Сегодня, когда сознание людей буквально заполонено различной информацией о таинственных существах, летающих тарелках и прочих необъяснимых явлениях, когда сильно возрос интерес к магии, спиритизму, колдовству, нередко всплывает имя дьявола или сатаны как виновника многих человеческих бед.
В переводе с греческого diabolos («дьявол») означает «клеветник», воплощающий абсолютное зло. В христианской религии дьявол и сатана – тождественны.
Согласно преданию (иудейскому, а затем и христианскому), дьявол был ангелом, но его из-за гордыни изгнали из рая. Дьявол не является противником Бога, он не божество и даже не антибожество, скорее, дьявол (а на небесах его звали Люцифером), попавшее в опалу творение божье, мятежник из божьего царства, который только и делает, что направляет против божьего творения свою силу, от Бога и полученную. Однако считается, что все происки сатаны лишь способствуют исполнению замысла Бога.
Дохристианская библейская экзегетика представляла дьявола в змеином обличье, в образе змия-искусителя Адама и Евы.
В фольклоре и изобразительном искусстве дьявол – несколько видоизмененный античный сатир или фавн, весь поросший шерстью, с рогами, копытами и хвостом. Иногда на спине заметны крылья – это напоминание об ангельском прошлом сатаны (например, Данте описывает Люцифера, имеющего шесть крыльев – шестикрылый серафим).
По мнению одного из самых известных античных критиков христианства Цельса, сатана обязан своим рождением древнегреческим мифам, особенно о войнах с гигантами и титанами, а также о войнах между материальными и нематериальными силами. Наибольшее сходство с дьяволом имеет божок плотского наслаждения и плодовитости Пан, именно его можно считать предтечей дьявола.
Многие религии были не чужды теории уравнивания Бога и дьявола. Всегда существовали два совершенно противоположных принципа – свет и тьма, добро и зло, Бог и материя. Соблазн сделать дьявола равным Богу существовал всегда. Особенно сильно он проявляется в манихейской религиозной системе, где тьма, зло и материя воплощаются именно в образе дьявола.
Иудейская религия и Коран отводят дьяволу второстепенную роль, считая его падшим ангелом, творящим зло.
До VII века дьявол существовал в христианской культуре как сверхестественное существо, физическое присутствие которого не ощущалось. Однако с конца седьмого века, когда угрожающе увеличивается количество еретиков, начинается борьба со всем, что хоть немного напоминает дьявола. Инквизиторы считают, что если дьявола уничтожить невозможно, то нужно сжигать его пособников.
Средневековые инквизиторы рьяно утверждали, что Люцифер с помощью еретиков пытается вернуть себе власть. Началась великая охота на дьявола.
Для того чтобы успешно бороться с дьяволом, были написаны книги, в которых указывалось, как распознать признаки дьяволизма. Авторитетные церковные писатели, считающие человека несовершенным созданием, падшим от дьявольского искушения, объявляли, что дьявол может вселяться в человека, делая его одержимым. По христианскому миру прокатилась волна процессов изгнания дьявола.
В 18-19 веках статус дьявола меняется: если в средние века дьявол властвовал в религиозной сфере, то теперь его имидж несколько изменился – дьявол становится общественным феноменом, причем с тенденциями к положительному образу.
Этим он обязан торжеству свободомыслия. Бальзак, Бодлер, Жорж Санд пишут о сатане как об амбивалентном и неотделимом от человека спутнике: «Зло в сердце человека, а не в сатане».
Начиная с середины двадцатого века современные теологи тщетно пытаются закамуфлировать дьявола, причем стараются это делать достаточно незаметно, при этом никоим образом не пытаясь отрицать традиционное отношение к нему. Принцип «он существует, но в него не надо верить» вызывает раздражение у иерархии католиков, которая очень осторожно напоминает о том, что дьявол все же существует. В 1972 году Папа Павел VI был вынужден напомнить о том, что у католической доктрины дьявол занимает весьма пространную главу, а Иоанн-Павел II даже намекнул, что весь мир живет во власти зла.
Однако если всенародно признать существование дьявола, тогда неизбежно придется поверить и в одержимость. Но в 1972 году Папа Павел VI устранил институт экзорцизма, а процесс изгнания дьявола свел к некоему очень таинственному ритуалу. Экзорцисты выражают весьма пессимистические опасения о том, что верующие будут обращаться не к ним, а колдунам и магам, которые, воспользовавшись их наивностью, будут просто выжимать из них деньги.
Организация «Европейские ценности» недавно провела опрос, в результате которого выяснилось, что 49% верующих и 5% неверующих опрошенных верят в существование дьявола или сатаны. Это говорит о том, что в умах людей царит неразбериха. Более половины верующих христиан сегодня отрицают существование дьявола, который был в самом центре внимания церкви в средние века. И наоборот, многие атеисты сегодня принимают факт его существования.
Так что же сегодня означает слово «дьявол» для человека, что мы понимаем под этим понятием? Скорее всего, для каждого человека дьявол – сугубо индивидуальное, личное.
Как и очень многое в нашей жизни, феномен сатаны претерпел значительные изменения в наше время. Родился он в глубинах христианства, которое сегодня от него благополучно отнекивается, в Ветхом завете о нем не написано ни слова, тогда как во многих теологических трудах говорится о незаконном рождении этого экс-ангела.
Дьявол – это владыка искушения. В большинстве случаев его имя ассоциируется с самыми примитивными и зоологическими формами человеческого поведения, которые очень часто проявляются в выраженной продуманности плана и внешней помпезности. К примеру, во время широкомасштабной предвыборной кампании можно явно наблюдать самые низшие формы политических игр, во время которых внешне культурные, презентабельные и организованные люди, становясь похожими на примитивных приматов или хищников, забрасывают своих соперников экскрементами. Что же это, если не проявление их дьявольской сути? Ведь именно к дьяволу относятся все виды человеческих привязанностей, основанных на власти, деньгах, удовольствии, сексе…
8 мая 1911 года в штате Миссиссиппи родился Роберт Лирой Джонсон, которого впоследствии узнают как легенду блюза. Роберт был музыкантом-любителем, но однажды он громогласно обещал, что будет играть блюз так, как никто до него. Обещал и исчез на несколько месяцев.
Никто всерьез не отнесся к его словам, тем более что особого дара к музыке у него не замечали. Однако насколько велико было удивление окружающих его людей, когда в один прекрасный день Роберт вернулся совсем иным человеком: он не только великолепно играл на гитаре — это была игра мастера. Это удивительное событие стало поводом для слухов о том, что свое мастерство Роберт обменял на душу у дьявола. Ведь в афроамериканской среде именно блюз считался «музыкой дьявола», поэтому многие музыканты делали на этом себе рекламу. Так, Айк Зиннерман ходил по ночам репетировать на кладбище, а Томми Джонсон именовал себя «пасынком дьявола». Суеверные чернокожие верили, что блюзмены действительно продавали душу дьяволу, ведь блюз считался сатанинской музыкой. А поверье о том, что если одному выйти в полночь на отдаленный перекресток, взяв с собой гитару, и позвать того, кто может дать тебе дар умения играть блюз, то сатана не заставит себя ждать – придет и заключит сделку.
Однако дьявол отпускает не слишком долгий срок для души, которую забирает. Вот и Роберт Джонсон умер в 28-летнем возрасте при совершенно необъяснимых обстоятельствах.
Во все времена история учила, что торговать намного выгоднее, чем воевать. Пусть даже эта война ведется с заклятым врагом всего человеческого рода – сатаной, которого интересует только лишь душа человека, за которую он даст все, что угодно той же человеческой душе. С первого взгляда сделка достаточно взаимовыгодная, ведь платить за земные блага надо будет не очень-то и скоро, тогда почему же заключающие эту сделку затем начинают мучаться и страдать от содеянного? И вообще, кто придумал сделку с дьяволом? Ведь в Священном Писании об этом нет ни слова. Есть змий-искуситель, обманувший нашу прародительницу, есть дьявол, пытающийся искусить Христа перспективой царить на всей Земле, прося взамен поклонение себе, но нигде нет ни слова о том, что Люцифер в приличном костюме, в шляпе ходит по белу свету с папкой документов, ведет отчетность, считает приобретенные у людей души.
В свое время ходили слухи о том, что Николо Паганини свою виртуозную игру получил в обмен на свою грешную душу, наверное, поэтому епископ Ниццы не захотел его отпевать.
Мало кому известно, но католическая церковь в средние века запрещала сочетание определенных двух звуков, считая их дьявольскими. Если объяснить это на музыкальном языке, то звуковой интервал «тритон», или интервал дьявола, — это три ноты, два интервала, между которыми шесть полутонов, вот и получается число дьявола – 666.
Сегодня дьявол проник и в экономику, и в экономические отношения. Он отлично продается: вата «Терможен», шоколад «Фауст», кастрюли «Руссэ», ведь бренд всех этих товаров – князь тьмы, сам Люцифер. А за всем этим процессом незримо наблюдают, правя миром, живущим по законам прибыли, современные дьяволы.
У каждого человека свой Бог, у каждого свои понятия о добре и зле, у каждого свое представление о дьяволе.
Никто из людей никогда не сможет объяснить, почему именно плохое происходит с ними. А может быть сатана или дьявол рождены обществом, и именно поэтому люди так боятся их, не в силах описать их конкретный образ и сущность. Дьявол, наверное, существует в каждом человеке, и именно в нем находят утешение люди.
А может быть, люди создали миф о сатане или дьяволе для того, чтобы объяснить все то зло, которое они сами же и создают. Получается, что сатана или дьявол нужны человеку, чтобы он имел возможность выжить в этом мире, очень похожем на хаос.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Класснуть
Читать еще: