исключения уровнях человеческой организации. Господствующие ныне законы и правила управления общества весьма близкие к законам джунглей.
Создание поистине равноправного общества служит основной политической предпосылкой для решения всех остальных человеческих проблем, как в рамках отдельных стран, так и на глобальном уровне. Без справедливости нет и не может быть никакого стабильного мира или безопасности, никакого социального развития, никакой свободы личности, человеческого достоинства или приемлемого качества жизни для всех.
Некий гарантированный минимальный уровень жизни должен стать неотъемлемым правом любого родившегося на свет гражданина.
Отныне и впредь идея и условия достижения справедливости должны превратиться в одну из основ дальнейшего развития человеческого общества.
Обеспечение минимума образования и полезной работы для всех без исключения граждан планеты является направленным условием дальнейшего развития человечества и всех связанных с этим процессов. Хочется напомнить слова Тоффлера, которые было бы полезно знать тем, кто определяет путь развития России на будущее. Он сказал: "С этой точки зрения принципиальным является вопрос: имеет ли смысл копировать индустриальную модель в тот момент, когда промышленная цивилизация сама лежит в агонии?" Можно сказать, что специалисты понимают трагизм происходящего в мире. Но сам мир, общественность, правители и обыватели не хотят об этом и слышать. Любопытно в этом плане, что в 60-х гг. 22 000 ученых-естественников обратились ко всем гражданам Мира с таким воззванием:
"Как бы ни были мы разобщены географически, сколь бы ни были велики различия между нами в культуре, языке, традициях и привычках, политических и религиозных взглядах — в наше время мы все объединены, ибо всем нам угрожает одна и та же небывалая общая опасность. Она не сравнима по своей природе и масштабам ни с какой другой опасностью, которая когда-либо угрожала человечеству, и родилась она как результат совместного воздействия сразу нескольких необычных явлений. Даже каждое из них по отдельности сопряжено для нас с почти неразрешимыми проблемами; вместе же они не только резко увеличивают вероятность, что в самом недалеком будущем человечество ожидает тяжкие испытания, но, более того, они представляют вполне реальную угрозу для жизни человека на Земле. Мы, ученые, представляющие биологию и другие науки, не собираемся обсуждать здесь возможные конкретные пути решения тех или иных частных проблем, ибо мы абсолютно уверены, что все эти реально существующие проблемы взаимозависимы друг от друга, глобальны по своим масштабам и могут быть действительно решимы только при том условии, что мы откажемся наконец от своих узких, эгоистических интересов во имя общих целей".
Призыв ученых остался без какого-либо отклика. Об этом свойстве людей хорошо сказал основатель Римского клуба Печ-чен: "Впервые с тех пор, как христианский мир шагнул в свое второе тысячелетие, над миром действительно нависла реальная угроза неминуемого пришествия чего-то неотвратимого, неизвестного и способного полностью изменить общую судьбу огромных масс людей. Люди чувствуют, что наступает конец какой-то эпохи в их истории. Но никто, кажется, еще сегодня не задумывается над необходимостью радикально изменить не только свой собственный образ жизни, но и жизнь своей семьи, своей страны. И именно в том-то, в сущности, и кроется причина многих наших бед, что мы еще не смогли приспособить к этой насущной необходимости свое мышление, мироощущение и свое поведение".
А ученый Горц оценил современное положение так: "Новые времена подошли к своему концу: в течение двух столетий Запад жил в уверенности, что завтра будет лучше, чем сегодня... и будущее заслуживает того, чтобы во имя его пожертвовать настоящим, так как наука и техника своим развитием обеспечат свободу и изобилие. Эта вера мертва. Будущее не обещает нам ничего". Английский физик, лауреат Нобелевской премии Дж. Томпсон о сегодняшнем дне сказал так: "Ближайшая историческая параллель с сегодняшним днем— не промышленная революция, а переход к земледелию в эпоху неолита".
Вконтакте
Facebook
Twitter
Класснуть
Читать еще: