В период зимних бурь 1987–1988 гг. недалеко от береговой линии в заливе Уош в междуприливной зоне был обнаружен овдл из деревянных столбов. 13 августа 1988 г. его осмотрел представитель общества охраны памятников «Норфолк сайтс энд моньюментс рекорд», и было принято решение не только изучить этот объект, но и взять его под охрану. Находка немедленно привлекла внимание исследователей всего мира. Деревянных памятников эпохи бронзы не очень много — это первый памятник такого рода в Британии, дошедший до нас. Он хорошо сохранился благодаря тому, что был покрыт слоем торфа.

Сооружение представляет собой пятьдесят пять деревянных столбов, поставленных плотным кругом около 7,5 м в диаметре. В центре находится вбитый в землю перевернутый дубовый пень. Вероятно, в свое время сооружение строилось на болотистой почве на расстоянии полумили от берега, но море постепенно поглотило его.

Чтобы датировать памятник, были использованы два метода. Во-первых, углеродный анализ кусочков дерева.

Во-вторых, древесные кольца столбов ученые сравнили с уже имевшимися в их распоряжении образцами срезов различной давности, самые древние из которых имеют возраст более семи тысяч лет. Сравнив показания двух анализов, Алекс Бейлис, сотрудник «Лаборатории древних памятников», высчитал, что дуб, находящийся в центре, был срублен в период апреля — июня 2050 г. до н. э., а окружающие его деревья — весной следующего года.

Что же касается назначения Сихенджа, было выдвинуто несколько предположений. Он мог быть местом религиозных жертвоприношений. Современные друиды считают, что на столбы могли быть установлены головы знаменитых вождей, чтобы таким образом защитить береговую линию от нападения. Современные друиды проявляют большой интерес к памятникам бронзового века, хотя вряд ли друиды древние проявляли к ним такое же внимание. Считается, что первые друиды появились в Англии позже, в эпоху железа, около III в. до н. э. Тем не менее подобные памятники составляют важную часть мировоззрения современных друидов.

Робинсон Шоу, автор статей для Национального географического общества, отмечает, что, по мнению многих археологов, это было так называемое захоронение под открытым небом. Тела покойников размещались на центральном пне и постепенно разлагались, как бы давая душе возможность выйти на свободу.

Дуб в центре сооружения дал ответ на один давний вопрос. При раскопках подобных памятников в центре круга часто находили яму, но ее предназначение оставалось загадкой. Вполне возможно, что в каждой такой яме располагался деревянный пень. Зачем он был нужен? Вероятно, служил своеобразным алтарем, на который клались тела усопших. Рядом с дубом были найдены ветки жимолости, которыми тела могли привязывать к пню.

Летом 1999 г. части сооружения были выкопаны и перевезены для анализа в национальный археологический центр изучения культур бронзового века «Флэг фен экс-кавэйшнз». Это было сделано главным образом для того, чтобы защитить дерево от разрушения, поскольку столбы лишились защитного торфяного слоя, которым были покрыты. Дерево стали точить жучки, а кроме того, поскольку Сихендж находится в зоне особого научного интереса, связанный с этим наплыв многочисленных туристов и исследователей мог нарушить природный баланс в данном районе. Район является природным заповедником, где обитает множество видов редких птиц.

Дэвид Майлз, главный археолог «Английского наследия», так сказал об этом сооружении: «Опись и анализ всех деревянных частей памятника должны значительно увеличить наши знания о религии и обрядах той эпохи. Сооружение располагалось на границе земли, воды и неба. Древнему человеку это давало возможность общения с богами небес и подземного мира. За двадцать пять лет, отданных археологии, я не встречал памятника, вызвавшего столь полярные мнения и столь большой интерес».

Перенос сооружения вызвал и отрицательную реакцию, в частности у неоязычников, которые стали протестовать. Ролло Маффлинг, один из них, сказал следующее: «Не случайно главная ось ориентации Си-хенджа находится на линии, соединяющей точку летнего восхода солнца на северо-востоке и зимнего заката на юго-западе. То же самое мы можем наблюдать в знаменитом каменном кольце Стонхендж. Более того, эта летне-зимняя лей-линия, на которой находился Си-, хендж, проходит и через Стонхендж, а потом через Мейден-Касл в Дорсете. Таким образом, кольцо Си-хенджа является как бы береговыми воротами, через которые проходит самый первый луч света на своем пути в великое святилище Стонхендж». Неоязычники считают, что было бы лучше не убирать Сихендж совсем, а просто передвинуть на берег, вдоль той же лей-линии.

Тоби Фокс, главный менеджер Археологического центра изучения культур бронзового века, куда были перевезены деревянные части кольца, предположил, что Сихендж был своеобразной усыпальницей, сооруженной в докельт-скую эпоху народом культуры «колоколовидных кубков». «С этим памятником связана какая-то мистика, — признал он. — Как только мы снова его собрали, все тут же почувствовали, что от него исходит необычная энергия… Честно говоря, было даже немного жутко».