После кончины фараона Снофру и его жены следующими правителями 4-й династии стали их сын Хеопс (Хуфу) и дочь Меритити. Согласно традициям Древнего Египта, ради сохранения чистоты крови царской семьи брат и сестра становились супругами. Одно из первых главных решений Хеопса состояло в том, чтобы оставить отчий город Дахшур и начать строить новый город Гизу. Там находятся последние три из семи значимых для меня пирамид, приписываемые соответственно Хеопсу, Хефрену и Менкавру. Этих трех фараонов определенно связывали с гизскими пирамидами, поскольку в районе Гизы были найдены многочисленные надписи с их именами. В одной из надписей в склепе Кара, который был «хранителем города пирамид», перечисляются все три пирамиды с именами царей: «Пирамида Хуфу Небесная, пирамида Хефрена — Великая, пирамида Менкаура — божественная».

«Усыновленные» пирамиды?

Но действительно ли эти трое фараонов построили пирамиды или же унаследовали их от более ранней культуры? Чтобы не обременять читателя титулами, я буду, опуская имена царей, называть в этой главе три пирамиды: Великая пирамида, Вторая пирамида и Третья пирамида соответственно. Иногда обе гигантские пирамиды здесь именуются Великими.

Первый вопрос, который встает перед нами, — почему Хеопс перенес столицу 4-й династии в Гизу? Привлекло ли его внимание это плато как удобное место для строительства пирамид, или же он сделал это по религиозным соображениям, поскольку данное место уже считалось священным? Хотя пустыня еще скрывает до 60 % древних гизских памятников, мы знаем, что один из древнейших, великолепная усыпальница, обычно известная как «мастаба У» или «Гиза У», принадлежала какому-то могущественному сановнику 1 — й династии, а возможно, и самому фараону Джету. Другие находки подтверждают присутствие в Гизе царей 1-й и 2-й династии за сотни лет до прибытия туда Хеопса. Гиза была одним из важнейших религиозных центров Египта, ничем не уступая соседнему Мемфису или далекому Абидосу.

Отчего же Гиза приобрела столь важное значение еще на заре древнеегипетской цивилизации? Не могло ли быть так (что и предполагалось выше), что некая неизвестная нам народность уже в тот ранний период воздвигла загадочного Сфинкса и даже (это еще более смелое предположение) — что она соорудила обе гигантские пирамиды (вспомним также данные радиоуглеродной датировки)?

Египтологи любят ссылаться на большое количество керамики и инструментов времен 4-й династии, найденные по всему гизскому плато, а их фрагменты были будто бы обнаружены на самих пирамидах. Но эти находки сами по себе еще не доказывают, что сами пирамиды построены именно при 4-й династии, а те инструменты, о которых идет речь, могли быть оставлены там в арабскую эпоху теми, кто срывал с пирамид каменную облицовку, пользуясь любыми подвернувшимися инструментами. Да и туристы более позднего времени могли взбираться на пирамиды, оставляя после себя древние «сувениры», подобранные ими на плато.

Как уже говорилось ранее, современные технологии не дают возможности прямой датировки камня пирамид, а так называемый «контекстуальный метод» египтологов основывается во многом на случайных свидетельствах и субъективных интерпретациях. В данной и следующей главах я также буду исходить из контекстуального подхода в связи с конструкцией и технологией «пирамид 4-й династии», чтобы ответить на «провокационный» вопрос — были ли Сфинкс и пирамиды Гизы действительно построены в то время или ранее. Прежде чем начать, надо представить себе главную идею каждого из возможных сценариев. Если, как считается, гизские памятники более поздние, чем те, что в Дахшуре, то следует ожидать, как полагается при эволюции, очень большого сходства между ними при некоторых новациях. Если же гизские памятники принадлежат к более древней культуре, то должны быть какие-то общие черты, перевешиваемые, однако, многочисленными явными новшествами, так что создается впечатление радикальной перемены.

Можно представить себе два варианта унаследования и освоения этих памятников. В первом варианте Великая пирамида представляется единственным в своем роде памятником, не имеющим отношения ко всему, что также находилось на гизском плато. Во втором варианте обе огромные пирамиды были восприняты от некой более ранней культуры. При рассмотрении последнего варианта надо иметь в виду, что Вторая пирамида в Гизе являлась частью комплекса (вместе со Сфинксом и двумя храмами впереди него), так что все эти здания рассматриваются как построенные в один и тот же период, а потому все (кроме, возможно, насыпной дороги) должны быть передатированы, если гипотеза унаследования окажется верной.

Храмы у Сфинкса

Наше путешествие по Гизе началось со Сфинкса, около которого имеются руины двух храмов, построенных из огромных блоков известняка, взятых из «ограждения» Сфинкса, а потому эти храмы представляются современными данному памятнику.

Мегалитическая архитектура, использовавшая глыбы весом до 200 т, впервые появилась именно в Гизе, являя в этом смысле контраст с храмами Дахшура, Мейдума, Саккары. За исключением Осириона в Абидосе (как считается, относящегося ко времени 19-й династии), такие мегалитические конструкции больше нигде в Египте не встречаются.

Первый из мегалитических храмов обычно именуется Храмом Сфинкса Он расположен на одной линии с южной стороной Второй пирамиды (см. рис 5). Его стены сильно пострадали, а внутренняя часть почти полностью разрушена, в отличие от стоящего рядом Храма долины, сохранившегося лучше. Храм Сфинкса вызывает много вопросов у египтологов. Как отметил З. Хавасс, директор Отдела древностей в Гизе, «план этого храма совсем иной, чем у других храмов Древнего Царства на плато. Его необычайное расположение заставляет предположить, что это не был культовый храм в честь одного из умерших фараонов, но что он… построен в честь культа, связанного со Сфинксом».



Рис. 5. Гизское плато
1. Великая пирамида. 2. Вторая пирамида. 3. Третья пирамида. 4. Сфинкс. 5. Храм Сфинкса. 6. Храм долины Хефрена

В этом отношении этот храм действительно вовсе не похож на остальные храмы данной эпохи, так или иначе связанные с культом усопших царей. Но что означает культ Сфинкса? Ученые полагают, что это был какой-то солярный культ, но нет доказательств того, чтобы в эпоху 4-й династии или ранее египтяне поклонялись Солнцу. Реконструкция храма показала, что он имеет такую особенность, как два святилища (с восточного и с западного конца), в виде «гротов», обрамленных двумя колоннами. Во внутреннем дворе имеются десять статуй и алтарь, а двор окружен 24 колоннами, так что всего их имеется 28. Считается, что 24 колонны символизируют 24 часа суток, но их общее количество предполагает более сложную символику, связанную с числами 6, 7 и 8, которые имеют глубокий религиозный смысл.

Раскопки Бей Хасана в 1935–1936 гг. показали, что некогда стены Храма Сфинкса изнутри имели гранитную облицовку, но с наружной стороны ее не было. Это обстоятельство, как и отсутствие поблизости каких-либо захоронений жрецов «культа Сфинкса», привело некоторых ученых к заключению, что этот храм остался недостроенным и не использовался. Хотя такое предположение нереалистично, но оно заставляет вспомнить предположение, сделанное мною ранее, что более древнее население не обязательно рассматривало Гизу как некрополь.

По соседству с Храмом Сфинкса находится Храм долины, расположенный в конце насыпной дороги, которая идет от пирамиды под углом 14° с запада на восток. На широте Гизы годичный путь Солнца проходит между 28° северной и южной стороны соответственно (общая амплитуда 56°). Поэтому дорога, идущая под углом 14° являлась ключевым пунктом для наблюдения за годичным солнечным циклом. Возникает вопрос, не оказало ли сакральное значение угла в Гизе влияние на решение проделать в Красной пирамиде и в пирамиде в Мейдуме «шахты» под углом 28°?

Храм долины построен в том же мегалитическом стиле, что и Храм Сфинкса, но он сохранился значительно лучше и имеет иной план. Здесь есть общая крыша, а на ней — открытый дворик. Крыша опирается на 1 б колонн из красного гранита. 16 — число, кратное 8, что соответствует и числовой символике храма Сфинкса. Под крышей — зал в форме буквы «Т», в котором находятся 23 статуи фараона Хефрена. Храм внутри и снаружи облицован гранитом. Огюст Мариэтт, открывший это здание в 1853 г., писал, что внешняя гранитная облицовка была гладкой' и ее украшение — орнамент из перекрещивающихся под прямым углом желобков. Поскольку подобный орнамент характерен для памятников более ранних, чем эпоха 4-й династии, в сочетании с использованием мегалитической кладки, это обстоятельство позволяет датировать и указанный храм, и Храм Сфинкса эпохой более ранних династий. Высказано также предположение, будто гранитная облицовка обоих храмов ранее была использована для ремонта какого-то гораздо более древнего храма. К такому заключению пришел уже упоминавшийся геолог Р. Шох, занимавшийся проблемами датировки Сфинкса.

Мегалитические загадки

Как уже отмечалось, Сфинкс и два мегалитических храма представляют собой единый ансамбль, и на основе геологических и контекстуальных данных можно сделать заключение, что они были построены в додинастическую эпоху, но позднее, около 3100 г. до н. э., перестроены. Посмотрим, к чему может привести эта гипотеза, если проанализировать расположение Храма Долины и Второй пирамиды. От западной стены этого храма отходит гранитный коридор, который, однако, ведет не направо, к Сфинксу, а вперед и вверх, и выходит к насыпной дороге, похожей на огромную стрелу, которая соединяет этот храм со Второй пирамидой, точнее с еще одним мегалитическим храмом, находящимся у подножия данной пирамиды. Эту дорогу шириной 4,6 м и длиной 460 м сэр Вильям Петри назвал своего рода шедевром. Храм у подножия Второй пирамиды окрестили «храмом заупокойного культа», хотя для этого нет особенных оснований. Во внутреннем его дворе находятся 12 статуй, но их предназначение точно не известно. Со стороны пирамиды имеются пять загадочных ниш — нововведение, которое копировали и позднейшие цари. Эти пять ниш, вероятно, связаны с легендой о рождении богов в течение пяти дней (она объясняла, почему в году 365 дней, а не ровно 360).

По контрасту с другими храмами в Гизе, указанный храм имеет вытянутую форму, и объяснить это нетрудно. Как уже говорилось, в Гизе насыпные дороги специально сделаны под углом 14° с восточной стороны. Храм был вытянут на восток вдоль узкой гряды гор (параллельной ограждению Сфинкса), причем Вторая пирамида оказывалась на одной диагонали с Великой пирамидой (рис 5). По словам Петри, этот «храм заупокойного культа» весьма похож на Храм долины. Его мегалитические известковые стены были облицованы красным полированным гранитом, да и расположение помещений в его восточной части аналогично их расположению в Храме долины. Поэтому египтологи считают, что оба храма построены примерно в одно и то же время.

На основе контекстуального подхода египтологи относят все указанные здания к одному времени, именно ко времени правления фараона 4-й династии Хефрена Они рассуждают таким образом: во-первых, выход из Храма долины специально проведен по диагонали, параллельно дороге и в направлении «храма заупокойного культа»; во-вторых, сам этот храм стоит на одной линии с пирамидой; в-третьих, «нижние» храмы находятся на одной линии со Сфинксом. Кроме того, по мнению египтологов, в храмах содержатся явные свидетельства культа Хефрена Так, в «храме заупокойного культа» были найдены многие фрагменты статуй, ваз, чаш, на которых выгравированы его царское имя и титулы, а в Храме долины свидетельством культа Хефрена является его диоритовая статуя (один из лучших экспонатов Каирского музея), найденная там еще Мариэттом. Если к этому добавить еще наименование Второй пирамиды — «Хефрен Великий», то станет понятно, отчего египтологи так настаивают на том, что все эти памятники создал Хефрен. Их точка зрения поддерживается и открытиями в районе Великой пирамиды, где насыпная дорога имеет надписи с именем Хефрена. Можно ли сомневаться, что во Второй пирамиде (ныне лишенной надписей) первоначально можно было найти имя Хефрена

К сожалению для египтологов, ни одно из этих свидетельств не подтверждает в точности, что именно Хефрен создал Сфинкса, храмы или саму пирамиду, поскольку все аргументы годятся также и для гипотезы об использовании их в его царствование. А если говорить о свидетельствах в пользу того, что Хефрен построил насыпную дорогу, то вполне возможно, что он действительно это сделал, чтобы соединить уже существовавшие, использованные им храмы. Первоначально и не было нужды в этой дороге — если данная часть гизского плато застраивалась просто ради астрономических наблюдений, то достаточно было бы «обсерватории» в одном конце «ансамбля» и «отметки» в другом конце воображаемой линии. В связи с этим также интересно отметить, что первоначально и «нижние» и «верхние» храмы имели крыши, на которые нужно было подниматься по ступенькам. Хефрен мог, используя в своих целях уже существовавшие объекты, соединить их дорогой на каменной насыпи, проложив ее на том месте, где прежде имелась всего лишь тропинка.

Аналогичный сценарий можно было бы применить и к Великой пирамиде Хеопса Там насыпная дорога проложена особенно высоко, она поднимается на 40 м над своим основанием. Предания о ней египтяне сообщали в V в. до н. э. греческому историку Геродоту, прозванному «Отцом истории», который писал по этому поводу: «Потребовалось 10 лет подневольного труда народа, чтобы построить дорогу на каменной насыпи; эта работа, по моему разумению, ничем не уступает строительству самой пирамиды. Возвышение это сложено из отполированных камней, покрытых резными изображениями животных».

Кроме того, в нескольких местах исследователи обнаружили надписи с именем Хеопса, что, по-видимому, подтверждает и точку зрения Геродота, считавшего его строителем дороги и пирамиды. Однако подобные изображения животных необычны для времени 4-й династии, они характерны скорее для искусства додинастического периода Возможно, что Хеопс делал надписи на уже существовавшей каменной дороге, но вероятнее, что он построил ее в архаическом стиле, вдохновленный художественными образами, существовавшими на заре египетской истории. Не были ли подобные образы широко известны в Гизе — важном центре эпохи первых династий?

В верхнем конце «пути Хеопса» стоит храм заупокойного культа Великой пирамиды, вернее, руины этого храма Он имеет более точную квадратную форму, чем храм Второй пирамиды. Подлинное его назначение определить трудно. Известно, что он был построен на базальтовом фундаменте из мегалитических блоков известняка и гранита, а на фрагментах его стен имеются надписи Хеопса, хотя они могли быть сделаны и позднее. По ортодоксальной хронологии этот храм появился после того, как 4-я династия переселилась в Гизу, хотя в действительности, по словам М. Ленера, его строительство явилось «огромным рывком и по масштабам, и по сложности» по сравнению с предыдущим периодом. До сих пор мы не имеем никаких фактов, которые не позволяли бы предположить, что все эти мегалитические храмы были построены на заре египетской цивилизации и уже впоследствии были присвоены и приспособлены фараонами 4-й династии. При наличии стольких неопределенностей в источниках даже небольшой, но значительный факт может приобрести огромное значение и потенциально стать основанием для изменения датировки всего ансамбля на гизском плато. Сфинкс, значительно разрушенный силами природы, дает основания для подобных размышлений. Можно ли утверждать нечто подобное в отношении самих пирамид?

По неизвестным причинам цари 4-й династии не делали надписей в своих пирамидах. И все же, как уже говорилось, мы имеем такой источник, как надпись бригады строителей, обнаруженная, как утверждают, в закрытой Великой пирамиде в 1837 г. Она содержит царственное имя Хеопса и считается единственным доказательством в пользу ортодоксальной теории, хотя в последнее время не раз высказывались сомнения в ее подлинности. Мы вернемся к этому вопросу, но сначала надо рассмотреть проблему Великой пирамиды в археологическом контексте.

Великая пирамида

Совершенство Великой пирамиды не раз вызывало изумление очевидцев и смущало даже лучшие умы: не раз великие мыслители приходили к ошибочному заключению, что подобное творение могло создать только божество, хотя в действительности она возникла в процессе естественного развития строительной техники.

И все же перед нами не обычная постройка Средний вес камней, из которых она возведена, — 2,5 т. С какой целью был создан этот памятник? За отсутствием иных теорий легче всего принять объяснение, связанное с религиозными целями. Но если это не так?

Великая пирамида описана множество раз, а потому мы остановимся только на тех проблемах, которые имеют отношение к эволюции строительства пирамид, и на тех фактах, которые подкрепляют теорию пирамид-усыпальниц или противоречат ей. Начнем с нескольких замечаний общего характера Высота Великой пирамиды —147 м, и это высочайшая из пирамид Египта. Вторая гизская пирамида имеет несколько меньшую высоту — 144 м. Сделаем сопоставление некоторых основных данных по трем главным пирамидам Древнего Египта.


Великая пирамида по массе на 52 % больше главной пирамиды Дахшура, что представляет собой заметное достижение, хотя ничего сверхъестественного в этом нет. В таком же масштабе увеличивается по сравнению с ней и средний размер камней, из которых сложена Великая пирамида. Вместе с тем масса Великой пирамиды составляет 88·% от массы двух дахшурских пирамид, которые, как считается, построил Снофру. Таким образом, объем материала для строительства Великой пирамиды был практически доступен одному египетскому фараону. Следует также сказать несколько слов о фундаменте, на котором возведена Великая пирамида. Тщательно обработанные базальтовые блоки покоятся на более тонком слое известняка высокого качества (Петри назвал это «великолепной работой»). Четыре стороны этой платформы имеют различия не более чем 4,4 см. Это замечательное мастерство дополняется точностью ориентации пирамиды по сторонам света, причем она сориентирована на север с отклонением только на 4 минуты. Это — радикально новый уровень точности по сравнению с архитектурой Дахшура, и египтологи не дают такому факту удовлетворительного объяснения. Например, Ленер писал: «Зачем понадобилась подобная удивительная точность? Для царских зодчих подобный уровень точности был, очевидно, связан с каким-то символическим, культовым смыслом, но от нас он ускользает».

Такой же точностью характеризовалась и работа по облицовке Великой пирамиды плитами белого известняка Эти блоки, весившие по 16 т, были так плотно пригнаны друг к другу, что трудно обнаружить их соединения, средняя ширина которых, согласно Петри, составляет в среднем до половины миллиметра. Притом эти каменные блоки были скреплены таким цементом, который оказался прочнее, чем сами камни. Петри не поверил своим глазам: «Даже просто пригнать эти камни друг к другу было весьма трудно, но еще и скрепить их цементом — это почти невозможное дело».

Подобная технология далеко превосходит все, что делалось при Снофру в Дахшуре, и является еще одним революционным достижением строителей Гизы. Зачем она им понадобилась? Вспомним об угле наклона Великой пирамиды (51°50?), который перекликается с числом ?, использованным в строительных пропорциях пирамид Дахшура Но здесь достигнуты пропорции более высокого уровня, потому что величина 4 ? вместо 3 ?, примененная в Дахшуре, соотносится с изящной математической величиной, известной как «золотое сечение».

Недооцененная загадка

Теперь попробуем посмотреть на Великую пирамиду изнутри (рис 6). В нее имеется вход с северной стороны, через туннель, который, как считается, был прорыт в IX в. н. э. арабскими путешественниками. Первоначально вход находится 9 метрами выше. Его именуют «нисходящим коридором». Он тянется на 58,5 м и проходит под углом 26° 24’. Подобные ходы имеются и в Дахшуре, но там угол другой, он во многом напоминает ход внутри Изогнутой пирамиды. В Великой пирамиде вход отличается точностью исполнения. На всем его протяжении ни стены, ни пол, ни потолок туннеля не отклоняются от угла, под которым он проложен, более, чем на сантиметр. В конце этого туннеля в толще камня находится палата (хотя она едва ли заслуживает этого имени), грубая отделка которой обращает на себя внимание. Ее можно лишь отчасти сравнить с грубо отделанными палатами в пирамидах Мейдума и Дахшура.



Рис. 6. Великая пирамида
1. Нисходящий коридор. 2. Подземная «палата». 3. Восходящий коридор. 4. «Палата царицы». 5. Большая галерея. 6. Затворы, использовавшиеся в восходящем коридоре. 7. «Палата царя». 8. Подсобные помещения. 9. «Шахта»

Прежде чем уйти под землю, нисходящий коридор соприкасается с восходящим коридором, представляющим собой единственное такого рода сооружение в истории пирамид, если не считать небольшой пирамиды-спутника в Дахшуре. Коридор тянется вверх на 38 м, после чего переходит в огромную галерею, которая тоже ведет вверх, а еще один отходящий от этой развилки узкий горизонтальный коридор доходит до так называемой «Палаты царицы». Прежде проход в нее был закрыт большой каменной плитой, не сохранившейся до нашего времени.

«Палата царицы» — изящная комната, отделанная известняком лучшего сорта, с остроконечной крышей. В принципе подобные помещения есть и в других пирамидах, но у этой палаты имеются своеобразные, только ей присущие особенности: во-первых, в нее ведет восходящий коридор, во-вторых, в ее восточной стене находится ниша высотой в 4,7 м (см. илл. 15), в-третьих, там существует своеобразная пара ходов, отведенных от северной и южной стен палаты. Таких особенностей нету других пирамид. В 1638 г. английский исследователь Дж. Гривс сообщил легенду о том, что будто в этой нише прежде находился какой-то «идол». Это произвело большое впечатление на египтологов, многие из которых считают, что в нише размещалась статуя Хеопса. По мнению иных, там, в ларе, хранились бальзамированные внутренности фараона, но это не доказано.

«Шахты» палаты царицы часто рассматривались как вентиляционные коридоры. Однако таковыми они не могут быть, потому что не достигают поверхности пирамиды. В 1-й главе также говорилось и о том, что они не имели никакого символического астрономического смысла Большинство египтологов считают, что «шахты» связаны с религиозным культом и, возможно, предназначались для того, чтобы «Ба» — душа фараона — могла достигнуть божественного Солнца и звезд (о чем говорится в «Текстах пирамид»). Почему же мы не находим подобных сооружений в позднейших пирамидах, особенно эпохи 5-й и 6-й династии, о которых прежде всего и идет речь в этих «Текстах»? Подобное объяснение смысла этих ходов является сомнительным, так как древние египтяне верили, что душа может проходить даже сквозь толстые стены.

В 1993 г. управляемый на расстоянии робот Р. Гантенбринка нашел глубоко в южной «шахте» известняковую плиту с металлическими запорами. Это открытие породило ряд новых вопросов о назначении Великой пирамиды, и ответить на них невозможно, пока не будут проведены дальнейшие исследования. Возможно, за этой загадочной плитой находится еще одна палата.

Большая галерея, о которой говорилось выше, имеет ширину 3 м и высоту 8 м (илл. 13). Д-р Эдвардс определил ее как «сводчатую галерею с кронштейнами, небывалых размеров». Кронштейны имеются в палатах пирамид Дахшура и Мейдума, но в этом случае они сделаны на значительном расстоянии, так что в качестве перекрытия пришлось использовать также каменные плиты. Почему так было сделано, можно только гадать.

Другая малопонятная особенность галереи, которой египтологи почему-то не придают значения, — пара желобов, идущих вдоль боковых стен почти на всем их протяжении. Пол галереи находится между двумя большими каменными «плинтусами», вдоль которых имеются 54 ниши (по 27 с каждой стороны), и еще одна пара устроена в верхней части галереи, так что всего их 56 — по числу градусов, определяющих движение Солнца на широте Гизы. Предназначение этих ниш никогда не было удовлетворительно объяснено.

Необычный «дизайн» Большой галереи достигнут благодаря использованию огромных блоков из известняка высокого качества, пригнанных друг к другу удивительно хорошо. При сооружении галереи блоки располагали не по прямой линии, а с наклоном, который соответствовал 26-градусному углу восходящего коридора. В целом, с инженерной точки зрения, это совершенно удивительное сооружение, причем ни от одного из его камней не отвалился ни один кусочек, размером хотя бы в сантиметр. И это несмотря на прошедшие тысячелетия, множество туристов, землетрясения и т. д.

Для чего же понадобился этот шедевр древнего зодчества? Было ли это удивительное сооружение создано просто из любви к искусству, или оно имело какой-то реальный или символический смысл? Египтологи, не исключая и Ленера, обычно не находят ничего лучшего, чем считать галерею складским помещением или местом транспортировки тела фараона в палату для захоронения. Если так, то ее следовало бы признать одним из самых ярких примеров бессмысленной роскоши. Безусловно, она должна была иметь какие-то более важные практические или символические функции.

В верхней части галереи сделан переход в узкий коридор, ведущий в верхнюю палату Великой пирамиды. Вход в эту гранитную палату защищали три гранитные загородки (столь сложная заградительная система не применялась в других древнеегипетских памятниках). Эта «Царская палата», как считается, должна была стать последним приютом фараонов. Здесь не было найдено никаких мумий и следов захоронений, но теория предназначения ее как «усыпальницы» подкрепляется наличием там гранитной «гробницы», действительно сделанной по размеру человеческого тела Она на 2,5 см шире, чем вход в палату, и, следовательно, помещена здесь до того, как достроили пирамиду. Крышка у нее отсутствует, а один из углов немного поврежден. Как уверяет Петри, «гробница» была сделана в граните с помощью особого сверла, с применением давления, эквивалентного двум тоннам Ее внутренняя часть хорошо обработана и отполирована, но Снаружи она выглядит довольно грубо. Последнее обстоятельство также породило ряд вопросов. Палата в целом отделана очень тщательно, и тем более странно выглядит здесь такая «гробница». Следует отметить, что потолок палаты не имеет карнизов и является плоским, а потому тут были использованы гранитные балки длинной 5,5 м До сих пор нет объяснения, каким образом подобные балки (весом 25–40 т) были подняты на такую высоту в одной из внутренних структур пирамиды. Ничего подобного нет ни в Саккаре, ни в Мейдуме, ни в Дахшуре.

«Царская палата» также имеет две «шахты», отведенные от северной и южной стен. Эти ходы могли быть вентиляционными, так как они достигают поверхности пирамиды. Однако неизвестно, проходили ли они первоначально сквозь облицовочный каменный слой, снятый в арабскую эпоху. Над палатой имеются еще пять «подсобных» комнат, вероятно, использовавшихся рабочими. Верхняя из них увенчана остроконечной крышей. Здесь найдены крупнейшие в этой пирамиде каменные блоки (весом до 50–80 т), которые были подняты на удивительную высоту. Ленер определяет «подсобные» комнаты, как находку, не имеющую прецедента.

Теперь мы можем свести в таблицу основные характеристики Великой пирамиды, чтобы лучше оценить новаторство этого творения.


Этот обзор по необходимости краток, но достаточен для некоторых интересных выводов. Принимая во внимание исторический контекст и хронологию создания пирамид, видно, что Великая пирамида представляет собой революционное достижение. Создается впечатление, что она по внешней форме — обычная пирамида, но в остальном мало похожа на пирамиды в Дахшуре. Тот же Ленер признавал, что Великая пирамида по внутренней конструкции «являет собой пример замечательных достижений, стоящих особняком в строительстве пирамид и в истории архитектуры в целом». Получается, что Хеопс, применив ряд революционных технологий, создал во многих отношениях уникальное творение, причем достиг успеха с первой попытки. Если это усыпальница в обычном смысле, то почему специалисты не смогли точно определить назначение многих ее необычных атрибутов — подсобных помещений, Великой галереи с ее нишами, Палаты царицы с нишей и четырех узких «шахт», в одной из которых находится «дверь Гантенбринка»?

Вторая по величине пирамида

После кончины Хеопса и ухода его в «иной мир» ему наследовал один из его сыновей — Джедефра, узурпатор, убивший законного наследника и женившийся на его вдове. Он построил свою пирамиду в Абу Рош, неподалеку от Гизы. Правление его продолжалось 8 лет, после чего он, в свою очередь, был убит Хефреном, другим сыном Хеопса. Последний, как это было тогда принято, ранее женился на своей сестре, но теперь унаследовал трон, женившись на вдове Джедефра — царице Хетефер II. Не удовольствовавшись этим, он еще раз женился на дочери царицы — Мересанх III, очевидно, чтобы закрыть пути новым претендентам на трон.

Хефрен вернулся в Гизу, где, как считается, и построил Вторую пирамиду. Она имеет ту же высоту, что Великая пирамида, но за счет ее более высокого фундамента собственная высота ее примерно на три метра меньше. Как видно на илл. б и 7, Вторую пирамиду можно сразу узнать по каменной облицовке, которая в значительной мере сохранилась. Между нею и Великой пирамидой есть два основных внешних различия. Во-первых, имея ту же высоту, Вторая пирамида сооружена под углом 53°10?, и ее сторона короче на 15 м. Во-вторых, снизу она облицована слоем красного гранита, что имеет символическое значение, о котором пойдет речь в следующих главах.



Рис. 7. Вторая пирамида


Во Вторую пирамиду можно войти с северной стороны, но, как ни странно, она имеет два отдельных входа, Один начинается на высоте 12 м от основания и идет под углом 25°55?. Второй начинается на уровне земли и идет вниз под углом 21 ° 40' мин. По внутреннему устройству Вторая пирамида мало похожа на свою соседку (см. рис. 7): верхний ход, достигнув уровня земли, делает поворот и идет параллельно этому уровню. До поворота он облицован изнутри гранитом и имеет систему загородок, но она значительно проще, чем в Великой пирамиде. Его горизонтальная часть за поворотом не имеет облицовки и тянется на 50 м. Он значительно выше, чем горизонтальные ходы Великой пирамиды. Заканчивается он в палате, имеющей размеры 14 на 5 м. Нижняя часть ее вырублена в скале, а верхняя построена из блоков известняка Палата имеет остроконечную крышу с тем же углом наклона, что и стены пирамиды. В западной стороне палаты имеется саркофаг из полированного гранита (илл. 16 и 17). Там он был, вероятно, установлен до возведения крыши, потому что он по ширине не мог пройти через коридор. Он имеет крышку (в настоящее время сломанную), которая закрепляется с помощью штырей, смоляного уплотнителя и цемента Хотя саркофаг сделан по размерам тела, здесь не найдено следов захоронений. Он во многих отношениях отличается от саркофага в Великой пирамиде — и по размерам, и по способу подгонки крышки, и по тому, что стоит не сам по себе, а в специальном углублении. Имеется здесь и особый шурф в полу палаты. Египтологи считают, что там находился ларец с жизненно важными органами усопшего фараона, но доказательств этому не имеется, так что назначение этого шурфа остается тайной. В других пирамидах подобных углублений нет.

Нижний вход в пирамиду ведет в толщу горной породы и доходит до горизонтальной секции первого коридора Перед поворотом к горизонтальной секции имеется пустая подземная палата неизвестного назначения, размерами 10 х 3 м, высотой около 3 м. Она выдолблена в толще камня, внутри отделана лучше, чем любая из других подземных палат в Египте. После выхода из палаты подземный коридор соединяется с верхним. Остается тайной, зачем в этой пирамиде были сделаны два разных входа, соединенные подобным образом Большинство египтологов считают, что по ходу работы в план строительства были внесены какие-то изменения, и главная палата сооружена была в другом месте. Но некоторые полагают, что нижняя система сооружений — свидетельство существования плана расширения пирамиды* от которого потом отказались. Скорее всего, Вторую пирамиду первоначально собирались построить меньшего размера и метров на сто севернее по отношению к ее настоящему расположению (в этом случае подземная палата оказалась бы в центре пирамиды). Возможно, перемена решения была связана с тем, что строители хотели использовать топологию плато, чтобы определенным образом разместить Сфинкс (рис. 5).

Простота устройства Второй пирамиды резко контрастирует со сложностью внутренней структуры Великой пирамиды. Это обстоятельство заставило многих современных исследователей искать во Второй пирамиде скрытые палаты, используя электронные приборы, но это не принесло никаких результатов. Кое-кому не хотелось верить, что подобная каменная громада была возведена «просто так». Ленер, например, предложил следующее объяснение: «Простота внутреннего устройства пирамиды Хефрена отражает опыт строителей, столкнувшихся с проблемами при сооружении палат на значительной высоте в пирамидах Снофру и Хеопса».

Мне это замечание кажется неубедительным. Из чего следует, что у строителей пирамиды Хеопса были проблемы такого рода? Напротив, эта пирамида при всем ее новаторстве отличается совершенством исполнения. И снова возникает вопрос действительно ли Хеопс строил Великую пирамиду? Будь это так, следовало бы ожидать гораздо большего ее сходства с пирамидой его сына Хефрена.

Не попрощаться ли с теорией усыпальниц?

В начале XX в. сэр Уоллис Бадж категорично заявил, что Великая пирамида была «местом захоронения и больше ничем». Помимо этой распространенной тогда «пирамидиотской» моды в египтологии, его высказывание отражало и невозможность найти какое-то иное решение. Если Великая пирамида не являлась усыпальницей, то чем же она тогда могла быть? И теперь, лет сто спустя, мало что изменилось в этом смысле. Целое поколение египтологов выросло на учении, что все пирамиды служили усыпальницами, и они не откажутся от этой теории, пока не найдут новое решение. С другой стороны, они и не найдут новое решение, пока не откажутся от старой теории. Никто не любит признавать, что его знания неверны, но сейчас именно это и требуется. Самая лучшая рабочая гипотеза состояла бы в признании, что мы не знаем, что представляют собой пирамиды в Гизе. Этот необычный поход оправдан множеством несоответствий в старой теории. Во второй главе мы уже говорили: мало похоже, чтобы пирамиды Снофру были усыпальницами. Лучше ли в этом смысле обстоит с Великой пирамидой?

Начнем с одного предмета, который считается подкреплением гипотезы о Великой пирамиде как месте захоронения. Речь идет о «гробнице», найденной в «Палате царя». Эта находка отличает Великую пирамиду от дахшурских. Резонно предположить, что это гранитное хранилище для тела усопшего. Но справедливо ли такое предположение? Если бы мы нашли этот гранитный короб на заводе, мы не сочли бы его гробницей. А если бы мы нашли бы его в музее без пояснительной надписи, то гадали бы, что это такое. Дело в том, что мы рассматриваем эту находку в контексте идеи о существовании некрополя в Гизе. Но некрополи присущи определенной эпохе. Что, если Великая пирамида существовала до появления некрополя? Теперь обратимся к здравому смыслу. Если это действительно гробница могущественного фараона, то она должна обладать совершенным воплощением Но гранитный короб снаружи отделан удивительно небрежно, с очевидными погрешностями. Важно также провести сопоставление с аналогичными случаями в практике египтологов. В мае 1954 г. 3. Гонейм обнаружил в пирамиде Семхета в Саккаре нетронутый «склеп». Эта пирамида явно не подвергалась ограблению — вход не был поврежден, туннель тоже, не имеется туннеля, прорытого ворами, золотые и серебряные изделия остались нетронутыми. Гонейм обнаружил внутри алебастровый саркофаг с зацементированной крышкой. Египтологи в волнении ожидали вскрытия саркофага, ожидая найти мумию фараона, но их ожидания оказались обманутыми, к их изумлению, саркофаг был пустым. Они не нашли ничего лучше, как объявить, что фараон создал «ложный» саркофаг. Критический анализ данных о пирамидах Древнего Царства, проведенный независимым специалистом К. Мендельсоном в 1974 г., привел его к выводу, что «существует слишком большое число не объясненных фактов. В особенности много пустых саркофагов и что еще хуже — пустых погребальных палат, так что теория усыпальниц не может считаться неоспоримой».

До сих пор популярна теория немецкого исследователя Л. Борхардта, который еще лет сто назад наличие в этой пирамиде трех палат объяснял тем, что фараон дважды менял решение о месте своего захоронения. Однако если подземная палата была оставлена ради «Палаты царицы», зачем строители достроили нисходящий коридор, а если «Палата царицы» была, в свою очередь, оставлена ради «Палаты царя», то зачем строители провели от «Палаты царицы» так называемые вентиляционные шахты? Но египтологам очень удобно придерживаться концепции Борхардта, игнорируя то, что ей противоречит. Есть и другие вопросы, на которые египтологи не обратили достаточного внимания из-за господства теории усыпальниц. Например, в 183 7 г. полковник Ховард Вайз обнаружил у отверстия южной «шахты» Палаты царя железную пластину в каменной стене. Современные египтологи сомневаются в подлинности этой находки, но Петри в этом не сомневался. По его словам, «ржавчина содержит следы нуммулитов (ископаемых одноклеточных организмов. — Пер.), поскольку пластина находилась веками в толще нуммулитового известняка. И,нет серьезных оснований сомневаться, что она была установлена строителями пирамиды». Почему же египтологи ставят под сомнение мнение видного знатока? Они просто не могут объяснить возможное назначение этой железной пластины. Египтологи не приняли продуманный вывод Петри о том, что в Великой пирамиде имелась особая входная дверь. Он задался вопросом, почему арабы в 820 г. н. э. не воспользовались входом, находившимся лишь 12 м выше места, где они вошли внутрь пирамиды. По его мнению, там имелась особая дверь, тем более что в пирамиду не раз входили и до арабов. Очевидно, «должна была существовать откидная дверь, вроде дверцы люка, не заметная с первого взгляда. Известно, что подобная откидная дверь использовалась в Дахшуре. Да и описание входа (в Великую пирамиду) у Страбона согласуется только с наличием такого рода входа».

Идея постоянного входа в пирамиду не принимается большинством египтологов, потому что, по их теории, пирамиды были усыпальницами, запечатанными навеки. Еще одной аномалией в истории Великой пирамиды следует признать путь транспортировки тела фараона к месту «захоронения». Чтобы попасть в «Палату царя», похоронной процессии следовало идти вверх по галерее под углом 26°, причем там не было ни ступенек, ни перил. Кроме того, в центральной секции дорогу преграждали три гранитные затычки, очевидно, предназначенные для закрытия входа в «восходящий коридор». Дополнительным препятствием для процессии являлись также ниши в полу галереи. Эти странности озадачивали самих египтологов. Но никто из исследователей не усомнился в том, что пирамида была усыпальницей. Между тем в древних египетских письменных источниках мало определенных данных о такого рода погребальных обрядах, а иногда они даже противоречат концепции пирамид-усыпальниц.

В дальнейшем я попытаюсь показать, что египетские саркофаги специально были сделаны пустыми.

Было ли открытие Вайза?

Теперь вернемся к надписи с именем Хеопса, найденной внутри Великой пирамиды. Поскольку она находилась в замурованной ранее части пирамиды, то долгое время считалась основным свидетельством того, что пирамиду построил Хеопс Но подлинная ли это надпись? Если да, то остается вопрос, как Хеопс смог построить такое революционно новое сооружение. Если нет, то надо серьезно рассмотреть вероятность додинастического происхождения этой пирамиды, особенно с учетом данных радиоуглеродной датировки.

Открытие надписи приписывается англичанину Ричарду Вильяму Ховарду Вайзу (1784–1853 гг.), выходцу из семьи военных, уроженцу Букингемшира. Он ушел в отставку в чине подполковника, прослужив двадцать лет, когда ему исполнился 41 год. Считается, что экспедицию Вайза в Египет в 1835–1837 гг. финансировала его семья. Когда Вайз прибыл в Египет, ему был 51 год, и Вайз очень хотел добиться славы.

Тогда в Египте наступила пора громких открытий. Ф. Шампольон только что расшифровал египетские иероглифы, и мир впервые узнал имена фараонов. В 1836 г. Вайз встретился с итальянским капитаном Кавигильей, который много лет изучал египетские памятники, особенно пирамиды. Он, очевидно, увлек англичанина своими рассказами о том, что в ВелИкой пирамиде есть еще не исследованные помещения. Кавигилья согласился руководить раскопками в Гизе, которые финансировали Вайз, полковник Кемпбелл и некий мистер Слоун.

По отзывам современников, Вайз подходил к Великой пирамиде, как к осажденной крепости, иногда применяя порох, чтобы проникнуть в ее тайны. За два года он потратил на свое предприятие 10 тысяч фунтов, очень большую по тому времени сумму. После ряда неудач Вайз в феврале — марте 1837 г. сделал важное открытие. Работая в «палате Дэвисона» (названа так в 1765 г. по имени ее открывателя Н. Дэвисона), он обнаружил в потолке трещину, через которую можно было просунуть камышину. С помощью пороха Вайз пробил вход в комнату, которую он назвал «палатой Веллингтона». Он надеялся найти «склеп», а вместо этого обнаружил комнату, почти тождественную «палате Дэвисона». Но было и отличие; в новой «палате», по словам раскопщиков, на стенах имелись иероглифические надписи, В следующие шесть недель обнаружили еще несколько комнат (они известны как подсобные комнаты строителей, и о них уже говорилось). Всего комнат насчитывалось пять (см. рис. 8). Там Вайз нашел три разных надписи с именем фараона Хеопса. Они представляют собой аббревиатуру имени Хуфу с царским знаком, словосочетание «Хнум куфуи» («да защитит меня божество — баран Хнум»), также с царским знаком, и архаический вариант царского титула-имени «Гор-меджеду».



Рис. 8. Помещения в конструкции Великой пирамиды
1. «Царская палата». 2. Великая галерея. 3. «Гробница». 4. «Палата Дависона». 4а. Раскопки Кавигильи. 5. Палата Веллингтона. 6. Палата Нельсона. 7. Палата леди Арбатнот. 8. Палата Кемпбелла. 9. «Хуфу». 10. «Хнумкуфуи»


Почему говорят о подделке?

Было ли открытие Вайза подлинным? Известно, что он со своими помощниками практически свободно хозяйничал внутри пирамиды и в палатах, где нашли надписи, без того контроля, который принят у современных археологов, никто не мог бы помешать ему совершить подделку. В истории его открытия действительно есть обстоятельства, вызывающие недоверие. Во-первых, странно, что в четырех комнатах, открытых при Вайзе, найдены надписи, а в «палате Дэвисона», открытой значительно раньше, их нет. Во-вторых, надписи (если не считать одного небольшого исключения) имелись на всех стенах, кроме восточных, через которые он пробивался с помощью пороха В-третьих, в дневниках Вайза содержится намеренная манипуляция датами, в результате создается впечатление, что он нашел кусок камня с именем Хуфу после, а не до того, как нашел имя Хуфу (Хеопса) внутри пирамиды. Это не менее подозрительно, чем исчезновение его первоначальных дневников. (Семья Вайзов утверждает, что не может найти рукопись его дневника, так что приходится полагаться только на книгу в трех томах «Операции, проведенные в египетских пирамидах в 1837 г.», вышедшую в Лондоне в 1840–1842 гг., которая основывалась на дневниках Вайза).

Подозрительно и следующее открытие Вайза, сделанное им в третьей гизской пирамиде. В то время, в июле 1837 г., казалось, что он нашел часть скелета одного из ее строителей, а также имя фараона Менкаура на фрагменте крышки гробницы внутри пирамиды. Но впоследствии оказалось, что и то и другое относится к иному периоду, значительно более позднему, чем тот, когда была построена сама пирамида. Египтолог Харт назвал эту находку «древней подделкой», а д-р Эдвардс осторожно заметил: «Невозможно объяснить, каким образом в пирамиде оказались эти останки и крышка».

Остается открытым и вопрос, был ли Вайз самостоятельным исследователем или он работал на британское правительство? Довольно странно, что Вайз получил звание полковника 10 января 1837 г., в период, когда он на три месяца уезжал из Гизы. Еще более подозрительно, что в 1846 г. он был произведен в генерал-майоры, хотя уже 21 год числился в отставке. Остается только гадать, не был ли Вайз использован английскими секретными службами, а если так, то почему это они были заинтересованы, чтобы Великая пирамида считалась именно пирамидой Хеопса?

Как делались надписи?

Наиболее серьезные обвинения против Вайза выдвинул 3. Ситчин в своей книге «Лестница на небеса» (1980 г.). Он сосредоточился на самих надписях, где, по его словам, имеются несоответствующие детали, неправильное написание имени и неверная грамматика Однако обвинения были опровергнуты английским ученым Мартином Стоуэром, который показал, что Ситчин основывался на мнении ранних египтологов, таких как англичанин С. Берч, но в дальнейшем то, что им казалось несоответствием, разъяснилось. Например, три разных имени Хеопса, сначала создававшие путаницу, теперь рассматриваются египтологами как равнозначные.

Для меня вскоре стало ясно, что если Вайз действительно совершил подделку, то имена Хеопса он списывал не с книги, как полагали некоторые; скорее амбициозный англичанин копировал их с каких-то реальных надписей, найденных в районе Великой пирамиды. Известно, что имя Хеопса (Хуфу) действительно часто встречается в Гизе в гробницах его родни и его знати, а также в некоторых более поздних надписях. Во время своего пребывания там в феврале — марте 1837 г. Вайз вполне мог ознакомиться с надписями красной охрой, распространенными на гизском плато. Да и в его дневнике есть запись, относящаяся к этому времени, о том, что он просил Кавигилью помочь ему копировать иероглифы на камнях к северу от Второй пирамиды. Так что у него была принципиальная возможность воспроизвести имя Хеопса. Средства для подлога у него были, к тому же он одержим был мечтой совершить настоящее открытие. Однако стал бы этот человек идти на риск?

Ховард Вайз провел остаток жизни в славе и в почете. Он знал, что в трудах по истории его имя будет увековечено рядом с именем Хеопса. С другой стороны, разоблачение обмана означало бы для него потерю репутации, а ею в XIX в. очень дорожили. Но возможность разоблачения была незначительна, поскольку в то время сами египтологи были уверены, что Великая пирамида — создание Хеопса (как об этом сообщал Геродот). Вайзу предстояло убедиться, что в верхних подсобных комнатах нет собственно погребальных надписей, связанных с Хеопсом, после чего можно было самому сделать надписи и ввести в них царское имя, не возбуждая особых подозрений. Важно помнить, что в процессе раскопок настоящие египтологи не имели доступа в эти помещения, так что тогда никто не мог обнаружить обмана. Первое и должным образом засвидетельствованное представление надписей состоялось не раньше 19 мая, через две недели после открытия «палаты леди Арбатнот», когда Лорд Арбатнот, мистер Бретель и мистер Рэвен вошли в эту комнату, где сравнили с надписью зарисовку мистера Хилла и признали ее точность, как об этом сообщает 3. Ситчин.

Мне кажется, Вайз не стал бы ставить царский знак в надписи «Кнум куфуи» в «палате Арбатнот», пока бы не убедился, что комната над ней — последняя. Известно, что он 12 дней пробивался от нижней комнаты до самой верхней и столько же дней прошло до открытия «палаты Арбатнот». Практика показывает, что обычно такое продвижение совершается быстрее. Вполне возможно, Вайз, убедившись, что достиг последней комнаты («палаты Кемпбелла»), понял, что теперь совершить подделку безопасно. Заметим, что царский знак («картуш») имеется и в «палате Веллингтона», но, однако, это не вызвало сенсации при открытии палаты 30 марта. Возможно, предполагаемая подделка была причиной, по которой Вайз в своей книге воспроизвел будничные надписи из «палаты Нельсона», а не обнаруженную в «палате Веллингтона». Возможно, поэтому он и в своем дневнике сообщал о надписях в слишком общей форме. Не исключено, что этим же объясняется и его странная реакция 14 апреля на просьбу английского консула скопировать надписи в пирамиде — Вайз сначала попросил Перринга и Нэша сделать копии с надписей «гробницы Кемпбелла».

Интересно, что один из египтологов XIX в. Опост Мариэтт, первый директор Египетского ведомства древностей, основанного в 1858 г., компетентнее, чем мы сегодня, мог судить о событиях 1837 г. Он был уверен, что пирамиды «немы», и до конца жизни отказывался признать подлинность имени Хеопса в надписях пирамид. Его преемник — знаменитый Густав Масперо — заметил по этому поводу: «В предисловии к своей неоконченной книге он снова хотел продемонстрировать, что на мастабах нет и никогда не было никаких надписей».

Сомнения на этот счет имелись у египтологов и в позднейшее время. Сэр А. Гардинер в своей книге даже не упомянул имени Ховарда Вайза. Интересно также мнение инженера Джона Перринга, который помогал Вайзу. В книге, написанной позднее, он отметил, что красная охра, которой сделаны надписи, применялась в Египте и в его время и присовокупил: «Состояние надписей таково, что трудно отличить написанное вчера от написанного три тысячи лет назад». Не был ли это намек с его стороны?

Увлек ли Ховард Вайз на ложный путь?

Не имея сведений по радиоуглеродному анализу надписи, мы не можем знать точно, совершил ли полковник Вайз подделку имени Хеопса, Мы можем исходить только из косвенных данных и исторического контекста появления подобных надписей. Надпись, о которой идет речь, гласит: «(Люди) Хеопса, внушающего любовь. (Команда мастеров) Белой короны Хнум-куфуи могущественна».

Хотя некоторые исследователи третировали эту надпись как «поверхностную и грубую», большинство египтологов не видят в ней ничего особенного и считают, что царский знак (картуш) в настенной надписи древних мастеровых вполне на месте. По словам исследователей, в командах строителей были вполне грамотные писцы, а потому такую надпись можно рассматривать как серьезный источник. По их лшению, надписи сделаны правильно, но верно ли это по отношению к историческому контексту? Данных о древнеегипетских «граффити» мало. По словам Ленера, работавшие в пирамидах обычно делились на две команды, названные в честь правящего фараона. Эти команды, в свою очередь, делились на отряды (филы) и носили название «большой отряд», «малый отряд» и т. д. Как ни странно, такие названия не упоминаются в надписях Великой пирамиды. Правда, другие египетские надписи содержат такие фразы, как «Снофру могуществен», «команда сильных», «команда стойких» и т. п. Здесь имеется явная параллель с одной из надписей Великой пирамиды — «Команда мастеров Белой короны Хнум-куфуи могущественна». Кажется, это вполне уместное название для людей, способных поднимать каменные блоки весом 50–80 т. Но для меня сомнительны слова «Хеопса, внушающего любовь», поскольку хорошие отношения между рабочими обычно не влекут за собой восхищения боссом, особенно когда дело касается тяжелого подневольного труда Скорее можно ожидать шутливых надписей, вроде следующей с именем одного из преемников Хеопса: «Люди Менкаура пьяны».

Странным кажется также упоминание о мастерах. Этот термин обычно относился к командам оружейников, ковровщиков, гончаров, слесарей и т. д., но отчего он появился в Великой пирамиде, где скорее можно было ожидать упоминания о каменщиках, «подъемщиках глыб» и т. п.? Слово «мастер» или «ремесленник» в Египте обозначалось определенным иероглифом, напоминающим по виду древнеегипетское сверло. Его применение восходит к додинастическим временам. Оно ассоциировалось не с подъемом глыб, а с квалифицированной работой. Этот иероглиф был эмблемой высшего мастерства, связанного с созданием статуй, мебели, предметов искусства, а не с установкой монолитных блоков. Подобное несоответствие возможно лишь в случае, если Вайз действительно совершил подделку и скопировал надпись, уместную в одном контексте (например, в храме), но совсем неуместную в другом (внутри пирамиды).

Надписи в храмах больше подвергались порче, чем в таких закрытых наглухо сооружениях, как пирамиды, а потому, если Вайз действительно скопировал свои надписи подобным образом, в его надписях должны быть какие-то лакуны. Так и есть! Начиная с «палаты Нельсона» на западной стене мы находим обычные иероглифы, означающие «команда мастеров Белой короны могущественна», но царский знак в них почти отсутствует. Что это значит? Или писец не доделал свою работу, или надпись в оригинале была частично повреждена?

Еще более странная картина в «палате Арбатнот». Там, на северном конце западной стены, царский знак, напоминающий другие царские знаки «Хнум-куфуи», искажен, и его нельзя прочесть как символ, имеющий отношение к Хеопсу. На южном конце той же стены мы находим смесь иероглифов, которая должна означать название команды с использованием титула «???-Меджеду». Эта надпись была, очевидно, частично стерта, а потом восстановлена. Почему это произошло? В той же комнате на северной стене мы находим 6 (!) попыток изобразить царский титул «Хнум-куфуи», причем только одна из них увенчалась успехом. В одном из пяти случаев недостает всего одного символа. Объясняется ли это неумелостью египетского писаря, или это Вайз пытался скопировать частично поврежденную древнюю надпись?

На этой же стене мы находим два разных написания одного и того же названия («Команда мастеров Белой короны». В одном случае оно запечатлено перед царским титулом, а в другом — под ним. Сами же символы «Белой короны» начертаны в трех разных стилях. На южной стене той же палаты имеются две фрагментарные попытки написать имя «Гор-Меджеду», наряду с какими-то непонятными значками, о чем сообщает Ситчин в упомянутой выше книге.

Мало кто обращал внимание на эти неправильности и странности, так как обычно египтологи занимались совершенными по исполнению надписями с именем Хеопса Но еще меньше было тех, кто задумывался над тем, что вся ортодоксальная модель, касающаяся Гизы, основывается на этих фрагментарных, вырванных из контекста надписях подозрительного происхождения.